- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова М.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шустиковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Шустиковской СОШ
_________________О.А.Кузнецова
«______»__________________2014г
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно - нравственному направлению для 2,4 классов
кружок «Мой край»
Составитель Петрова Мария Владимировна
учитель географии
2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - примерной программы по внеурочной деятельности;
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Программа внеурочной деятельности «Мой край» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
- научная достоверность используемого материала;
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития обучающихся;
- комплексность решения задач обучения и воспитания;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
-
единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
Особенность программы
Программа рассчитана на обучающихся 2- го ,4 -го классов . Курс программы рассчитан на 68 часов. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы». Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; - воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села. ЗАДАЧИ: - расширять представления о ближайшем социальном окружении, -учить видеть прекрасное в окружающем мире, - познакомить с картой района, области; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся; - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны; - дать понятие о символах района и Российского государства; - расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире; - учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой. - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. Основное содержание обучения 1.Знакомство с культурой России в целом и Московской области в частности. 2.Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры. 3.Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре. Ценностные ориентиры программного содержания кружка отражают целевые установки системы начального образования: формирование основ гражданской идентичности личности на основе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей; - уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение; - обеспечения эмоционального благополучия ребенка; - приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям; - интеллектуального и духовного развития личности ребенка; - укрепления психического и физического здоровья; формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе: - принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им; - формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с народной культурой; - взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей. развитие умения учиться, а именно: - создания условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе: - развития самоуважения, самокритичности; - ответственности за свои действия; - готовности к преодолению трудностей; - профилактики асоциального поведения. Планируемые результаты освоения: Формирование универсальных учебных действий. 1.Личностные результаты. В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
- широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
- основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать;
- устанавливать аналогии.
- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы;
- владеть диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
- пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники
- создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
- узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте
Работа осуществляется через организацию следующих видов деятельности: - познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний) - ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения) - коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел) - художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов) - трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе) ФОРМЫ РАБОТЫ: Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа. Формы контроля промежуточных и конечных результатов: Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы. Условия реализации программы: - изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий; - учёт возрастных и личностных особенностей обучающихся; - использование разнообразного дидактического материала; - наличие мультимедийного оборудования.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п
Раздел
Тема
Кол-во час.
Содержание занятий
Формируемые понятия
Дата
План
Факт
1-2
Мой дом.
Моя семья.
(10 часов)
Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»
2
Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.
Понятия
Родина, малая родина
3-4
« Моя семья»
2
Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)
Семья.
5-6
Основы генеалогии. Генеалогическое древо.
2
Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.
Понятие о
генеалогии
Составление родословной
7
Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».
1
Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.
Поколения,
родословная
8-10
Праздники и обычаи моей семьи.
3
Беседа.
Творческая работа с привлечением родителей.
Название праздников, их особенности.
11 -12
Моя деревня. Мой край.
(22 часа)
Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».
2
Творческая работа, беседа, поиск информации
Название
улиц села
Творческая
работа
13-15
Символика Российского государства.
3
Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.
Символы России
( гимн, флаг, герб страны)
16-18
Символика Наро -фоминского района.
3
Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.
Символы района
( флаг, герб)
19 -20
Экскурсия по д. Шустиково.
2
Рассказ, презентация,
экскурсия
Умение ориентироваться по улицам деревни
21
Безопасный путь в школу и из школы домой.
1
Беседа, викторина, практическая работа.
Правила безопасного движения.
Разработка
маршрута
22-23
«Историческое прошлое моей деревни»
2
Экскурсия в музей
24 -25
Моя деревня в годы войны.
2
Беседа
26-28
Наши знаменитые земляки
3
Беседа, просмотр презентации.
Работа с информацией.
29-30
Мой прадедушка на войне
2
Творческая работа, сочинение, поиск
информации
31 -32
Посещение библиотеки. Писатели - земляки.
2
Экскурсия
Писатели- земляки, их произведения.
33-34
Природа и мы.
(21 часов)
Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.
2
Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.
Подкормка для птиц. Виды кормушек. Долг детей - помогать птицам в трудное время.
Навык изготовления кормушек.
35-37
Мы - друзья птиц. Прогулка на школьный двор.
Наблюдение.
3
Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.
Птицы нашей местности.
Наблюдение
38-39
«Растения нашей местности».
2
Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.
Разнообразие растений.
Определение названия растения по листьям.
40-42
«Доктор- природа».
3
Беседа, викторина, работа с гербарием,
иллюстрациями, литературой.
Практическая работа
Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.
Умение распознавать и использовать лекарственные растения
43 -44
Красная книга Московской области
2
Заочное путешествие по страницам книги
45-47
Природа моего края
3
Экскурсия в природу
Фотовыставка
48
Люблю, тебя, мой край родной!
1
Конкурс чтецов
49-51
Моя малая родина.
3
Выставка детских рисунков
52-53
Подготовка, оформление материала по итогам работы.
2
Оформление альбома, выставки.
Работа с информацией.
Презентация работы.
Учебно - методическое обеспечение
Литература:
1..Е.А. Лященко «Школа юного краеведа» - Волгоград: Учитель.- 2007 год
2.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях . Москва «Глобус - 2009 год.
3..И.Д. Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках» - М: «Сфера» 2004 год.
4. Н.А. Касаткина «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям » - Волгоград: Учитель. 2005 год.
5. Красная книга Московской области.
Дидактические материалы. 1. Плешаков А.А. « Популярный атлас-определитель. Растения. Животные.» - М.: Дрофа, 2010 год 2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________Е.Д.Степанова.
«______»__________2014г
Согласовано
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
Протокол от «____»_______________2014г. №______
Лист дополнений и изменений.
№
Содержание изменения и дополнения
Примечание
Дата
12