Урок окружающего мира «В гости к осени»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков, «Школа России»

Тема: «В гости к осени»
Составила: Мелехина Н.П., учитель начальных классов,

МБОУ ЗООШ, Карагайский район. Цели урока: 1.Создать условия для формирования понятия листопад, как о характерном признаке осени 2.Создать условия для развития умения распознавать осенние изменения в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой. 3. Создать условия для формирования бережного отношения к окружающей нас природе. Оборудование: Осенние ветки лиственных и хвойных растений; Плоды, семена, осенние листья различных растений; Слайды с изображением осени Пословицы, загадки - дополнительный материал к уроку; Предварительная работа: организована экскурсия - это участок смешанного леса. I. Актуализация знаний Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое - пчелой забралось на цветок, А третье - лягушкою скок в ручеек. «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень... Вопрос за вопросом, и так - целый день. Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром У: А каком времени года идет речь в стихотворении? Д: Лето (На доске летняя картина) 11. Формулирование темы и целей урока У: Отгадайте загадку Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает? Д: Осень. ( Слайд) У: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Д:Изучим изменения в природе осенью У: Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том, как животные готовятся к наступлению зимы.

  • Прослушайте внимательно стихотворение. Какие признаки осени вы услышите?
Осенью деревья засыпают. Холод потихоньку наступает. Монотонно дождь стучит по крыше, то погромче, то потише. Солнышко совсем уже не светит, и поёт в трубе осенний ветер, И гудит , гудит и днём и ночью, словно рассказать чего-то хочет. Д: Ответы детей
У:Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. Д:Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах 111. Постановка проблемы Какие изменения произошли в неживой природе осенью? У:Вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. (У детей на партах таблица. Работа в паре)

Лето Осень Небо

Осадки

Температура


Делаются выводы: а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные. в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. У: Вы назвали осенние изменения в неживой природе, основываясь на свои наблюдения, теперь давайте прочитаем страницы учебника и дополним нашу таблицу. Работа с учебником: С.26-27 Дети читают и дополняют ещё признаки осени: иней, туманы, редкие грозы/, иногда мокрый снег, ледостав Дети делают вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав - все это осенние явления в неживой природе (слайд ) 4. Изменения в живой природе. У: Влияют ли изменения в неживой природе на растения и животные? - И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу: Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной - С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему? (Слайд ) - Что значит листо- пад? Д: Падают листья У: На всех ли деревьях одновременно начинается листопад? Д: Ответы детей У: Какие деревья раньше сбрасывают листья? Д: Осина, клён, берёза У: Какие деревья не сбрасывают листву? Д: Хвойные Вывод: С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков. У: Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад? Ответы детей. Вывод: Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. У: Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год? Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают. Игра «отгадай растения» (слайд ) Физкультминутка: Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья- Красный, жёлтый, золотой- как хорош ты лист цветной! А ветер щеки толстые надул, надул, надул И на деревья пёстрые подул, подул, подул! Красный, жёлтый, золотой- облетел весь лист цветной! Как обидно, как обидно: листьев нет,- лишь ветки видно! 5. «Открытие» нового знания У: Посмотрите на картину и скажите о каких осенних изменениях мы с вами еще не поговорили? Каких насекомых вы наблюдали летом? Д:Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки У: Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? Ответы детей. Вывод: У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. У: Чем ещё питаются птицы? Д: Семена, плоды, зелёные побеги растений. У: Отгадайте загадки и скажите, на какие две группы мы можем разделить? (Слайд ) Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей) Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ... (Сорока) Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит. Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) Солнце греет у порога И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам …(Грач) Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?(Соловей) Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавль) У: С чем связано, что птицы улетают в теплые края? Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края - туда, где есть корм. У: Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Почему? - Какие остаются и как они себя ведут? Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых У: Как вы можете помочь птицам? Д: Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки. (по ходу урока на доске появляется схема) 6. Первичное закрепление (включение знаний в систему) Осень - похолодание- исчезают насекомые, увядает трава, замерзают водоёмы- улетают птицы. 7. Осенние изменения в жизни животных. Самостоятельная работа У:Как животные готовятся к зиме? (У вас на столах карточки с текстом. Обсудите в паре какое животное прислало для вас письмо, отметьте какое изменение произошло с ним с приходом осени.
  • А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу - мышей-полевок - находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.
  • Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос - сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму.
  • Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.
8. Рефлексия -О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили? - Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени? 9. Домашнее задание (слайд ) С.24-29 учебника; составить кроссворды на любую тему: «Какого цвета осень?», «Неживая природа осенью», «Живая природа осенью». Урок можно закончить стихотворением Е. Благининой Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое - пчелой забралось на цветок, А третье - лягушкою скок в ручеек. «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень... Вопрос за вопросом, и так - целый день. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром

© 2010-2022