Разработка урока окружающего мира 2 класс Грибы. Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира 2 класс.

Тема урока: "Грибы"

Цель: познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи урока:

предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
личностные - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные - анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные - воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемые результаты:

  • понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;

  • познакомиться со строением грибов;

  • научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Тип урока: изучение нового материала

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер; проектор; учебник «Окружающий мир» 2 класс Н.Ф. Виноградова ;Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с представителями разных царств природы; сигнальные карточки ; сообщения учащихся; рабочие листы; схема «Строение гриба»; таблицы «Грибы-двойники»

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем наш урок окружающего мира. Покажите, какое у вас настроение (смайлики). Я рада, что у вас хорошее настроение , а это, я надеюсь, поможет нам преодолеть волнение, хорошо потрудится на уроке и подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. А вы любите тайны и загадки?

- Я рада! Значит, сегодня нас ждут интересные открытия.

  1. Проверка д/з.

- О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (О царствах живой природы)

-Назовите эти царства.( бактерий, грибов, растений, животных)

- У вас на столах в конвертах лежат картинки. Разложите их на четыре группы по царствам. Работать будете в паре. (Учитель проверяет задание, даёт оценку)

_ Какое д/з вы получили на прошлом уроке? ( Прочитать стих-е , придумать рассказ от имени зверя или птицы)

_ Проверим как вы справились, послушаем ваши рассказы.



  1. Постановка цели и задач урока

- Вернёмся к нашим картинкам. Послушайте загадку, а отгадку покажите на картинке.

Под сосною у тропинки

Он стоит среди травы:

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть, нет головы.
(Гриб.)

- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку?

- А как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: Грибы. (слайд 2)

Запишите в рабочих листах.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

- Я думаю, что мы с вами найдём ответы на ваши вопросы, а так же разгадаем некоторые секреты грибного царства: (слайд 3 щелчок на каждый вопрос )

Какие бывают грибы?

С кем дружат грибы?

Грибы - карлики

Строение гриба

Грибы наши враги или друзья?

Как правильно собирать грибы?

-А откуда вы можете получить эти знания? ( Из учебника, из рассказа учителя, из интернета, из дополнительной литературы)

-Полученные ответы вы так же будете фиксировать в рабочие листы

- Итак, отправляемся в лес. (слайд 4 ) ( Звучит музыка «голоса леса»)

4. Актуализация знаний. - Представьте себе, как в тёплый денёк вы прогуливаетесь по лесу и вдыхаете свежий аромат. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых густой травой. Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если внимательнее присмотреться, то среди травы можно увидеть самые разные грибы. Угадайте, какие? Нет грибов дружней, чем эти. Знают взрослые и дети, На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята.) (слайд 5)
Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых Меня узнаешь за версту -…………………………………………………….
Зовусь я … (подосиновик) (слайд 6)
Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички - Золотистые... (лисички). (слайд 7)
А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке горошки. (Мухомор) (слайд 8) Самая грибная пора - осень. Много любителей лесных прогулок приходит в лес рано поутру, и возвращаются домой с полными корзинами. (слайд9) Недаром в народе говорится: «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт. А сонливым да ленивым достаётся лишь крапива». - А знаете ли вы, что грибы в старину на Руси называли «губами». Кое-где это название и сейчас сохранилось. Затем появилось слово грибы, родственное слову горб, потому что шляпки у грибов горбиком. - Какие грибы вам доводилось собирать? (Ответы детей.) А вот так однажды собирал грибы писатель Николай Сладков. Послушайте и постарайтесь запомнить, под какими деревьями он находил грибы. (Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова.) (слайд 10 - щелчок 1 и 2) 5. Первичное усвоение новых знаний По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов - гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками - подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен - маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать! - Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель. (слайд 11 щелчок на каждый гриб)

  • Берёза - подберёзовик
  • В бору - боровик (белый гриб) - мечта всех грибников, о нём говорят - царь грибов.
  • Осина - подосиновик
  • Сосны - маслята
  • Старые пни - опята

Вывод : итак мы раскрыли первый секрет царства грибов и можем записать их названия в таблицу. - Запишите несколько названий грибов в таблицу.

Взаимосвязь грибов с деревьями. - Ребята, мы сейчас наблюдали, что грибы растут под деревьями или рядом с ними. Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей) - Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питательные вещества, а деревья лучше растут, если рядом грибы. Вывод: вот и второй секрет раскрыт - С кем дружат грибы? (С деревьями.) Запишите ответ в таблицу А сейчас откройте учебники на с. 23. Авторы учебника предлагают вам рассмотреть рисунок и подумать над интересным вопросом. Прочитайте задание. Прочитайте названия под каждой картинкой. - Как вы считаете, на всех ли картинках изображены грибы? Давайте найдём ответ на этот вопрос в тексте на с. 24. - Какой вывод можно сделать? ( То , что мы увидели на картинках - это всё грибы) ( слайд 12 ) На земле тысячи видов. От самых маленьких, которые можно увидеть только под микроскопом, до самых больших - размером с человеческую голову. Кроме шляпочных грибов, знакомых вам, есть похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы - как трутовик, бокальчик, рогатик, берёзовый гриб - чага . ( слайд 12 (2)) - А это дождевик, гриб, похожий на колобок. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, он лопнет и из него пойдёт дымок, потому в народе его называют «дедушкиным табачком» или «баней». На самом деле, это рассыпаются его споры. ( слайд 13 (1)) - Спорами размножаются все грибы, как растения семенами. Они мелкие, лёгкие и переносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные условия, спора образует грибницу и появляются новые грибы. ( слайд 13 (2)) - Есть даже такая пословица: «Растут, как грибы после дождя»? Потому что очень много грибов появляется именно после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю. - Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с - родителями путешествовать, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? - Да, она покроется плесенью. (слайд 14) Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие - одноклеточные. И таких грибов-карликов много. (2 щелчок) Например, с помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба и ароматных булочек, ( щелчок 3 благодаря кефирному грибку, молоко превращается во вкусный кефир.(щелчок 4) Грибы-карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название «пенициллин»? Это важное лекарство добывают из плесневых грибков, а изобретателю лекарства поставлен памятник. Вывод: Грибы - карлики хотя и маленькие, но так нужны человеку. Запишите названия грибов-карликов в таблицу. - Пришло время раскрыть следующий секрет грибного царства и познакомиться со строением гриба. - Прочитайте статью в учебнике на стр. 25, рассмотрите схему и сделайте вывод из каких частей состоит гриб? - Составьте на магнитной доске схему гриба и обозначьте его части. - Итак, надземная часть гриба - это шляпка и ножка. - А подземная часть - грибница. Она состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землёй на десятки метров. На них и образуются грибы. Грибницы растут более ста лет, и каждый год дают новый урожай. Если запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить сюда за грибами. Вывод: Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы (запишите в рабочий лист)) Физминутка _ А сейчас мы проведём игру «Тихая охота» ( слайд 15) - В народе есть такая поговорка: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Как вы её понимаете? ( Не все грибы можно собирать, ведь среди них есть ядовитые) -Какие ядовитые грибы вам известны? ( слайд 16) - Ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку - самый ядовитый гриб в мире. Отравление этими грибами приводит к смерти. Гриб похож на сыроежки и шампиньоны. Один из главных признаков бледной поганки - юбочка на нижней части ножки . ( слайд 17) -Мухомор очень красив, но тоже опасен для человека. Он ядовит для людей и насекомых, поэтому и получил такое название. ( слайд 18) - Шляпка грязно-серая сверху и красноватая снизу - это сатанинский гриб. Очень ядовитый! ( слайд 19) -Очень ядовиты и ложные опята. Самый главный признак, по которому можно отличить настоящий опенок от ложного - это пленчатое кольцо (юбочка) на ножке. У ложных опят такого кольца нет. Для детей даже придумали стихотворение, чтобы лучше запомнить это основное отличие съедобных опят:

У съедобного опёнка
На ноге кольцо из плёнки.
А у ложных всех опят
Ноги голые до пят.
- Около 8 видов ядовитых грибов растут в нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Стихитворение читает ученица: Грибное коварство известно в народе! Грибы-двойники существуют в природе. Внимательным будь, в лес идя, не забудь: Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.


-А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными-исследователями.

Внимательно прочитайте предложенные вам тексты, рассмотрите рисунки, работая в парах, найдите и отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.



Отчеты - обобщения

1 пара

2 пара



Модельный ответ





Грибы- двойники. Гриб Кольцо на ножке Запах Шляпка Цвет пластинок Съедобность

1 пара

Опята

Кольцо есть

Приятный грибной

Имеет скромную неяркую окраску Кремовые или желтовато-белые Съедобный

Ложные опята

Кольца нет

Неприятный землистый

Ярко крикливо окрашена жёлтые Ядовитый.

2 пара

Гриб

Шляпка

Ножка

На срезе мякоть Пластинки

Шампиньон

Шаровидная, гладкая, сухая, с глубоко загнутым внутрь краем

.

4-8 см, толщиной 1-2 см, прямая, ровная, с широким кольцом

Белая, плотная, с приятным запахом Розовые,у зрелого - серые Съедобный

Бледная поганка

Белая, бывает зеленоватая, желтоватая, с гладким краем

До 15 см, толщиной до 2 см, белая или желтовато зелёная, с тонким

плетёнчатым кольцом

рыхлая Белые Смертельно ядовитый

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

Решение экологической задачи.

Экологическая задача

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? - спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение)

  • ( слайд 19) Не сбивай незнакомые и ядовитые грибы, потому что они ядовиты только для человека, а для животных служат лекарством и пищей.( 2 щелчока) Например, белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов. (3 щелчок)
- Кроме того, всякий гриб - это дом для маленьких обитателей леса. Для кого, как вы думаете? (для насекомых) (щелчок 4 ) - Что же делать с червивыми грибами - спросите вы меня? Их лучше срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесёт споры и появятся новые грибницы. Кстати, лисички - единственные съедобные грибы, которые никогда не бывают червивыми. (щелчок 5 ) - Итак, в природе нужны любые грибы. Они питают деревья, служат домом для насекомых, а для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами. ( слайд 20) А люди добавляют грибы в суп, жарят на сковородке или маринуют. (щелчок 2 )Самое знаменитое грибное блюдо - жульен, когда грибы шампиньоны запекают в специальном белом соусе.

-Итак, грибы - враги или друзья?

Вывод: грибы друзья! Запишем в рабочий лист

- Рассмотрите в учебнике на с. 29 репродукцию картины художника Хруцкого «Натюрморт с грибами». Как вы думаете, принести из леса такую корзину грибов - это удача для грибника?

-Хотелось ли вам собрать столько грибов?

-А что по вашему с ними можно было сделать? Правила сбора грибов. (слайд 21) - Настоящие грибники должны уметь правильно собирать грибы. Обсудите в своих парах правила сбора грибов в лесу. Пользуйтесь подсказкой на экране. Дети собирают грибы только (с кем?) …………(взрослыми).

  • Собирай только (какие?)……… грибы (знакомые).
  • Чтобы не повредить грибницу, ……………(срезай гриб ножом или выкручивай).

- На обратной стороне вашего рабочего листа есть памятка как правильно собирать грибы. Дома её ещё раз прочитаете.

6. Первичная проверка понимания (слайд 22) Самостоятельная работа

- Откройте рабочие тетради на с. Выполните самостоятельную работу .

Проверка - Посмотрите, как много оказывается, можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Называется она «микология». ( слайд 23 ) 7. Первичное закрепление - Какие же тайны мы сегодня открыли? (Читают по рабочему листу) - Назовите грибы, с которыми мы встретились на уроке. -С кем дружат грибы? - Из каких частей состоит гриб? -Грибы наши враги или друзья? -Как правильно собирать грибы? ( слайд 24 )

8. Рефлексия деятельности - Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали. Покажите своё настроение. - Домашнее задание: по рабочему листу повторите изученный материал и прочитайте материал учебника с. 23-28 - Спасибо за урок.



© 2010-2022