Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Образовательная программа «Школа России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Школа России». Образовательная программа «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения. Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). Система учебников «Школа России» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.). УМК «Школа России» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».

Используемая литература:

  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи в 4-х частях: 1 класс. М: Просвещение. 2011 г.

  • Учебник «Русский язык» для 1 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвящение-2011 г.

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс М.: Просвещение -2012 г

  • Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык.1 класс».

  • Интерактивный тренажер по русскому языку для учащихся 1-4 классов «Я пишу грамотно!»

3. Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным планом, примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс и предусматривает прохождение программы 1 класса за 165 часов. Согласно действующему в МАОУ СОШ № 59 «Перспектива» учебному плану и принципу минимакса рабочая программа предусматривает организацию учебного процесса в объёме 160 часов, в том числе 1 час на контрольное списывание и 3 часа на проверочные работы. Разница в 5 часов компенсируется объединением изучаемых тем. На изучение русского языка в 1 классе отводится в неделю 3 часа + 2 часа из части, формируемой участниками образовательного процесса.

I четверть - 45 ч.

II четверть -35 ч.

III четверть - 43 ч.

VI четверть - 37 ч.,

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  1. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  2. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  3. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  4. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

  5. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  6. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  7. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  8. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  9. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5.Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

7.Содержание учебного предмета.

Русский язык


№ п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов


Содержание учебного

материала

(дидактические единицы)

Количество проверочных и контрольных работ.

Первое полугодие 80 часов.

1

Добукварный период.

11ч.

Пропись - первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий; с закруглением внизу (влево),вверху (влево).Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Сравнение печатной и письменной букв.


2

Букварный период.

Обучение письму.

69 ч.

Строчная и заглавная буквы А, а. О, о. И, и.; ы; У, у.

Строчная и заглавная буквы Н,н;С,с;К,к;Т,т;Л,л;Р,р;В,в;Е,е;П,п;М,м;З,з;Б,б;Д,д;Я.я;Г,г;Ч,ч;ь;Ж, ж; Ё, ё; Й,й; Х,х; Ю, ю; Ц, ц; Э, э; Щ, щ; Ф, ф; ь, ъ; Письмо слогов и слов с изученными буквами.

Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов.


Второе полугодие 80 часов.

3

Послебукварный период. Обучение письму.

36 ч.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Знаки препинаний в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Формировать навыки правописания гласных в корне слова. Формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова


4

Наша речь.

2 ч

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык - родной язык русского народа.


5

Текст, предложение, диалог.

2 ч.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)


6

Слова. слова...

3ч.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.


7

Слово и слог. Ударение.

6 ч

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).Деление слов на слоги.

Слова с непроверяемым написанием: лисица.

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.(общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.


8

Звуки и буквы.

31 ч.

Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Основные звуковые обозначения слов.

Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.


7. Тематическое планирование.



№ п/п


Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся.

Первое полугодие 80 часов.

1

Добукварный период

11ч.

Обучение правильному положению тетради, ручки, посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв.

Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы.

Обучение письму букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

2

Букварный период. Обучение письму.

69 ч.

Знакомство с начертанием букв, обучение воспроизведению их на письме, обучение писанию слогов, слов, коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.

Второе полугодие 80 часов.

3

Послебукварный период.

Обучение письму.

36 ч.

Обучение умению записывать предложение, находить в нем основу, ставить знаки препинания, правописанию жи-ши, ча - ща, чу - щу. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

4

Наша речь.

2 ч.

Обучение умению различать устную и письменную речь; строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

5

Текст, предложение, диалог.

2 ч.

Обучение умению отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи; озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.

6

Слова. слова...

3 ч.

Обучение умению определять количество слов в предложении; различать предмет и слово; объединять слова в тематические группы; употреблять однозначные и многозначные слова; работать со словарем учебника, толковым, находить в нем информацию.

7

Слово и слог. Ударение.

6 ч.

Обучение умению различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи; наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Писать слова с непроверяемыми гласными .


8

Звуки и буквы.

31 ч.

Обучение умению различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи; наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Писать слова с непроверяемыми гласными .

Итого 160 часов

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Литература Основная Для учителя. Горецкий, В. Г., Белянкова Н. М. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012

Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. - М.: Вако, 2012.
В. П. Канакиной , В. Г. Горецкого Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2012 Для учащихся Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи в 4-х частях: 1 класс. М: Просвещение. 2011
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс М.: Просвещение. -2012
Учебник «Русский язык» для 1 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвящение-2011 г. Дополнительная Для учителя

Набор букв русского алфавита;

Таблица «Русский алфавит»; «Прописная азбука»;Звуки и буквы Для учащихся

Наборное полотно.Набор букв. Касса букв и сочетаний. Тихомирова Е.М., Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч.1,2 к учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2012 Интернет-ресурсы Интерактивный тренажер по русскому языку для учащихся 1-4 классов «Я пишу грамотно!». Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык.1 класс». СМИ:clubreaders.ru/nauka-i-obrazovanie/obrazovanie/page/4/proshkolu.ru ; mimio.ru

puzkarapuz.ru


Оборудование и приборы











© 2010-2022