РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету литературное чтение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. руководителя по УВР Руководитель МБОУ «СБСОШ»

Минеева Т.М.__________ Данилина Л.Н. _____ Мартемьянов В.И. ________

Протокол № _1_ от Приказ №

«___26_»_августа_2014 г. «__29_»_августа__ 2014 г «_29_»августа_2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету литературное чтение


__3_ класс

на 2014-2015 учебный год



Учитель: Минеева Т.М.

Категория: I



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 10

« 20 » __августа_ 2014г.


2014 год

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе:


Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 -4). Москва. Просвещение. 2009. Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), на основе учебного плана школы на 2014-15 учебный год

Концептуальной программы «Школы Росси» научный руководитель А.А. Плешаков. М: Просвещение 2008.

Преподавание ведется по учебнику:

Литературное чтение. В 2 частях, в комплекте с аудиоприложением (МРЗ) Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. 3 класс. М: Просвещение, 2013.



Количество часов в году - 68

Количество часов в неделю: 2

Методическая литература:

  1. Методика развития речи младших школьников Львов М. Р./ М. Просвещение, 1985.

  2. Детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Литература/, М. Изд-во АСТ 2004г.

  3. Я иду на урок в начальную школу Часть 1,2. Чтение. Книга для учителя. М. Первое сентября,2002.

  4. Поурочные разработки по литературному чтению.4 класс(1-4), Кутявина С.В./ М. «ВАКО» 2004.

Контрольно-измерительные материалы:

  1. Организация рубежного и текущего контроля за усвоением знаний умений и навыков в процессе обучения чтению в начальных классах. Горецкий В.Г. / М. Изд-во АСТ.2004.


Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373, от 06.10.2009г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
  • Примерные программы начального общего образования, «Просвещение», 2009 г.
  • Учебный план МБОУ «Сарсаз-Багряжская ООШ» Заинского муниципального района Республики Татарстан» на 2014 - 2015 учебный год
  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской. Программа и материал УМК рассчитаны на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует примерному учебному плану школ с татарским языком бучения в 3 классах (1-3) (модель 4)
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: - формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач - сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения. Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором. Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; - обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Круг детского чтения. Тематика 1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга - окно в новый неведомый мир» (М. Горький). 2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки. Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных). Литература - искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях. 3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы. Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения 1. Развитие навыка чтения. - Способ чтения: беглое чтение целыми словами. - Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы. - Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. - Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70-80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. - Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. - Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их. - Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста. - Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя). - Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей. - Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др. 3. Воспитание культуры речи и чтения. - Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения. - Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя). - Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному. - Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста. Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром. 1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений. - Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства. - Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного. - Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах. 2. Слушание художественных произведений. - Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное. - Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей. - Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием. - Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору). 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. - Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову. - Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев. - Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики. - Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки. - Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей. - Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку. - Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов). - Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения. - Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа. - Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли. 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. - Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. -Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок. - Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения. - Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью. - Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе - реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении. - Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста. - Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца. - Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение - мораль). - Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).


Календарно-тематический план


№ п/п Раздел

Количество часов

1. Книги - мои друзья.

2 часа

2. Жизнь дана на добрые дела.

9 часов

3. Волшебные сказки.

9 часов

4. Люби всё живое.

10 часов

5. Картины русской природы.

5 часов

6. Великие русские писатели.

13 часов

7. Литературная сказка.

14 часов

8. Картины родной природы.

6 часов

Содержание курса Виды речевой и читательской деятельности Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю). Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение). Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Результаты изучения курса Личностные результаты 1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.




№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

освоения материала

Дата план факт


Книги - мои друзья. 2 часа

1 Книги Древней Руси. Мы идём в музей книги

1 Урок изучения нового материала Текущий контроль. Знакомство с названием раздела «Книги-мои друзья». Обсуждение высказывания в паре. Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге. Диалог Ани и Вани. Знакомство с книгой Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах». Чтение высказывания Ярослава Мудрого о книгах. Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха. Обобщение по теме урока. Книга-великая мудрость для всего народа. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. 2.09

2






Первопечатник Иван Фёдоров.

1 Урок изучения нового материала Текущий контроль. Знакомство с темой урока. Рассматривание памятника Ивану Фёдорову. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам головоломки. Краткий (сжатый) пересказ. Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре. Обобщение по теме урока.
На основе текста Б.Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг, для подготовки своего сообщения.





4.09


Жизнь дана на добрые дела. 9 часов

3 В.И. Даль - собиратель народной мудрости.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с темой раздела учебника «Жизнь дана на добрые дела». Чтение опорных слов. Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок-благородный поступок, красивый поступок, гадкий поступок; честность-правдивость- верность слову; благородство, красота). Диалог Ани и Вани (учебник). Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника3,4. Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Читать тексты вслух и про себя. 8.09

4 Н. Носов. Огурцы.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело». 11.09

5 М. Зощенко. Не надо врать.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. 15.09

6


М. Зощенко. Не надо врать.

1 18.09

7 Л. Каминский. Сочинение.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с произведением Л. Каминского «Сочинение». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Творческая работа. Написание отзыва на книгу.
Определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их связь











22.09

8 М. Зощенко. Через тридцать лет.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. 25.09

9 Н. Носов. Трудная задача.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Самостоятельное чтение произведения Н. Носова «Трудная задача».
29.09

10 В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Объяснение заглавия текста. Анализ произведения. Разметка текста. Выразительное чтение по ролям. Инсценирование произведения. 2.10

11 Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

1 Урок обобщения Текущий контроль. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 6.10

Волшебные сказки. 9 часов

12 Иван - царевич и Серый Волк.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с темой урока. Работа по с.48-49 учебника. Народные сказки. Знакомство с особенностями волшебной сказки. Диалог Ани и Вани. Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшебная сказка.
Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 9.10
13.10

13 Иван - царевич и Серый Волк.

1 16.10

14 Иван - царевич и Серый Волк.

1

15 Летучий корабль.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство со сказкой «Летучий корабль». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Русские народные сказки. 20.10

16 Летучий корабль.

1

17 «Морозко», «Белая уточка»

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Самостоятельное чтение сказки 23.10

27.10

18 По щучьему веленью

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Подготовка к инсценированию, распределение ролей, работа в группе 30.10

19 Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

1 Урок обобщения Текущий контроль. Исследовательская работа «Добро побеждает зло» Выполнение вопросов и заданий учебника 2 четверть 10.11

Люби все живое. 10 часов

20 К. Паустовский. Барсучий нос.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Знакомство с рассказом К Паустовского «Барсучий нос». Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Выявлять особенности героев художественного рассказа. Определять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 13.11

21 К. Паустовский. Барсучий нос.

1 17.11

22 В. Берестов. Кошкин щенок. Б. Заходер. «Вредный кот».

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с произведением В. Берестова «Кошкин щенок». Особенности художественного текста. Подготовка к выразительному чтению. Знакомство с произведением Б. Заходера «Вредный кот». Сравнение стихотворений. Подготовка к выразительному чтению. 20.11

23 В. Бианки. «Приключения Муравьишки».

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с произведением В. Бианки «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Текущий контроль. Создание текста по аналогии «Муравьишка и Бабочка». Сравнение художественного и научно-познавательного текста. О. Полонский «Муравьиное царство». 24.11

24 Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».

1 Урок совершенствования умений 27.11

25 Тим Собакин. Песни бегемотов.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с книгой Тима Собакина. Чтение стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Написание отзыва на произведение Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. 1.12

26 Детские журналы

1 Урок изучения нового материала Текущий контроль. Знакомство с детскими журналами 4.12

27


Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Определение главной мысли произведения. Характеристика героев. Текущий контроль. Анализ рассказа. Составление плана понравившегося рассказа Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. 8.12

28 Н. Носов. Карасик.

1 Урок совершенствования умений 11.12

29 М. Горький. Воробьишко.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Подготовка к инсценированию произведения. Инсценирование произведения.
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведения. 15.12

30

Обобщение по разделу «Люби все живое

1 Урок обобщения Тематический. контроль. Техника чтения. Выполнение заданий в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 18.12



Картины русской природы. 5часов

31 Н. Некрасов. Славная осень.

1 Урок совершенствования умений Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Текущий контроль. Подбор слов-ассоциаций по теме урока. Создание устного текста «Славная осень». Знакомство с произведением Н. Некрасова «Славная осень!..». Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. 22.12

32 М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с произведением М. Пришвина «Осинкам холодно...». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Знакомство с произведением Ф. Тютчева «Листья». Сравнение произведений. 25.12

33 А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с произведениями А.Фета, И.Бунина. Сравнение произведений. 3четверть 12.01

34 К. Бальмонт. Снежинка. К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Объяснение значений выражений в стихотворении. Определение темы и главной героини произведения. Чтение и составление описания снежинки Исследование текстов стихотворений Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять средства художественной выразительности и обосновывать свое мнение. Работать в паре. 15.01

35 Обобщающий урок по разделу «Картины русской природы»

1 Урок обобщения Тематический контроль. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 19.01

Великие русские писатели. 13 часов

36 А.С. Пушкин. Зимнее утро.

1 Урок изучения нового материала Текущий контроль. Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Чтение статьи В. Берестова «Александр Сергеевич Пушкин». Краткий пересказ. Чтение стихотворения «Зимнее утро». Анализ произведения. Сравнение стихотворения и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро». Текущий контроль. Чтение стихотворения «Зимний вечер». Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи Ю. Клевера «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Чтение стихотворения «Опрятней модного паркета...». Анализ стихотворения. Сравнение стихотворения с произведением живописи П. Брейгеля младшего «Зимний пейзаж», В. Сурикова «Взятие снежного городка» Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст. 22.01

37 А.С. Пушкин. Зимний вечер.

1 Урок совершенствования умений 26.01

38


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1 Урок изучения нового материала Урок совершенствования умений Текущий контроль. Чтение и анализ произведения «Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Текущий контроль. Составление плана сказки. Нахождение слов, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждение в паре, когда используется приём звукозаписи. Озаглавливать иллюстрации. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи. Озаглавливать иллюстрации.Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. 29.01
2.01

39



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1 5.02

40 Анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». И.Я.Билибин

1

41 И.А. Крылов. Слон и Моська.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Знакомство с темой урока. Чтение диалога Ани и Вани. Опыт прочтения басен в 1-2 классах. Выявление восприятия басен младшими школьниками. Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И. Крылова?». «Работа по с.45-47 учебника. Анализ басни «Слон и Моська». Работа по вопросам на с.49 учебника

Рассказывать об особенностях басни И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа.



9.02

42 И. А. Крылов. Чиж и голубь.

1 Урок совершенствования умений 12.02

43 Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Антиципация темы урока. Знакомство с выставкой книг. Классификация книг. Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа «Лев и собачка». Работа по вопросам учебника на с.53. Текущий контроль. Подготовка к пересказу. Пересказ. Текущий контроль. Анализ рассказа «Акула». Работа по вопросам учебника на с.58. 16.02

44 Л.Н. Толстой. Лебеди.

1 Урок совершенствования умений 19.02

45 Л.Н. Толстой. Акула.

1 Урок совершенствования умений 24.02

46 Л. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли».

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Самостоятельное чтение вслух и про себя. 26.02

47 И.А. Крылов. Квартет.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Инсценирование басни, распределение ролей.. Подготовка к инсценированию произведения. Инсценирование произведения. 2.03

48 Обобщение по теме: «Великие русские писатели».

1 Урок обобщения Тематический. Проверка техники чтения. Выполнение вопросов и заданий учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 5.03

Литературная сказка. 14 часов

49 В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Исследование содержания сказки и образа Снегурочки, заполнение таблицы. Характеристика героя. Текущий контроль. Главные герои, главная мысль сказки Характеристика героев произведения. Определение нравственного смысла текста. Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. 9.03

50 В. Одоевский. Мороз Иванович.

1 Урок совершенствования умений 12.03

51 В. Одоевский. Мороз Иванович.

1 16.03

52 Д. Н. Мамин - Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

1 Урок изучения нового материла Урок совершенствования умений Текущий контроль. «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушкины сказки». Чтение и анализ «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа по вопросам учебника. Характеристика героя произведения. Подготовка к пересказу. Текущий контроль. Пересказ сказки. Работа по группам. Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. 19.03
2.04

53 Д. Н. Мамин - Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

1

54


Б. Заходер Винни Пух. Р. Киплинг Братья Маугли

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Работа по группам. Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки.

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. Сочинять возможный конец сказки.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение 4четверть 6.04
9.04


55 Р. Киплинг Братья Маугли

1

56 Дж. Родари. Волшебный барабан.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Чтение и анализ сказки Дж. Родари «Волшебный барабан». 13.04

57 Тим Собакин. Лунная сказка.

1 Урок совершенствования умений


Текущий контроль.
16.04

58 Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

1 Урок совершенствования умений 20.04

59 Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

1 23.04

60 С. Михалков. Упрямый козлёнок.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Подготовка к инсценированию произведения. Инсценирование произведения 27.04

61 С. Михалков. Упрямый козлёнок..

1 Урок обобщения 30.04

62 Обобщающий урок по теме «Литературная сказка»

1 Урок обобщения Тематический. Ответы на вопросы и задания в учебнике с.135. Сочинение сказки Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
4.05

Картины родной природы. 8 часов

63 Б. Заходер. Что такое стихи?

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Чтение диалога Ани и Вани. Что такое творчество? Анализ стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?». Что такое стихотворение? Может ли стихотворение являться творчеством?










Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. 7.05

64 И. Соколов - Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Чтение и анализ произведения И. Соколова-Микитова «Март в лесу». Чтение и анализ стихотворения. А. Майкова «Весна». 11.05

65 С. Есенин «Сыплет черёмуха…». С добрым утром

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Чтение и анализ стихотворения. С. Есенина «Сыплет черёмуха...» Анализ картины В. Пурвит «Последний снег», В. Борисова- Мусатова «Весна». Чтение и анализ стихотворения С. Есенина «С добрым утром». Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение. Знакомство со сборником стихов С. Есенина. 14.05

66 О. Высотская Одуванчик

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Работа с лирическим текстом. 18.05

67 М. Пришвин. Золотой луг.

1 Урок совершенствования умений Текущий контроль. Составление сложного плана текста, пересказ Текущий контроль. Анализ картины А. Рылова «Зелёный шум». Чтение и анализ стихотворения Саши Чёрного «Летом» Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака...». Анализ картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведения живописи и стихотворения. Тематический. Проверка техники чтения. Чтение и анализ. Г. Юдин «Поэты». Я. Аким «Как я написал первое стихотворение» 21.05

68 Сравнение стихотворений. Саша Чёрный. «Летом» Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы»

1 Урок совершенствования умений Урок обобщения 22.05

Педагогические условия и средства реализации стандарта: Формы: урок. Виды уроков:

  • урок - сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок - игра
  • проверка знаний

Учебное оборудование: технические средства (проектор, компьютер, нетбук), учебные (столы, доска), собственно учебные средства: наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Работа в паре, в группе

  • Написание отзывов на прочитанное произведение

  • Срезовые работы (тесты)

  • Творческие работы (отзывы, сочинения)

24

© 2010-2022