Конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока: Организационный момент.

  • Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас на уроке будет вот такой фокусник с волшебной палочкой. Сейчас по взмаху волшебной палочки вы все ровно встанете у своих мест, проверите готовность к уроку. На столе букварь, тетрадь по чтению, карточки-схемы и пенал.


2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика. Представьте, что вы все НЫРЯЛЬЩИКИ. Представьте, что нам сейчас нужно глубоко погрузиться под воду. Для этого нужно набрать побольше воздуха, закрыть нос руками, и присесть, как - будто мы под водой. Считаю до 5, на счет 5 выныриваем.(повторить 3 раза). А теперь представьте, что у вас в руках у каждого торт с одной огромной свечкой. Вам надо её задуть. Молодцы. А теперь торт, на котором 5 свечек, попробуем набрать побольше воздуха и одним выдохом все 5 свечек задуть. А теперь у вас в руках большой воздушный шар. Постараемся его сдуть. Очень хорошо.

А теперь представьте, что вы певцы. Глубокий вдох и на выдохе поем гласные звуки.

2. Артикуляционная гимнастика.

  • А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З II.Повторение изученного. Актуализация знаний. Ну вот дыхание свободное, ротики наши размялись, можно приступать к дальнейшей работе. - Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко». - Наша речь состоит ….(из предложений). - Звуки бывают … (гласные и согласные). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э). - После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю). Назовите «Опасности» которые встречаются в русском языке при письме.

На прошлом уроке, мы с вами совершили открытие. Мы с вами выяснили, что в русском языке существует еще одна « опасность», помимо тех, которые нам уже известны. Сумеете ли вы сейчас найти эту опасность. Я называю слова, а, вы, если услышите «Опасности» хлопайте в ладоши. Вспомним: Как вы будете действовать?

Будем искать парные согласные на конце слова, а как искать.

Слушать слово и решать парный он или нет, если согласный парный это опасное место. Можно подсматривать в ленту памяти.

Слова:

Глаз, квас, везу, вез, нос, сон, год, кот, шар, сом, столб, пес, лай, луг.

Молодцы! Все ловушки нашли.

Знакомство с новым материалом.

Ребят, как вы думаете, чем занимаются фокусники? (Показывают фокусы) Послушайте слово фокус.

Давайте попробуем в слове фокус определить первый звук. (ф) Какой он ? (Согласный, глухой, твёрдый.)

- Фокусник пришел не один, а принес с собой птицу. Хотите узнать, какую?

Клип про филина.

(филин) Определите первый звук в слове филин (ф,) Какой он? Согласный, мягкий, глухой)

Звуки Ф и Ф, при письме обозначаются буквой ЭФ. Как вы думаете, куда мы поселим эту букву? В одну квартиру к букве В. Они составляют пару. Являются парными. ( Посадить в ленту памяти)

А какие ещё слова на букву ф встретились в клипе? (фонарь, фары, флажок, филиненок) Наш гость пришел не с пустыми руками. Он принес для вас задание. Н карточках он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача - найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь карточками с соседями по парте и проверьте их работу.

- Сколько раз вам встретилась буква «ф»? (5)

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

- Молодцы, вы были очень внимательными.

Давайте откроем голубые тетрадки. И поучимся писать букву ЭФ.

Найдем букву ф на слоговой таблице. Читаем хором слоги с буквой Эф.

Внимание на экран. Назовите кого вы видите на картинках. (жираф, удав)

Определите на слух, какой слышится звук на конце слов: жираф и удав.

Дети: На конце слов слышится звук [ф]- глухой твердый согласный.

Учитель: Давайте проверим. На доске.

Дети: Слышим один звук, а написаны разные буквы.

Учитель: Какой же можно сделать вывод?

Дети: Один и тот же глухой звук может обозначаться разными буквами. Значит, это опасное место для письма. Выделяем сигналами. Печатаем в тетрадях.

Учитель: Как проверить опасные места?

Дети: Нужно «пригласить» гласные буквы, изменить слово один на много.

Жираф - жирафы, удав - удавы.

Значит звуку ф на конце слова тоже нельзя доверять. Это опасное для письма место.

А чтобы не допустить ошибку, нужно запомнить правило. Поможет нам в этом стихотворение.

Чтение стихотворений.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй:

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд - на льды -

Будешь грамотным и ты.

Молодцы! А теперь давайте обратимся к букварю. Открываем буквари на стр. 50.

Догадайтесь к каким словам даны схемы. ВАЗА, ФАРТУК, ФИНИКИ, назовите первые звуки.

А теперь читаем столбики слов жужжащим чтением. (все шепотом в своем темпе.) Хорошо, теперь читаем громко хором все вместе.

Следующее задание с хитрым вопросом. Пусть 1 вариант прочитает первое предложение второму, а 2 вариант первому 2 предложение. Посоветуйтесь с соседом по парте, в чем тут хитрость? (Надо вернуть слова с теми же звуками и буквами, что есть в именах.

Хорошо. Олег Шайнов прочитает следующее предложение. Теперь вы все хором. А теперь прочитайте это предложение с удивлением. А теперь шепотом. А теперь хором громко. Молодцы! Выполним зарядку для глаз.

Послушайте я вам прочитаю одно забавное стихотворение. . Вот так помогали!

Так ли надо помогать?

Что ребята делали не так?

Как нужно было поступить?

А помните, я вам на выходные давала серьезное домашнее задание. Сделать хотя бы одно доброе дело. Кто мне хочет рассказать, какое доброе дело он сделал? И как вы такие маленькие, вам всего 7 или 8 лет, можете совершать добрые поступки и добрые дела?

Ответы детей.

А теперь прочитайте текст внизу . Читаем шепотом, каждый в своем темпе.

А вы, ребята, подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту.

-О чем говориться в тексте?

- Что хотел сказать автор?

(Шалун Фомка, Вот так проказник)

А сейчас мы выясним, кто из вас самый внимательный?

Постарайтесь в этом тексте, поискать и карандашом отметить те «опасности», на которые указывает значок в середине текста. (парные по глухости, звонкости на конце).

Молодцы! Еще одно задание для вас. На экране скороговорка. Прочитаем её медленно. Теперь чуть-чуть побыстрее. Стараемся четко произносить все звуки . А теперь ещё быстрей. Хорошо! Дома потренируетесь говорить её быстро и четко.

Итог урока.


Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке. Поиграем в игру «Верю - не верю». (Если вы согласны с утверждением, головой один кивок, если не согласны - покачайте головой). 1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему? 2. Звук [ф] - глухой. 3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. 4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

- Наш гость убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

А в конце урока Фокусник дарит вам свой любимый мультфильм. А вы попробуйте не только мультфильм посмотреть, а ещё найти слово со звуками Ф и Ф,.

© 2010-2022