Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К. Д. Воробьёва»


Урок литературного чтения по теме:

«А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке

и рыбке»

2 класс

Программа «Школа России»


Подготовила и провела:

Алехина

Марина Алексеевна,

учитель начальных классов

2009 год

-1

Урок литературного чтения

Тема: Нравственные уроки произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Цель урока: познакомить с нравственными представлениями русского народа, воплощенными в сказке А.С. Пушкина; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом, обогащать и развивать устную речь учащегося, развивать творческие способности учащегося, воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс» 1 ч. Г.М. Грехнёвой, К.Е. Кореповой, «Толковый словарь» под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, рисунки Б. Дегтярева, видео материал «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
- Ход урока.

I. Организационный момент


II. Восстановление сюжетной цепочки сказки.
Даются элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям (см. Приложение 1). У: Что необычного заметили?
III. Постановка проблемного вопроса?
У: Почему старуха осталась у разбитого корыта?

IV. Анализ поступков героев. В ходе работы на доске появляется схема «система образов.» (см. Приложение 2). - Назовите героев сказки - Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте. - Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил? - Давайте посмотрим отрывок из мультфильма. - Как ведет себя рыбка? - Объясните значение слова «откуп», пользуясь словарем.
-2- Из «Толкового словаря» под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой
ОТКУП, -а , мн. -а, -ов, м

  1. см. откупиться.
  2. Предоставляемое государством (за денежный взнос в казну) исключительное право на пользование чем-н., на получение каких-н. доходов или на продажу товаров (устар.). Винный о. Взять или отдать на о. что-н. (также перен.: в полное распоряжение).
Прил. откупной, - ая, - ое.
ОТКУПИТЬСЯ, - уплюсь, -упишься; сов. 1. от кого-чего. Заплатив или дав взятку освободить себя от чего. О. от солдатчины. О. от шантажиста. 2. перен., от кого-чего. Пожертвовав чем-н., пойдя на уступку, освободить себя от каких-н. обязательств, обязанностей (разг.) Несов. откупаться, -аюсь, -аешься. Сущ. откуп, -а, м. ( к 1 знач.)
-Почему откупалась рыбка? -Почему старик отпустил рыбку без откупа? -Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всём рассказал старухе? -Каким видим здесь старика по характеру? -Почему старик пошёл к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила».
Из «Толкового словаря» под редакцией С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой
БРАНИТЬ, -ню, -нишь; несов., кого-что. 1.Порицать, выражать своё недовольство бранными словами. Б. за шалость 2.перен. Подвергать осуждающей критике. Статью бранят в журналах. Сов. выбранить, -ню, -нишь; -ненный (к1 знач.).
БРАНИТЬСЯ, -нюсь, -нишься; несов. 1 с кем. Бранить друг друга, ссориться. 2.Выражать своё недовольство в грубых, резких словах. сов. побраниться, -нюсь, -нишься ( к 1 знач.) и выбраниться, -нюсь, -нишься ( ко 2 знач.).
-3-
-Как ведёт себя рыбка? - Почему она помогает старику? - Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила её просьбу «дать новое корыто»? - Как показывает это автор сказки? Расскажите. - Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? - Кто из них решил не потворствовать старухе? - Как это видно? - Найдите строки, которые указывают, что рыбка сердится на старуху. - Как ведёт себя море? Почему? - Давайте вспомним, чем заканчивается сказка? - Почему старуха осталась у разбитого корыта? Как бы высоко не вознеслась старуха, но как во всех сказках «доб- ро побеждает зло», так и здесь, завершается поучительной карти- ной превращения старухи из царицы в крестьянку. Это связано с наказанием за её самодурство и жадность. - Опишите отношение автора к своим героям. - В чём главная мысль сказки ?
V. Работа над названием сказки.
-Почему А.С. Пушкин назвал свою сказку «Сказка о рыбаке и рыбке", а о старухе ни слова? Доброта, верность обещанному слову, Щедрость - вот истинные качества, которые ценит народ, а вслед за ним и А.С. Пушкин. Это он и подтверждает названием сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
VI. Сравнительный анализ характера героя и его внешнего вида.
VII. Итог.
- Чему научила вас сказка А.С. Пушкина?
VIII. Домашнее задание (по выбору учащихся):
- Подобрать пословицы, характеризующие характер героев.
-4- - Написать сочинение по пословице, раскрывающей характер героев.




Приложение 1. Сюжетная цепочка ( окончательный вариант). Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Хочу быть столбовою дворянкой»

«Хочу быть вольною царицей»

«Хочу быть влады-

чицей морскою»

«А перед нею разбитое корыто»











-5-
Приложение 2.
Система образов Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

© 2010-2022