Конспект урока по чтению на тему: В. В. Бианки «Ёж – спасатель»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО- СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии специального обучения и воспитания















Конспект урока по чтению

на тему: В.В. Бианки «Ёж - спасатель»


















Выполнила: студентка

4 курса заочного отделения

Специальное

(дефектологическое)

Образование

Олигофренопедагогика

Каньшина Елена Александровна








Иркутск, 2014г.

Тема урока: В.В.Бианки «Еж - спаситель».

Цели урока:

Образовательные: Познакомить с рассказом В.В.Бианки «Еж - спаситель» и вызвать читательский интерес детей к произведениям писателя. Совершенствовать навыки выразительного, беглого и осознанного чтения.

Коррекционно - развивающие: Развивать умение анализировать произведение, развивать умение делать выводы, развивать и корригировать устную речь.

Воспитательные: Способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к природе и ко всему живому.

Оборудование:

Портреты писателей.

Учебник по чтению, сюжетная картина «Золотая осень».

Распределение детей по уровням:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Слава В.

Даша К.

Саша К.

Саша П.

Даша Т.

Даша Л.

Володя Д.

Катя К.

Алёша Л.

Настя И.

Никита Т.

Саша Н.




Ход урока.

  1. Организационный момент.
- С добрым утром, начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать.
  1. Речевая зарядка
- Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нам надо завести наш веселый язычок. 1. Ребята, прочитайте внимательно стихотворение.
Хитрый ёжик - чудачёк Сшил колючий пиджачок: Сто булавок на груди, Сто иголок позади. Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу - всякий плод, Что под деревом найдет, И с подарочком богатым возвращается к ежатам.

- Скажите про кого это стихотворение? - Для кого собирал ёж разные плоды? Чтение хором. - Слава, прочитай первые четыре строчки. - Саша К. , выразительно прочитай это стихотворение.

III. Проверка домашнего задания. - Кому-то рассказы надоели, А кто-то рассказами пленён, Чтоб вспомнить прошлый наш урок Начнём с знакомых нам имён. - Ребята вам нужно выбрать из четырёх портретов тот с чьим произведением мы познакомились на прошлом уроке? (портрет Г. Снегирёва) - Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке? («Берёза».) - На дом вам было заданно прочитать рассказ целыми словами, выразительно. -Сейчас будем читать этот рассказ, по вызову, на оценку. Я буду называть имена детей, которые должны вовремя начать читать своё предложение, поэтому все ребята должны следить пальчиками.

  1. Подготовка к восприятию текста.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением хорошо нам знакомого писателя Виталия Валентиновича Бианки. - Кто из Вас узнал его на портрете. - Какие произведения данного автора вы знаете? ( изучали во 2 классе « Первая охота» « Лесные домишки») - Сейчас вместе с героиней рассказа Виталия Валентиновича Бианки, мы побываем в удивительно красивом мире. А где именно, догадаетесь сами, отгадав мои загадки.
1. Зимой он согревает, А летом охлаждает.(лес) 2. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Танечку - малиной, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, А Васю - хворостинкой. (лес)

Ну, так куда же мы пойдем? (В лес)

Работа по картине «Золотая осень».

- Вот мы с вами и попали в сказочный лес.

- Почему я говорю сказочный? (Красиво, деревья нарядные, листья на них разноцветные).

- Какое время года хозяйничает в этом лесу? (Осень)

- Как изменяется осенний лес? (деревья, звери, птицы?)

- А сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ёж)

- Кто же это?

- Что узнали о нового о еже? (Он охотится по ночам и кормится мышами и жуками.)

- Как вы думаете, о чём и о ком мы с вами будем сегодня читать рассказ? (о лесе, о еже)

- Правильно, ребята, а ещё об одной маленькой девочке.


  1. Первичное восприятие текста.

- Сейчас, я прочитаю вам рассказ В.В. Бианки, который называется «Ёж- спасатель», слушайте внимательно и ответьте на вопрос.

Кто и как спас Машу?

(Учитель читает, дети внимательно слушают)

VI. Чтение трудных слов.

Предложить детям разобрать слова на доске:

вскри-кну-ла

плать-иш-ко

за-фу-фу-кал

за-се-ме-нил

вски-ну-лась

VII. Чтение текста детьми про себя.

- Теперь, мы будем читать текст и разбирать его содержание.

Подготовьтесь, прочитайте рассказ про себя, читайте внимательно шепотом.

Во - время чтения детьми, исправление ошибок и помощь слабым детям.

- Какие слова трудно было читать?

- Какие трудности встретились?

VIII. Чтение по частям и анализ.

- Приступим к чтению рассказа, читать будем по вызову..

1часть:

- Саша К.(1 группа), читай сначала, остальные ребята следят пальчиком.

Чтение первой части. Сделать остановку на словах накинула на себя платьишко, (т.е. одела очень быстро).

- Куда рано утром отправилась Маша?

- Что делала Маша в лесу?

2 часть:

- Продолжает читать Катя (2 группа).

Сделать остановку на словах вскрикнула (т.е. закричала неожиданно).

Свернулся в клубок и зафуфукал - (ёжики когда чуют опасность сворачиваются в клубок, выпускают свои колючки и шипят или фыркают)

- Что произошло с Машей по дороге домой? Докажите словами из текста.

- Что почувствовала Маша когда укололась о колючки?

- Кто сидел под кочкой? Докажите словами из текста.

- Как повёл себя ёж при встрече с Машей? Прочитайте, из текста.

- Как вы думаете, почему ёж свернулся в клубок и зафуфукал?

- Когда Маша заплакала, какое чувство она у вас вызвала?

3 часть:

- Следующим читает Слава (3 группа) со слов «Вдруг прямо….»

Разобрать слово - зигзаг - показать на доске рисунок зигзага.

- Кого ещё встретила Маша в лесу?

- Как автор описывает змею? Докажите словами из текста.

(Большая серая с чёрным зигзагом на спине - ядовитая гадюка)

- Ребята, кто знает, что такое зигзаг?

- Посмотрите на доску, на рисунке изображён зигзаг - это такая ломаная линия.

- Кто знает кто такая ядовитая гадюка? (это змея)

- Почему автор называет её ядовитой? (у неё есть яд)

- У неё есть яд, и что? (значит она опасная)

- Правильно, ребята, она опасная, если она укусит, нужно будет обратиться в больницу, будешь долго болеть

- Если встретишь змею нужно замереть, не двигаться, не делать резких движений.

- Как вы думаете, что испытала Маша, увидев змею?

- От чего у Маши отнялись руки и ноги?

- Что значит отнялись? (ослабли)

- Какое чувство возникло у вас при чтении этого отрывка? (страха, опасности, тревоги)

- Прочитайте из отрывка, как ведёт себя гадюка?

4 часть:

В - четвертой части разбираем слово - засеменил - (т. е. быстро побежал, мелкими шажками). Предложение - Кинулась, как плетью ударила - (кинулась значит очень быстро напала на ежа сверху, хотела его ужалить.

- Первое предложение следующего абзаца читает Даша К.(4 группа) до слова «Гадюка»

Разбираем слово - засеменил.

Дети читают данное слово на доске.

- Алёша Л., прочитай слово.

- Никита, прочитай слово.

- Следующим читает до конца Алёша Л.(3 группа)

- Как повёл себя ёж при встрече с гадюкой?

- Прочитайте, как повела себя гадюка, при встрече с ежом?

- Как повела себя Маша, после схватки ежа с гадюкой?

- Что могло случиться с Машей, если бы рядом не было ежа?

- Как можно озаглавить этот отрывок?

- рассмотрите внимательно иллюстрацию к тексту, как вы думаете к какому месту рассказа относится этот рисунок? Прочитайте эту часть текста.

Физкультминутка.

Жил в лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек,

(обнять себя за плечи)

Не умел он хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,

(похлопать в ладоши).

Не умел он топать - Топ, топ, топ

(выполнить «топотушки»),

Не умел но прыгать - Прыг, прыг, прыг

(прыжки на двух ногах).

Только носом двигать - Шмыг, шмыг, шмыг.

(подвигать носом )

А ребятки в лес пришли,

Ёжика в лесу нашли.

Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп.

(похлопать в ладоши).

Научили топать - Топ-топ-топ.

(выполнить «топотушки»),

Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг.

(прыжки на двух ногах)

IX. Целостное чтение текста.

- Мы разобрали с вами текст, теперь будем читать его целыми словами и выразительно. Один читает, остальные следят.

- Читать будем с передачей словесной эстафеты (ребёнок, который начинает читать первым, самостоятельно останавливается и говорит следующему продолжить)

- Начинает читать Саша П. и тд.

X. Заключительная работа по прочитанному.

- Ребята, какой отрывок, вам показался наиболее захватывающий?

- Давайте ещё раз прочитаем его?

- Почему именно он вызвал у вас интерес?

- Почему рассказ называется «Ёж - спасатель»?

- Как можно охарактеризовать ежа? Какой он? Как можно назвать ежа?

- Какой поступок на ваш взгляд совершил ёж?

на доске карточки с опорными словами

(храбрый, смелый, бесстрашный, шустрый, быстрый, ловкий, храбрец, герой, смельчак, ловкач)

- Чему учит рассказ?

- Мы с вами много говорили о том, что мы должны любить и охранять природу. А в сегодняшнем рассказе мы видим, что и животные тоже могут спасать, защищать людей. Все мы на свете друг другу нужны. В природе все друг с другом взаимосвязано. Если мы кому-то делаем добро, то и нам ответят добром. Давайте постараемся быть чуточку добрее ко всем кто нас окружает.

XI. Домашнее задание.

- Отчитать отрывок из рассказа В.В. Бианки «Ёж -спасатель»

1 группа - 3 отрывок;

2 группа - 1 отрывок;

3 группа - 2 отрывок.

- Ответить на вопросы после текста, отметить трудные слова и написать их на листочке по слогам.

XII. Итог урока.

- Какое произведение мы сегодня прочитали?

- Чего нового вы узнали из этого рассказа?

- На уроке все работали хорошо.

- За выразительное чтение целыми словами получают:

5 - Саша, Никита.

4 - Катя, Слава, Даша К.

- Молодцы, ребята, спасибо вам за урок!


© 2010-2022