Конспект урока по русскому языку «Состав слова» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна

  2. Класс: 3

  3. Предмет: русский язык

  4. Тема: «Состав слова»

  5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок систематизации и обобщения знаний и умений

  6. Цель урока: Создать условия для актуализации знаний об однокоренных словах и значимых частях слова; формирования умения разбирать слова по составу.

  7. Задачи

  • Образовательные: сформировать представление о том, что у каждого слова есть определённая структура, состав;

  • Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости, интереса к предмету;

  • Воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи и сопереживания при работе в командах.

  1. Дидактические средства:

  • для учителя - индивидуальные карточки, жетоны, магнитофон.

  • для обучающегося - рисунки, эмблемы, тетрадь, ручка.

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие.

Орг. момент

Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна и урок русского языка проведу у вас я.

Здравствуйте

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

(Л) смыслоопределение

(Л) смыслообразование

2

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

Сообщение темы и цели урока.

Деление на команды

Чистописание

Пальчиковая гимнастика

Каллиграфия

Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Обощим знания по пройденной теме «Состав слова».

Сегодня встретятся 3 команды. Наша задача - выявить команду - победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ - жетон. Начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете?

Итак, 1-я команда - «Приставка», 2-я команда - «Корень», 3-я команда - «Суффикс».

Сначала, проведем разминку. Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик?

Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква.


Молодцы. Теперь подготовим пальчики к работе.

Итак, открываем тетради, запишем число и классная работа. Запишите, продолжив закономерность:

лЛ лЛл Ллл ллЛлл


Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Буква Л

Звук [л] - согласный, звонкий, непарный, может быть мягким и твердым(в зависимости от гласной, которая следует за ним).

(Поочередно соединяют пальцы, затем хлопают в ладоши)

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность

Игра «Давай поиграем!»

1-й гейм.



2-й гейм.

Физкультминутка

3-й гейм.



4-й гейм.



5-й гейм.





6-й гейм.



7-й гейм.

Итак, начинаем нашу игру.

«Найдите друзей»

Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных сов образуте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

1-я команда - лень,….

2-я команда - боль,….

3-я команда - соль, …..

Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ - жетон.

«Домашнее задание».

Составьте слова и разберите по составу:

1-я команда - и, ник, под, снеж.

2-я команда - и, к, по, дар.

3-я команда - а, ушк, корм.

Дополнительное задание: Сделать рисунки к данным словам и составить схемы слов.


Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»

  1. Встаньте, пожалуйста.

  2. Поднимите руки.

  3. Будьте добры, похлопайте.

  4. Потопайте, пожалуйста.

  5. Тихонько сядьте.

  6. Попрыгайте, пожалуйста.

  7. Тихонько сядьте, пожалуйста.

Продолжаем игру.
«Кто больше».

Запишите как можно больше слов за одну минуту.

2 варианта игры:
1-й вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

2-й вариант: от заданных слов с помощью суффиксов образуйте и запишите новые слова. Суффиксы выделите. (Даны слова: «дом», «кот», «сад».)

Во время проверки выдаются жетоны (по кол-ву правильно составленных слов).

Чем различаются приставка и суффикс?

( За правильный ответ - дополнительный жетон)

«Отгадай слова».

Корень мой находится в "цене",

В "очерке" найди приставку мне,

Суффикс мой в "тетрадке" все встречали,

Вся же- в дневнике я и в журнале.

Корнем с "дорогой" роднится,
В "сборе"приставка таится, Суффикс как слове "дневник", Целым же в космос проник.

Мой корень - родственник "сраженью"
Приставка в слове "заявление"
В "наборщике" есть суффикс мой
А весь - тружусь я под землей.

«Это все мы проходили» («Грамматическое лото»)

Вло время ишгры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других - ответы. В каждой команде имеются по две такие карточки.

1-я команда:

-Что вы знаете о родственных словах?


Какая часть слова бывает во всех словах?

2-я команда:

Что называется корнем?

Что называется окончанием?

3-я команда:

Что такое приставка?

Что такоесуффикс?



«Узнай, кто это»

Я читаю слова. Вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные словаю. Выделите корень. (Работа выполняется в тетрадях, оценивается по командам.)

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочке в руке?

Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?

Какие слова называют однокоренными?

Во время проверки выдаются жетоны тем, кто правильно отвечает.

«Третий лишний».

Проводится устно, жетоны выдаются тем, кто первым ответит правильно.

Назовите лишнее слово:

  • Холод, холмик, холодный.

  • Лист, лисица, лисёнок.

  • Моряк, море, морж.

  • Лось, лосось, лосёнок.

Лень - имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Лень, ленивый, леность.

Боль - имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Боль, больной, болевой, больница.

Соль - имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Соль, соленый, соленость, засолить.

Под - приставка; снеж - каорень, ник - суффикс, и - окончание. Подснежники.

По -приставка, дар - корень, к - суффикс, и - окончание. Подарки.

Корм - корень, ушк - суффикс, а - окончание. Кормушка.








Приставка пишется в начале слова, перед корнем, а суффикс- после корня слова, в конце слова и т.д.

Ответ: Оценка.
о-приставка
цен-корень
к-суффикс
а-окончание.В дневник и в журнал ставят оценки.
Ответ: Спутник
корень - пут
суффикс - "-ник"
приставка - "с-"

Ответ: Забойщик.


Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.

Главная часть слова - корень.


Корнем называется общая часть всех родственных слов.

Окончанием называется изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении.

Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова.






Рыбак - рыба, рыбалка, рыбачити т.д.

Повар - сварил, варенье, заварка и т.д.

Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.






Холмик
Лист
Морж
Лосось.

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

(Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(К) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения

(Р) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

9.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками

Рефлексия и самооценка учениками;

Подведение итогов

Итак, наша игра подпшла к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов в каждой команде.

(Объявляется команда - победитель, оценивается работа всех участников игры.)

Понравился вам урок?

Что особенно запомнилось и почему?

Что дал вам этот урок?

Какая же тема была нашего урока?

Я поставлю «5» (имя) за….; «4» (имя) за….

А сейчас запишите домашнее задание:

Сочинить сказку про части слова.

-Спасибо за урок. До свидания!

Фронтальная

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);



© 2010-2022