Тематическое планирование курса Мой жизненный путь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование курса Мой жизненный путь



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы О.А.Бандяк, В.Н.Синицина, И.А.Кузьмин «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1-4-й класс). Истоковедение. Том 1.Издание 2-е, дополненное.-М.: Истоки, 2007., в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОАУ СОШ №10, утверждённой приказом от 28.08.2015г. № 311. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Курс «Воспитание на социокультурном опыте» в 3 классе развивает прочувствованное восприятие основных категорий жизненного пути человека, соединяет в единое целое жизненный путь поколений. Программой курса предусмотрено присоединение ученика и его семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. Все участники единого воспитательного процесса выходят на структурирование прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии, на осмысление жизненно важной необходимости преемственности положительного опыта, преемственности традиций. Во третьем классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной и духовно-нравственной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива, поле, река, море-океан, путь-дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, купцы-умельцы, ярмарка), ТРУД ДУШИ (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм). В рамках курса происходит интегрирование получаемых в школе знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретает первый опыт целостного социокультурного восприятия. Данная программа модифицирована социально-педагогической направленности, носит развивающий характер, составлена на основе программы О.А.Бандяк, В.Н.Синицина, И.А.Кузьмин «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1-4-й класс). Истоковедение. Том 1.Издание 2-е, дополненное.-М.: Истоки, 2007. Цель программы - организация совместной деятельности ученика и его семьи с целью приобщения к единым социокультурным ценностям. Задачи

  • осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;
  • развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
  • воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
  • социокультурное развитие группы;
  • расширение знаний по предметам гуманитарного цикла.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа «Мой жизненный путь» для 3 класса рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) Срок реализации - 1 год Формы занятий:
  • Беседа с элементами практической деятельности.
  • Активные формы обучения: разновидности ресурсного круга, тренинг, работа в паре, работа в тройке, работа в четверке.
Примечание: активные формы обучения имеют 3 этапа проведения подготовительный; основной (индивидуальная работа, работа в паре, группе); рефлексия. Формы подведения итогов:
  • творческое занятие по данной теме;
  • участие в городских конкурсах.
  • совместные занятия с родителям
Ожидаемые результаты:
  • создание Первой Книги.
  • наполнение базисных социокультурных категорий.
  • участие в городских конкурсах

Критерии оценки:
  • Положительные тенденции изменения знаний и деятельности конкретного учащегося и объединения в целом.
Условия реализации программы:
  • наличие ПК или видеомагнитофона
папки творческих работ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета Личностные результаты обучения

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
  • способность к организации собственной деятельности и развитие готовности к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни и компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Метапредметные результаты. Коммуникативные универсальные учебные действия
  • коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество;
  • формирование умения продуктивного взаимодействия с другими участниками процесса, умения совместного принятия решения;
  • признание возможности существования различных точек зрения, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность и адекватно воспринимать оценку со стороны;
  • формирование готовности к преодолению трудностей.
Предметные результаты:
  • совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности;
  • уметь работать с анкетами, тестами, опросниками;
  • уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Родной очаг-9 ч.

Имя. Семья. Род. Деревня. Город.

Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день именин. Традиции имянаречения. Родовое имя.

Родные просторы-9 ч.

Нива и поле. Лес. Река, Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни.

Лесник. Дары и тайны леса Море.

Океан. Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога жизни.

Труд земной-8 ч.

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры.

Мастер - кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник

Труд души-8 ч.

Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка

Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе.

Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек.

Название темы раздела

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

Родной

очаг

9

3

6

    Родные

    просторы

    9

    3

    6


      Труд земной

      8

      2

      6

        Труд души

        8

        2

        6

        Итого:

        34

        10

        24

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        п/п

        Тема занятия

        Кол-во

        часов

        По плану

        По факту

        Элементы содержания

        Родной очаг-9 ч.

        Введение в предмет.

        Имя.

        1

        05.09

        Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день именин. Традиции имянаречения. Родовое имя. Ресурсный круг «Имя и доброе качество»

          Семья.

          1

          12.09

          Семья - любовь, забота, согласие. Семейные традиции. Работа в паре «Семья»

            Семья.

            1

            19.09

            Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям»

              Род.

              1

              26.09

              Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. Работа в паре «Родовое дерево».

                Дом.

                1

                03.10

                Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

                  Дом.

                  1

                  10.10

                  Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. Работа в паре «Родственные вещи».

                    Деревня.

                    1

                    17.10

                    Деревня - кормилица. Земледельцы. Община «мир». Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. Работа в паре «Занятия жителей деревни».

                      Город.

                      1

                      24.10

                      Город - труженик. Щит. Отечество. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. Ресурсный круг «Город».

                        Обобщающее занятие по теме «Родной очаг».

                        1

                        31.10

                        Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг).

                        Родные просторы-9 ч.


                          Нива и поле.

                          1

                          14.10

                          Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. Работав паре «Поле и школа».

                            Нива и поле.

                            1

                            21.10

                            Труд земной и труд души на ниве. «Нива - Божья ладонь».

                            Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа».

                              Лес.

                              1

                              28.10

                              Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. Ресурсный круг «Лес».

                                Река.

                                1

                                05.12

                                Название реки. Ручей - Река - Море - Океан. Течение времени. Живая, святая вода. Работа в паре «Вода - Живая вода - Святая вода».

                                  Река.

                                  1

                                  12.12

                                  Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. Ресурсный круг «Река».

                                    Море - океан.

                                    1

                                    19.12

                                    Море - океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня.

                                      Путь - дорога.

                                      1

                                      26.12

                                      Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. Ресурсный круг «Значимые цели жизни».

                                        Дорога жизни.

                                        1

                                        Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога жизни. Ресурсный круг «Значимые дороги жизни»

                                          Обобщающее занятие «Родные просторы».

                                          1

                                          Родные просторы. Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» (оценивающий тренинг).

                                          Труд земной-8 ч.


                                            Сев и жатва.

                                            1

                                            Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. Работа в паре «Пословицы и приметы».

                                              Братья меньшие.

                                              1

                                              Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. Работа в паре «Про кого так говорят». Проект «Забота о животных»

                                                Ткачихи - рукодельницы.

                                                1

                                                Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. Ресурсный круг «Ткачихи - рукодельницы».

                                                  Ткачихи - рукодельницы.

                                                  1

                                                  Лен. Полотно. Терпение. Сноровка.

                                                  Работа в четверке «Как рубашка в поле выросла».

                                                    Мастера - плотники.

                                                    1

                                                    Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Мастерство. Работа в четверке «Инструменты плотника».

                                                      Кузнецы - умельцы.

                                                      1

                                                      Мастер - кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. Работа в тройке «Подкуем лошадку».

                                                        Ярмарка.

                                                        1

                                                        Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. Ресурсный круг «Ярмарка».

                                                          Обобщающее занятие «Труд земной».

                                                          1

                                                          Труд земной. Работа в четверке «Труд земной и орудия труда»

                                                          Труд души-8 ч.


                                                            Слово.

                                                            1

                                                            Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. Ресурсный круг «Подари доброе слово».

                                                              Сказка.

                                                              1

                                                              Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

                                                              Ресурсный круг «Любимый сказочный герой».

                                                                Песня.

                                                                1

                                                                «Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. Работа в четверке «Праздничная песня».

                                                                  Праздник.

                                                                  1

                                                                  Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. Ресурсный круг «Любимый праздник».

                                                                    Книга.

                                                                    1

                                                                    Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. Ресурсный круг «Любимая книга».

                                                                      Икона.

                                                                      1

                                                                      Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. Работа в четверке «Иконописный образ».

                                                                        Храм.

                                                                        1

                                                                        Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. Ресурсный круг «Храм души».

                                                                          Обобщающее занятие «Труд души».

                                                                          1

                                                                          Труд души. Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем».

                                                                          КОНТРОЛЬ


                                                                          Тема

                                                                          Формы подведения

                                                                          итогов

                                                                          1

                                                                          Родовой очаг

                                                                          Рисунки

                                                                          Эмблемы семьи

                                                                          2

                                                                          Родные просторы

                                                                          Экскурсия на хлебозавод

                                                                          3

                                                                          Труд земной

                                                                          Проект «Забота о животных»

                                                                          4

                                                                          Труд души

                                                                          Экскурсия

                                                                          УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                                                                          № п.п.

                                                                          Средства

                                                                          Перечень средств

                                                                          1

                                                                          учебно-лабораторное оборудование и приборы

                                                                          Картины

                                                                          Сказки

                                                                          Рисунки

                                                                          Картинки

                                                                          Иконы

                                                                          Библия

                                                                          2

                                                                          технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся Оборудование рабочего места учителя:

                                                                          • классная доска с креплениями для таблиц;
                                                                          • магнитная доска с функцией МИМИО;
                                                                          • ноутбук;
                                                                          • универсальное устройство(сканер, принтер, копир)
                                                                          • мультимедийный проектор

                                                                          Экспозиционный экран.

                                                                          3

                                                                          цифровые образовательные ресурсы

                                                                          DVD с записью сказок

                                                                          Кассеты

                                                                          Диски РВ

                                                                          СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                          Наименование

                                                                          Автор

                                                                          Издательство и год издания 1

                                                                          Истоки 2 класс, Учебное пособие

                                                                          Камкин А.В.,-

                                                                          М.: Истоки, 2007 2

                                                                          Социокультурные истоки «Истоковедение», Методическое пособие для учителя

                                                                          М.: «Истоки», 2007г.


                                                                          Приложение 1

                                                                          ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                          Название раздела, темы

                                                                          Дата проведения по плану

                                                                          Причина корректировки

                                                                          Корректирующие мероприятия

                                                                          Дата проведения по факту

                                                                          Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)












                                                                          © 2010-2022