- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности В мире интересного
Программа внеурочной деятельности В мире интересного
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шатанова И.Н. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО МОБУ СОШ № 3 Протокол № __ от «__» ___2015 г. Руководитель ШМО (Дутова О.В..)_________ Согласовано Зам. директора по ВР (Ганиева И.А.) ______ от «___» ____2015 г.
Утверждено Директор МОБУ СОШ №3 _________ А.В. Крылов Приказ № ___ от «__» ___2015 г.
Программа
внеурочной деятельности
« В мире интересного»
на 2015-2016 учебный год
Возраст детей: 9 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Шатанова Ирина Николаевна
2015 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А. Горского, 2011 г.
Актуальность заключается в том, что при составлении программы учтены пожелания детей, родителей на основе проведённого анкетирования. Программа соответствует требованиям ФГОС. Программа нацелена на формирование и развитие учебно-познавательных, информационных, коммуникативныхкомпетенций, компетенций личностного самосовершенствования. .
Учебно-познавательные компетенции способствуют развитию самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы деятельности логической, методологической и общеучебной. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Информационные компетенции предполагают навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу. Коммуникативные компетенции включают знание языка, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, развитие необходимых современному человеку личностных качеств.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения Задачи курса:
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Возрастная категория 9 - 10 лет. Сроки реализации программы - 1 год Программа рассчитана на 35 часов. (1 час. в неделю), в том числе на практические) работы отводится 30 часов.
Содержание рабочей программы направлено на становление и развитие интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В программе реализован системный, личностно-ориентированный подход.
Принципы реализации программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности
Виды и формы внеурочной воспитательной работы по направлениям: игровая, познавательная (познавательные беседы, олимпиады, исследовательские работы), социальное творчество (коллективное творческое дело). Основные результаты изучения курса: на личностном уровне:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
на метапредметном уровне:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- освоение учащимися в ходе изучения курса умений, специфических для данной предметной области,
- освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках курса, его преобразование и применение в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений.
- учебно-методические пособия, - словари и справочники, - рабочие тетради на печатной основе, -видео- и аудиоматериалы, -компьютерная поддержка программы, Интернет-ресурсы, подборка материалов из различных СМИ, - коллекции разных предметов (альбомы, репродукции, натуральные объекты, модели), - оборудование рабочего места.
2. СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема
Общее количество часов
В том числе
теоретических
практических Фонетика
2
1
1 Словообразование
5
2,5
2,5 Лексика
10
4,5
5,5 Морфология
6
2,5
3,5 Пословицы и поговорки
2
2 Игротека
10
10 Итого:
35
10,5
24,5
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО МОБУ СОШ № 3 Протокол № __ от «__» ___2015 г. Руководитель ШМО (Дутова О.В.)________ Согласовано Зам. директора по ВР (Ганиева И.А.) ______ от «___» ____2015 г.
Утверждено Директор МОБУ СОШ №3 _________ А.В. Крылов Приказ № ___ от «__» ___2015 г.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«В мире интересного»
на 2015-2016 учебный год
Руководитель: Шатанова Ирина Николаевна
Количество часов на первое полугодие:
Всего 17 часов, в неделю 1 час
Количество часов на второе полугодие:
всего 18 часов, в неделю 1 час
Раздел
Тема
Дата
Содержание
занятия, задачи
примерная
фактическая
1. Да здравствует русский язык!
02.09
Знакомство с историей возникновения письма.
2. Вежливые слова.
09.09
3. Поговорки и пословицы.
16.09.
Понятие «фонема», фонетический разбор слов.
4. Игротека.
23.09
Определение фонем, фонетический разбор слов.
5. Запоминаем словарные слова.
30.09
Нахождение «опасных» мест в словах
6. Растения во фразеологизмах.
07.10
Нахождение «опасных» мест в словах
7.
Животные во фразеологизмах.
14.10
Слова с парными согласными.
8. Игротека.
21.10
Правила написания безударных гласных.
9. Я не поэт, я только учусь.
28.10
Для чего нужны ь и ъ знаки.
10. Как морфология порядок навела.
11.11
Как проверить непроизносимые согласные.
11. Игры с пословицами.
18.11
Для чего нужна «самоинструкция»
12. Игротека.
25.11
Какие бывают инструкции? Инструкции к правилам.
13. И снова животные во фразеологизмах.
02.12
Для чего нужно грамотно писать? Что такое память?
14. Кое - что о местоимении
09.12
Формировать умение работать со словарём.
15. Познакомимся поближе с наречием и числительным
16.12
16. Игротека.
23.12
Повторение о частях слова. Как образуются новые слова.
17.
Состав слова. Основа слова. Формы слова.
20.01
Разбор слов по составу.
18. Про корень и окончание.
27.01
Образование однокоренных слов.
19. Про суффикс и приставку.
03.02
Правила проверки орфограмм в корнях слов.
20. Игротека.
10.02
Упражнения в умении находить приставки, образовывать слова с помощью приставок.
21. Непроизносимые согласные.
17.02
Упражнения в умении находить суффиксы, образовывать слова с помощью суффиксов.
22. Учимся различать приставку и предлог.
24.02
Нахождение окончаний, для чего нужны окончания
23. Учимся писать «не» с глаголами.
02.03
Понятие об именных частях речи, нахождение именных частей речи в текстах.
24. Игротека.
09.03
25. Имена существительные с шипящим звуком на конце.
16.03
Упражнения в нахождении глаголов и наречий
26. Его Величество Ударение.
23.03
Для чего нужны служебные части речи, нахождение в тексте.
27. Поговорим о падежах.
06.04
Упражнения в нахождение грамматической основы.
28. Игротека.
13.04
Распространение простых предложений.
29. Сложные слова.
20.04
Упражнения в расстановке знаков препинания.
30. От архаизмов до неологизмов.
27.04.
Работа со словами синонимами и омонимами.
31. По страницам энциклопедий.
04.05
Подбор антонимов.
32. Игротека.
04.05
Знакомство с устаревшими словами.
33. Повторяем…
11.05
Работа над фразеологическими оборотами.
34. Повторяем, повторяем…
18.05
Подведение итогов деятельности кружка.
35. Повторяем, повторяем, повторяем…
25.05
Выявление знатоков русского языка. Итого: 35 часов
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Самоопределение
- Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
- формирования границ собственного знания и «незнания»
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
- оценка своих поступков.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Общеучебные универсальные действия
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- ориентировка на разнообразие способов решения задач;
Логические учебные действия
- основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- выдвижение гипотез и их обоснование
- Формулирование проблемы;
- Самостоятельное создание способов решения проблем
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- принимать и сохранять учебную задачу,
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-
уметь задавать вопросы;
5.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЛИ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Стандарт основного общего образования 2. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с. 3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991. - 221с 4. Мукашова И.В. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с. 5. Ундзенкова А., О.Сагирова «Русский с увлечением» АРД ЛТД, 1998 5. Энциклопедии , словари
Печатные пособия
Портреты Дидактический раздаточный материал
Демонстрационные пособия
Демонстрационный материал к викторинам, конкурсам
Технические средства обучения
Аудиторная доска с магнитной поверхностью Ноутбук Фотоаппарат телевизор
Экранно-звуковые пособия
Презентации Аудиозаписи Видеоматериалы