Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шустиковская средняя общеобразовательная школа






Утверждаю

Директор МБОУ Шустиковской СОШ

_________________О.А.Кузнецова

«______»__________________2014г





Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно - нравственному направлению для 2,4 классов

кружок «Мой край»







Составитель Петрова Мария Владимировна

учитель географии


2014 г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - примерной программы по внеурочной деятельности;
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Программа внеурочной деятельности «Мой край» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • научная достоверность используемого материала;
  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития обучающихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
  • единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

Особенность программы

Программа рассчитана на обучающихся 2- го ,4 -го классов . Курс программы рассчитан на 68 часов. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы». Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; - воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села. ЗАДАЧИ: - расширять представления о ближайшем социальном окружении, -учить видеть прекрасное в окружающем мире, - познакомить с картой района, области; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся; - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны; - дать понятие о символах района и Российского государства; - расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире; - учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой. - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. Основное содержание обучения 1.Знакомство с культурой России в целом и Московской области в частности. 2.Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры. 3.Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре. Ценностные ориентиры программного содержания кружка отражают целевые установки системы начального образования: формирование основ гражданской идентичности личности на основе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей; - уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение; - обеспечения эмоционального благополучия ребенка; - приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям; - интеллектуального и духовного развития личности ребенка; - укрепления психического и физического здоровья; формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе: - принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им; - формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с народной культурой; - взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей. развитие умения учиться, а именно: - создания условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе: - развития самоуважения, самокритичности; - ответственности за свои действия; - готовности к преодолению трудностей; - профилактики асоциального поведения. Планируемые результаты освоения: Формирование универсальных учебных действий. 1.Личностные результаты. В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
  • широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
  • основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы. Обучающийся получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования. Обучающийся получит возможность научиться:
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать;
  • устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах). Обучающийся получит возможность научиться:
  • правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы;
  • владеть диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним. 2. Метапредметные результаты. В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей). Обучающийся получит возможность научиться:
  • организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
  • определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
  • пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники
  • создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
  • узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте

Работа осуществляется через организацию следующих видов деятельности: - познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний) - ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения) - коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел) - художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов) - трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе) ФОРМЫ РАБОТЫ: Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа. Формы контроля промежуточных и конечных результатов: Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы. Условия реализации программы: - изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий; - учёт возрастных и личностных особенностей обучающихся; - использование разнообразного дидактического материала; - наличие мультимедийного оборудования.


















Календарно - тематическое планирование.


п/п
Раздел

Тема
Кол-во час.
Содержание занятий

Формируемые понятия

Дата


План

Факт


1-2




Мой дом.

Моя семья.

(10 часов)

Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»



2

Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

Понятия

Родина, малая родина


3-4



« Моя семья»


2

Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

Семья.


5-6



Основы генеалогии. Генеалогическое древо.


2

Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

Понятие о

генеалогии

Составление родословной


7


Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».


1

Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.

Поколения,

родословная


8-10




Праздники и обычаи моей семьи.


3

Беседа.

Творческая работа с привлечением родителей.

Название праздников, их особенности.


11 -12

Моя деревня. Мой край.

(22 часа)

Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».


2

Творческая работа, беседа, поиск информации

Название

улиц села

Творческая

работа


13-15



Символика Российского государства.


3

Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.

Символы России

( гимн, флаг, герб страны)


16-18


Символика Наро -фоминского района.

3

Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

Символы района

( флаг, герб)


19 -20



Экскурсия по д. Шустиково.


2

Рассказ, презентация,

экскурсия

Умение ориентироваться по улицам деревни


21



Безопасный путь в школу и из школы домой.



1

Беседа, викторина, практическая работа.

Правила безопасного движения.

Разработка

маршрута


22-23



«Историческое прошлое моей деревни»


2

Экскурсия в музей

24 -25



Моя деревня в годы войны.


2

Беседа


26-28



Наши знаменитые земляки


3

Беседа, просмотр презентации.

Работа с информацией.


29-30



Мой прадедушка на войне


2

Творческая работа, сочинение, поиск

информации


31 -32



Посещение библиотеки. Писатели - земляки.


2

Экскурсия

Писатели- земляки, их произведения.


33-34


Природа и мы.

(21 часов)


Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.


2

Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

Подкормка для птиц. Виды кормушек. Долг детей - помогать птицам в трудное время.

Навык изготовления кормушек.


35-37






Мы - друзья птиц. Прогулка на школьный двор.

Наблюдение.


3

Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

Птицы нашей местности.

Наблюдение


38-39


«Растения нашей местности».

2

Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

Разнообразие растений.

Определение названия растения по листьям.


40-42



«Доктор- природа».


3

Беседа, викторина, работа с гербарием,

иллюстрациями, литературой.

Практическая работа

Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения


43 -44



Красная книга Московской области


2

Заочное путешествие по страницам книги


45-47



Природа моего края


3

Экскурсия в природу

Фотовыставка


48



Люблю, тебя, мой край родной!


1

Конкурс чтецов


49-51



Моя малая родина.


3

Выставка детских рисунков


52-53


Подготовка, оформление материала по итогам работы.

2

Оформление альбома, выставки.

Работа с информацией.

Презентация работы.

































Учебно - методическое обеспечение
Литература:

1..Е.А. Лященко «Школа юного краеведа» - Волгоград: Учитель.- 2007 год

2.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях . Москва «Глобус - 2009 год.

3..И.Д. Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках» - М: «Сфера» 2004 год.

4. Н.А. Касаткина «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям » - Волгоград: Учитель. 2005 год.

5. Красная книга Московской области.

Дидактические материалы. 1. Плешаков А.А. « Популярный атлас-определитель. Растения. Животные.» - М.: Дрофа, 2010 год 2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________Е.Д.Степанова.

«______»__________2014г

Согласовано

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол от «____»_______________2014г. №______


Лист дополнений и изменений.





Содержание изменения и дополнения


Примечание


Дата







12


© 2010-2022