- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование курса Мой жизненный путь
Тематическое планирование курса Мой жизненный путь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Журавлёва Н.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы О.А.Бандяк, В.Н.Синицина, И.А.Кузьмин «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1-4-й класс). Истоковедение. Том 1.Издание 2-е, дополненное.-М.: Истоки, 2007., в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОАУ СОШ №10, утверждённой приказом от 28.08.2015г. № 311. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Курс «Воспитание на социокультурном опыте» в 3 классе развивает прочувствованное восприятие основных категорий жизненного пути человека, соединяет в единое целое жизненный путь поколений. Программой курса предусмотрено присоединение ученика и его семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. Все участники единого воспитательного процесса выходят на структурирование прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии, на осмысление жизненно важной необходимости преемственности положительного опыта, преемственности традиций. Во третьем классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной и духовно-нравственной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива, поле, река, море-океан, путь-дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, купцы-умельцы, ярмарка), ТРУД ДУШИ (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм). В рамках курса происходит интегрирование получаемых в школе знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретает первый опыт целостного социокультурного восприятия. Данная программа модифицирована социально-педагогической направленности, носит развивающий характер, составлена на основе программы О.А.Бандяк, В.Н.Синицина, И.А.Кузьмин «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1-4-й класс). Истоковедение. Том 1.Издание 2-е, дополненное.-М.: Истоки, 2007. Цель программы - организация совместной деятельности ученика и его семьи с целью приобщения к единым социокультурным ценностям. Задачи
- осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;
- развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
- воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
- социокультурное развитие группы;
- расширение знаний по предметам гуманитарного цикла.
- Беседа с элементами практической деятельности.
- Активные формы обучения: разновидности ресурсного круга, тренинг, работа в паре, работа в тройке, работа в четверке.
- творческое занятие по данной теме;
- участие в городских конкурсах.
- совместные занятия с родителям
- создание Первой Книги.
- наполнение базисных социокультурных категорий.
- участие в городских конкурсах
Критерии оценки:
- Положительные тенденции изменения знаний и деятельности конкретного учащегося и объединения в целом.
- наличие ПК или видеомагнитофона
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета Личностные результаты обучения
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
- готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
- способность к организации собственной деятельности и развитие готовности к принятию ответственности за их результаты;
- развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни и компетентности в вопросах нормативного поведения.
-
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
- коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество;
- формирование умения продуктивного взаимодействия с другими участниками процесса, умения совместного принятия решения;
- признание возможности существования различных точек зрения, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение адекватно оценивать свою деятельность и адекватно воспринимать оценку со стороны;
- формирование готовности к преодолению трудностей.
- совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности;
- уметь работать с анкетами, тестами, опросниками;
- уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Родной очаг-9 ч.
Имя. Семья. Род. Деревня. Город.
Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день именин. Традиции имянаречения. Родовое имя.
Родные просторы-9 ч.
Нива и поле. Лес. Река, Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни.
Лесник. Дары и тайны леса Море.
Океан. Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.
Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога жизни.
Труд земной-8 ч.
Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры.
Мастер - кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.
Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник
Труд души-8 ч.
Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.
Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка
Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.
Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.
Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе.
Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек.
№
Название темы раздела
Количество часов
Всего
Теорет.
Практич.
Родной
очаг
9
3
6
Родные
просторы
9
3
6
Труд земной
8
2
6
Труд души
8
2
6
Итого:
34
10
24
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
По плану
По факту
Элементы содержания
Родной очаг-9 ч.
Введение в предмет.
Имя.
1
05.09
Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день именин. Традиции имянаречения. Родовое имя. Ресурсный круг «Имя и доброе качество»
Семья.
1
12.09
Семья - любовь, забота, согласие. Семейные традиции. Работа в паре «Семья»
Семья.
1
19.09
Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям»
Род.
1
26.09
Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. Работа в паре «Родовое дерево».
Дом.
1
03.10
Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.
Дом.
1
10.10
Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. Работа в паре «Родственные вещи».
Деревня.
1
17.10
Деревня - кормилица. Земледельцы. Община «мир». Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. Работа в паре «Занятия жителей деревни».
Город.
1
24.10
Город - труженик. Щит. Отечество. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. Ресурсный круг «Город».
Обобщающее занятие по теме «Родной очаг».
1
31.10
Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг).
Родные просторы-9 ч.
Нива и поле.
1
14.10
Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. Работав паре «Поле и школа».
Нива и поле.
1
21.10
Труд земной и труд души на ниве. «Нива - Божья ладонь».
Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа».
Лес.
1
28.10
Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. Ресурсный круг «Лес».
Река.
1
05.12
Название реки. Ручей - Река - Море - Океан. Течение времени. Живая, святая вода. Работа в паре «Вода - Живая вода - Святая вода».
Река.
1
12.12
Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. Ресурсный круг «Река».
Море - океан.
1
19.12
Море - океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня.
Путь - дорога.
1
26.12
Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. Ресурсный круг «Значимые цели жизни».
Дорога жизни.
1
Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога жизни. Ресурсный круг «Значимые дороги жизни»
Обобщающее занятие «Родные просторы».
1
Родные просторы. Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» (оценивающий тренинг).
Труд земной-8 ч.
Сев и жатва.
1
Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. Работа в паре «Пословицы и приметы».
Братья меньшие.
1
Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. Работа в паре «Про кого так говорят». Проект «Забота о животных»
Ткачихи - рукодельницы.
1
Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. Ресурсный круг «Ткачихи - рукодельницы».
Ткачихи - рукодельницы.
1
Лен. Полотно. Терпение. Сноровка.
Работа в четверке «Как рубашка в поле выросла».
Мастера - плотники.
1
Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Мастерство. Работа в четверке «Инструменты плотника».
Кузнецы - умельцы.
1
Мастер - кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. Работа в тройке «Подкуем лошадку».
Ярмарка.
1
Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. Ресурсный круг «Ярмарка».
Обобщающее занятие «Труд земной».
1
Труд земной. Работа в четверке «Труд земной и орудия труда»
Труд души-8 ч.
Слово.
1
Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. Ресурсный круг «Подари доброе слово».
Сказка.
1
Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.
Ресурсный круг «Любимый сказочный герой».
Песня.
1
«Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. Работа в четверке «Праздничная песня».
Праздник.
1
Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. Ресурсный круг «Любимый праздник».
Книга.
1
Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. Ресурсный круг «Любимая книга».
Икона.
1
Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. Работа в четверке «Иконописный образ».
Храм.
1
Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. Ресурсный круг «Храм души».
Обобщающее занятие «Труд души».
1
Труд души. Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем».
КОНТРОЛЬ
№
Тема
Формы подведения
итогов
1
Родовой очаг
Рисунки
Эмблемы семьи
2
Родные просторы
Экскурсия на хлебозавод
3
Труд земной
Проект «Забота о животных»
4
Труд души
Экскурсия
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п.
Средства
Перечень средств
1
учебно-лабораторное оборудование и приборы
Картины
Сказки
Рисунки
Картинки
Иконы
Библия
2
технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска с функцией МИМИО;
- ноутбук;
- универсальное устройство(сканер, принтер, копир)
- мультимедийный проектор
Экспозиционный экран.
3
цифровые образовательные ресурсы
DVD с записью сказок
Кассеты
Диски РВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№
Наименование
Автор
Издательство и год издания 1
Истоки 2 класс, Учебное пособие
Камкин А.В.,-
М.: Истоки, 2007 2
Социокультурные истоки «Истоковедение», Методическое пособие для учителя
М.: «Истоки», 2007г.
Приложение 1
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)