Я не виноват, я стараюсь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наталья СВОБОДИНА.

"Я не виноват, я стараюсь..."

(Консультация для учителей)

В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учебой, при этом постоянные дополнительные занятия не помогают. Они делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, их ругают за невнимательность, им трудно решать задачи.
Если учитель разберется вовремя в этих проблемах и отправит ребенка к специалисту, то своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику. Но, к сожалению, гораздо чаще такой ребенок попадает к специалисту только после всего комплекса педагогического воздействия, который был бы хорош применимо к школьнику с обычными проблемами.
Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное - как предотвратить эти проблемы - об этом хочет поделиться своими мыслями, своим опытом с учителями и родителями Наталья СВОБОДИНА.

На приеме...

- Доктор, у нас беда... Оставляют на второй год, в дневнике сплошные двойки... Каждый раз еле-еле из класса в класс переползаем... А в этот раз, видимо, останемся. Учительница говорит - нарушение письма - посоветовала к вам обратиться.

Передо мной сидит усталая женщина с сыном. Мальчишка, опустив глаза и шмыгая носом, водит носком ботинка по полу. Его смущенный вид словно бы говорит:" Я не виноват, я стараюсь..."

Да, он не виноват, и он действительно старается. Но не может справиться с проблемой, которая свалилась на него. Пока мальчику повезло в одном - учительница быстро разобралась и направила мальчика к специалисту. Но время упущено много.

Из разговора с мамой пятиклассника выясняется, что с самого начала у мальчика были проблемы с учебой. С трудом давалось чтение, письмо. Задачу мог решить только после подробного разъяснения, хотя примеры решал легко.

Мы часто слышим обращение "доктор", хотя и не являемся врачами. Дефектология находится между педагогикой, психологией и медициной. Нас можно назвать специальными педагогами. Но дело не в названии. Определенные знания из всех вышеперечисленных областей необходимы для того, чтобы помочь детям, терпящим неудачи, неуспешность в обучении.

Слушаю рассказ мамы, и хочется ее спросить: где же вы были раньше? Ведь если у сына повысится температура, заболит горло, вы сразу обратитесь к врачу. Почему же здесь, при первых признаках проблем, вы не пошли к специалисту?

Когда мать мальчика в очередной раз назвала меня доктором, я все-таки не выдержала и задала ей такой вопрос. Ответ, к сожалению, был стандартным. "Он же нормальный, со звуками все в порядке. Мы без дела не сидели: писали диктанты. Каждое лето занимались, чуть ли не ежедневно. Списывали большие тексты. Но почему-то все без толку..."

К сожалению, приходится констатировать, что дисграфия* - новая болезнь российских школьников. Я получаю письма от учителей начальных классов, русского языка и родителей.
И у родителей, и у учителей всего два вопроса: в чем же дело и как помочь?
Об этом здесь и пойдет речь.
Предлагаю вашему вниманию примеры письма и выписки из историй трех учеников с проблемами обучения.

  • Андрей С., 8 лет, 1-й класс, программа 1-3, апрель.
    В анамнезе - развитие речи с задержкой, фраза появилась к 3 годам. Ребенок 2 года находился в коррекционном детском саду с диагнозом "общее недоразвитие речи". Проблемы начались с сентября.

Я не виноват, я стараюсь

Я не виноват, я стараюсь

Я не виноват, я стараюсь

Заключение. Дисграфия на фоне несформированности фонематического восприятия. Формирующаяся дислексия.
Комментарий. В этом случае основную роль в возникших трудностях сыграло "общее недоразвитие речи", которое было выявлено у мальчика в дошкольном возрасте. Несмотря на коррекционную работу, своевременно проведенную с ребенком, фонематическое восприятие имеет низкий уровень, что впрямую отражается на письме.
Что делать. Необходимо продолжать занятия с логопедом. Желательно, чтобы учитель и логопед выработали единый подход к ребенку, к требованиям на занятиях. Требуется консультация детского психиатра (для предупреждения неврозоподобного синдрома).

  • Катя Е., 8 лет, 2-й класс, программа 1-4.
    В анамнезе со слов мамы особых проблем не было. До года девочка не ползала, пошла в 11 месяцев. Речь развивалась в пределах нормы. Проблемы с учебой начались сразу. Результаты обследования.

Я не виноват, я стараюсь

Я не виноват, я стараюсь

Я не виноват, я стараюсь

Что делать. Необходимо пройти консультацию психолога (коррекция психических процессов), консультацию детского психиатра (предотвратить развитие неврозоподобного синдрома). Важно учителю прислушаться к рекомендациям специалистов. Необходимо создать ребенку положительный фон на уроках. Постараться какое-то время не исправлять в тетради красным.
Заключение.Дисграфия. Замедленный темп деятельности. Недостаточная сформированность словесно-логического мышления. Угрожает развитием невроза.
Комментарий. Здесь, к сожалению, типичная ошибка родителей - девочка начала говорить вовремя, звуки все произносила правильно, а на качество связной речи особого внимания не обращали. В результате, видимо, имело место "общее недоразвитие речи". Затем, из-за отсутствия своевременной коррекционной работы получили свое развитие и другие проблемы. В результате на фоне всех проблем развилась дисграфия, отягощенная психологическими проблемами.

  • Ваня Б., 12 лет, 6-й класс школы с углубленным изучением английского языка.
    В анамнезе беспокойный сон до года, повышенное внутричерепное давление, вегетативно-сосудистая дистония. Занимался в Центре "Отличник". За 1999 год прошел программы 2-го, 3-го и 5-го классов (по 1 месяцу на класс). В этом Центре с занятиями справлялся, но в школу эти знания не переносил. В начальной школе наблюдались элементы зеркального письма, специфические ошибки.

Я не виноват, я стараюсь

Я не виноват, я стараюсь

Я не виноват, я стараюсь

Заключение. Дизорфография с элементами дисграфии. Слабость нейродинамических процессов.
Комментарий. Несмотря на достаточно благополучный анамнез, ребенок в раннем детстве был двигательно расторможен, соматически ослаблен. Но, несмотря на объективные причины для щадящего режима занятий, родители решили форсировать обучение. Наряду со школой с усложненной программой, ребенок прошел курс, причем ускоренный, в Центре "Отличник". В настоящий момент мальчик семимильными шагами движется к неврозу со всеми вытекающими последствиями. Количество орфографических ошибок выросло, по сравнению с прошлым, развилась дизорфография.
Что делать. В первую очередь этому ребенку нужна консультация опытного невропатолога, так как без медикаментозного лечения здесь, видимо, не обойтись. Затем, возможно, консультация детского психиатра - для коррекции эмоциональной сферы. И обязательно психологическая работа с родителями. В школе этот ребенок будет приносить много хлопот, но с такими детьми надо набраться терпения.

Как возникают нарушения письменной речи?

Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь особенно в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь. Как она формируется, и что этому мешает?

Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах - в усвоении грамматики родного языка.

При отсутствии своевременной помощи к 6-7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.

Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);

  • зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);

  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11-м году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования - этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

Тогда, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые. Они используют компенсаторные возможности других анализаторов.

В тех же случаях, когда недостаточность анализаторов носит не такой глобальный характер, на помощь приходят другие методики коррекционного обучения. Кроме того, во многом могут помочь и родителя ученика, и его учитель.

Причины нарушений

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?

Мы не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут понять, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания.

  • Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии.
    При поступлении в первый класс учитель собирает сведения о будущем первокласснике. Предположим, что у вас в классе есть дети из логопедических групп или, в дошкольном возрасте имевшие логопедические проблемы. К таким детям необходимо проявить особое внимание. Важно не пропустить появление специфических ошибок при чтении или на письме.

  • Приходилось ли вам сталкиваться с такими случаями, когда родители говорят, что у них в детстве были такие же проблемы с письмом, как и у ребенка? Специалисты встречаются с этим довольно часто. Иногда это просто неуспешность в овладении письмом, сложности с грамотностью. А иногда, дети повторяют те же ошибки, которые были у их родителей, или, что тоже встречается, у их бабушек и дедушек. Здесь играет роль наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

  • Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

  • Также источником неудач в становлении письменной речи может служить и несвоевременное формирование процесса латерализации ( установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребенка писать правой рукой затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам.

  • Расстройства в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления, также могут явиться причиной нарушений письма и чтения.

  • Бывают причины, на первый взгляд, не имеющие под собой научной основы. Например, И.Н. Садовникова в своей книге "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников" приводит данные исследовательской группы института Клапареда, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи "мать-ребенок". Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться по отношению к еде, приобретает ту же манеру и по отношению к интеллектуальной пище. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Исходя из своей тридцатилетней практики, я не могу привести точные доказательства наличия такой причины. Но из бесед с родителями можно сделать вывод, что у многих детей в раннем детстве были проблемы с питанием. А в дефектологии известно, если ребенок в младенческом возрасте очень медленно прибавляет в весе, плохо ест, то у него часто бывают проблемы с темпами развития речи.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечеткую артикуляцию. Про таких обычно говорят: "Еле языком ворочает... каша во рту...". Их называют мямлями. Нечеткая команда, поступающая в структуры головного мозга от нечеткого артикулирования, да еще при недостаточной сформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Мы коротко обозначили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, что бы учителя и родители имели необходимые представления об истоках этих нарушений.

Теперь вы знаете о таких нарушениях письма и чтения, как дисграфия и дислексия и о причинах, которые могут вызвать эти нарушения.

При поступлении в школу...

Ни для кого не секрет, что при записи детей в первый класс очень часто будущие школьники проходят своеобразные испытания. Это могут быть и экзамены из нескольких туров и простые задания.

Из Закона об образовании мы уже знаем, что родители имеют право выбора для своего ребенка, как формы обучения, так и учебного общеобразовательного учреждения.

К сожалению, знание этих законов не помогает родителям избежать стрессовой процедуры при записи в школу. Особенно, если ребенок поступает не в простую школу, а в гимназию, лицей или тому подобное.

Здесь уместно привести выдержки из Письма первого заместителя министра Минобразования России № 70/23 16 от 07.01.99:

"...все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей ... при переходе из дошкольного учреждения в первый класс общеобразовательной школы".

Никогда не надо забывать, что в апреле записываться в первый класс приходит еше дошкольник. А у этого возраста есть своя специфика и заключается она в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, и от того, какие условия создадут педагоги и родители для развития потенциальных возможностей ребенка, в большой степени будет зависеть его будущее. Эта специфичность возраста "...не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка". Реальные способности могут проявиться достаточно поздно, об этом известно психолого-педагогической науке, и то образование, которое получит ребенок, способствует их проявлению.

Далее в письме говорится о том, что "...зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики".

Начнем с того, что сегодня, к сожалению, тестируют детей все, кому не лень.

Считается, что достаточно задать ребенку несколько вопросов, подсчитать баллы и всем все ясно. Тем более, недостатка в различных тестах сейчас нет, и, к сожалению, среди действительно научных изданий часто встречается психодиагностическая литература низкого качества. Это отмечается и в Письме: "Перепечатки устаревших вариантов зарубежных тестов часто сопровождаются некомпетентной интерпретацией, содержат массу ошибок, что приводит к искажению получаемых выводов. Широкомасштабная публикация диагностических методик (с "ключами") порождает у непрофессионала впечатление об их доступности и сводит на нет ценность указанных методик".

Я уже не говорю о том, что к тестированию детей допускаются люди, не имеющие специальной подготовки. В мировой практике специалист по тестированию помимо базового психологического образования должен получить образование в области практической диагностики и соответствующий документ. При этом, кроме специальных навыков, в программу включают развитие особых гуманистических установок, программа связана с приобщением к нормам профессиональной этики. "Эти нормы не позволяют рассматривать ребенка как объект бесцеремонного исследования; пугать его внезапными проверками ("тест" в переводе означает "испытание"); тестировать без согласия родителей, знакомить с результатами диагностики (составляющими конфиденциальную информацию) людей, не имеющих непосредственного отношения к обучению и воспитанию данного ребенка. В реальной практике эти нормы часто нарушаются. Педагог, не будучи специалистом-диагностом, из лучших побуждений может сообщить результаты тестирования (например, что у ребенка низкий балл по тесту) родителям ребенка, не подготовив их соответствующим образом. Если эта информация дойдет до самого ребенка или до других детей, это может нанести существенный вред его психическому здоровью".

Одни и те же методики на этапе интерпретации в руках квалифицированного специалиста станут инструментом получения точной информации об уровне развития и склонностях ребенка, у неквалифицированных или недобросовестных исследователей - представляют опасность.

"Вместе с тем, Минобразования отмечает, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психологического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения".

Безусловно, надо знать, какой ребенок идет к вам в школу. Но не для того, чтобы решить, есть ли место ему в вашем учебном заведении или в вашем классе, а только для своевременного предупреждения возможных проблем.

Приведу два примера из практики.

Лена М., 6 лет и 8 месяцев.

Весной мама привела девочку записываться в первый класс школы с углубленным изучением иностранных языков. Вступительные испытания предусматривали три тура. Причем, из-за низкой организации "экзамены" начались на полтора часа позже. В результате, ребенок провел в школе 4 часа, с 15.00 до 19.00. После второго тура она сказала, что уже не хочет идти в эту школу. Но мама уговорила дочку потерпеть. Испытаний Лена не прошла, несмотря на хорошую подготовку, не добрала двух баллов. Ей предложили пройти подготовительные курсы при этой же школе. Но здесь у мамы хватило благоразумия отказаться. Затем все лето родители и девочка отходили от полученного стресса. На консультации специалисту был задан вопрос, что у ребенка не так, почему ее не приняли. Вопрос, как сами понимаете, к ребенку никакого отношения не имеет. Прошло несколько лет. Девочка учится в четвертом классе обычной школы, дополнительно занимается английским языком. Учится хорошо.

Эльвира, 6 лет и 5 месяцев.

Мама обратилась с вопросом - отдавать ребенка в школу или еще подождать. Возраст позволял. Но девочка не хотела идти в школу, не желала заниматься дома, хотя уже умела читать, писать письменными буквами и считать. В качестве доказательства, мама достала тетради по письму, математике, прописи. Все они были заполнены достаточно аккуратным детским почерком. Записи в тетради повторяли программу первого класса. Оказалось, что ребенок занимается в специальной дошкольной гимназии с трех лет. Занятия проводились три раза в неделю по два с половиной часа. Странно, что мама удивляется отсутствию желания учиться у своей несчастной дочки. Я рекомендовала отдать девочку в школу (в данном случае, как наименьшее из зол), но тщательно выбирать учебное заведение и пройти реабилитационный курс с детским психологом.

Еще страшнее, если после вступительных "экзаменов", а иногда это делается при переходе детей в пятый класс, детей делят по уровню успеваемости.

Официально об этом не говорится, но все знают, что, например, в 5 "а" учатся дети, успевающие на 4 и 5; в 5 "б" - те, у кого с учебой похуже; в 5 "в" - слабоуспевающие. Причем дети все время находятся в состоянии страха перед угрозой перевода в класс рангом ниже. Какие-то инквизиторские методы педагогики и повышения учебной мотивации. И это опять навешивание ярлыков. Страшно, что иногда такое деление помогает осуществлять школьный психолог.

Очень часто на консультацию приходят с вопросом, стоит ли определять ребенка в такой класс? Да, действительно, сама по себе идея организации коррекционных классов была хорошей. При условии, что в этом классе учатся только дети с действительно соответствующими проблемами, а не просто те, с кем учитель не может справиться в своем классе.

Следующим условием должна быть обязательно специально подобранная программа, и не просто любая коррекционная, а программа именно для детей этого класса, с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей и трудностей.

Затем необходимо, чтобы в этом классе работали учитель-дефектолог, психолог. Но, к сожалению, очень редко коррекционные классы соответствуют всем этим требованиям. Поэтому, прежде всего, родителям рекомендуется узнать подробно - кто работает в этом классе, с каким образованием, подготовкой, как подбирались ученики для такого класса. Поговорить с родителями тех детей, которые учились здесь раньше. Узнав о том, что родители интересовались вами, как учителем, профессионалом, не надо обижаться. Поставьте себя на место родителей. Ведь вы сами не отдадите своего ребенка, не зная куда, а постараетесь навести справки, выбрать для него лучший вариант.

И все же, как уже говорилось, я считаю лучшим вариантом, когда дети с проблемами обучения имеют возможность продолжать учебу в своем классе. Здесь, конечно, возрастет нагрузка на учителя, присутствие таких детей создает дополнительные трудности, но для ребенка, уверена, такой вариант предпочтительнее.

Вернемся к самому первому этапу - набору детей. После того, как ребенка уже записали в ваш класс, вы можете провести некоторые диагностические мероприятия для того, чтобы вовремя выявить слабые места в дошкольной подготовке будущего первоклассника. Но не надо перегружать малыша заданиями.

Уже давно психологи говорят о том, что главное в дошкольной подготовке не научить ребенка читать и писать, а психологически подготовить его к школе. Что под этим подразумевается?

  • У начинающего школьника должна быть достаточно сформирована произвольная сфера как в деятельности, так и в познавательных процессах, то есть он должен делать не то, что ему в данный момент хочется, а то, что требует учитель; запоминать что нужно и когда нужно; суметь активно работать весь урок.

  • Кроме этого, такие познавательные процессы, как внимание, память, восприятие должны быть сформированы соответственно возрастным нормам.

  • И, конечно, интеллектуальное, речевое, моторное развитие должно также соответствовать возрасту.

  • На достаточном уровне должна находиться и эмоционально-волевая сфера.

Так что первое свое знакомство с будущим школьником можно начать с просьбы выполнить несколько простейших заданий, которые были бы интересны ребенку и являлись достаточно информативными для педагога.

1. Прежде всего, это рисунок.

Как правило, рисовать человека ребенку уже приходилось не раз. Поэтому попросите его нарисовать свою семью, и чтобы все были заняты какой-то работой. Инструкции по проведению этого теста вы сможете найти в Приложении 4. Более подробное описание теста "Рисунок семьи" можно найти в любом сборнике по практической психологии, но не берите на себя функцию психолога. Уже с первого взгляда на рисунок вы увидите, как ребенок рисует людей; по месту расположения фигур и их размерам можно понять, насколько ребенок тревожен; наблюдая процесс рисования, вы узнаете о его предпочтениях. У вас будет предмет для дальнейшей беседы с ребенком.

2. Задавая ребенку вопросы о его семье, можно сделать вывод о степени осведомленности первоклассника по основным параметрам. Что надо знать ребенку к моменту поступления в школу, вы сможете узнать из Приложения 2.

3. Для того, чтобы составить представление об уровне произвольной деятельности ребенка, дайте ему графический диктант (описание этой методики есть во всех сборниках диагностики психологической готовности к школе) или любое из предложенных упражнений на выполнение инструкций взрослого (см. Приложение 3). Умение выполнить несложное задание по плану учителя доступно только детям с достаточно сформированной произвольной сферой.

4. Кроме перечисленного, необходимо проверить сформированность звуко-буквенного анализа: попросите ребенка выделить первый и последний звуки в таких словах, как сок, вода, азбука, акула.

После такой небольшой беседы с ребенком, вы сможете составить достаточное предварительное впечатление о его готовности к школе.

Более глубокое обследование по мере надобности впоследствии сделает школьный психолог.

Давайте подведем итоги - что же вас должно насторожить?

  • если ребенок левша;

  • если он - переученный правша;

  • если ребенок страдал "общим недоразвитием речи", по речевым показаниям посещал логопедическую группу;

  • если имеется соматическая ослабленность ( часто болеет);

  • если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;

  • если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка;

  • если в семье говорят на двух и более языках;

  • если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть нечеткое произношение;

  • если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность.

Конечно, информации на предварительной беседе может быть недостаточно, поэтому на первом же родительском собрании я бы попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это они должны дома, хорошо обдумав свои ответы.

Это поможет учителю лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может "споткнуться".

Анкетирование должно проводиться только добровольно, поэтому необходимо не просто раздать анкеты, а объяснить важность своей просьбы.

Чтобы убедить родителей в необходимости этого, я к заранее отпечатанному вопроснику обязательно прилагаю короткое обращение (помимо того, что на словах объясняю необходимость этой процедуры). В нем я убеждаю родителей, что все вопросы задаю не из любопытства, а исключительно в интересах ребенка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.

Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу.

Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить ( при нормальном речевом развитии к году появляются первые слова, к двум годам - фразовая речь, к пяти - у ребенка должно быть чистое звукопроизношение); как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом; как заучивает стихи; разговорчив или молчалив; как и где учился читать. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.).

Примерный перечень вопросов вы найдете в Приложении 1.

Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотическому движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Проанализировав ответы на вопросы, вы берете на заметку детей, у которых можно прогнозировать трудности.

Но здесь надо сразу оговориться - ни в коем случае не делайте поспешных выводов. Бывает, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как дети, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления дислексии и дисграфии.

Недопустимо навешивание на ребенка "ярлыка". Наблюдать надо осторожно, не травмируя ученика и его родителей.

Первые шаги

Итак - у вас первый класс. Вы уже составили предварительное впечатление о ребенке, получили основные сведения о дошкольном детстве, о его соматическом состоянии. Но и этого недостаточно.

При хорошо налаженной преемственности дошкольного учреждения и школы учитель обязательно получит сведения о детях от воспитателей детского сада и от логопеда, если таковой в детском саду имеется. Но здесь вступают в права этические нормы взаимоотношений этих двух учреждений. Вся информация, которую сообщат вам дошкольные работники, остается строго между вами. Она должна послужить только для вашего особого внимания к тому или иному ребенку.

Почему я об этом говорю?

В моей практике есть печальный опыт общения с завучем начальных классов одной из школ. Выпуская детей из логопедической группы, я встретилась с будущим учителем первоклассников и подробно рассказала о трудностях каждого ребенка, о том, какие проблемы могут возникнуть при обучении письму и как их вовремя распознать. При этом попросила обратить особое внимание на Диму К., страдающего достаточно сложным речевым нарушением. Но, учитывая его большую работоспособность и хороший уровень интеллектуального развития, я не стала рекомендовать этому ребенку речевую школу. Мы с мамой решили дать возможность Диме попробовать свои силы в общеобразовательной школе (и, как показало время, не ошиблись - прошло четыре года, мальчик имеет только одну тройку, по русскому языку, успешно справился с начинающейся дисграфией). При разговоре с учителем я предупредила о конфиденциальности этой беседы. Через некоторое время узнаю, что на педсовете вся информация об этом ребенке была обнародована, причем на бытовом уровне. Подтекст был таков: только таких нам еще и не хватало. Ребенку приклеили ярлык и пошло-поехало. Лишь путем вмешательства дирекции и обещания самых жестких санкций к педагогам, допустившим такое поведение, удалось погасить назревающий конфликт. Но психологическая травма ребенку и родителям была нанесена и долго еще отзывалась эхом.

Как обнаружить проблему?

Вы уже достаточно вооружены: знаете основные причины возникновения нарушений письма и чтения, имеете много информации о ребенке, что позволяет вам выделить "группу риска".

В классе у вас 25-30 человек. И далеко не все учатся хорошо, этому могут быть разные причины. У вас своя программа, полно других дел, вроде бы - не до того, что бы еще и проводить анализ письменных работ. Но учитель - первый человек, который может вовремя забить тревогу.

Как же среди тех, кто испытывает трудности в обучении вовремя распознать нуждающихся в помощи специалистов?

По наличию специфических ошибок.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному.

Каковы же ошибки, которые должны вас насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о, д-у и т.д. (строчные)

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-л; парные звонкие/глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки "застревания" (персеверации): За зомом росла мамина. (За домом росла малина), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

А что касается дизорфографии, то ошибки, допущенные из-за незнания правил, не являются дизорфографическими.

Как помочь?

Учитель, знающий основные причины возникновения нарушений письма и чтения, умеющий распознать среди грамматических ошибок те, которые могут быть отнесены к специфическим, уже достаточно вооружен знаниями для необходимой помощи детям.

Когда же могут появиться первые признаки нарушений?

При обучении чтению - уже на первых этапах; при обучении письму - во второй половине первого года и во втором классе. Иногда наиболее ярко специфические ошибки проявляются к третьему классу. Но в этом случае первые признаки, все же были и раньше, только остались незамеченными.

Специфические ошибки вы обнаружили, родители обратились к специалисту, вам принесли справку с заключением, и ребенок начал посещать занятия с логопедом - в школе или в каком-то центре.

Что дальше?

  • Первое, надо связаться с логопедом.

Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт.

К сожалению, на практике часто бывает так, что или логопед, или учитель проявляют ненужные амбиции, не стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Необходимо раз и навсегда уяснить: главное - это интересы ребенка.

Приведу разные модели взаимоотношений, взятые из жизни, учителя и школьного логопеда.

Логопед в начале учебного года проводит предварительное обследование. Учителя настаивают, чтобы логопед взял к себе на занятия всех неуспевающих детей. Доводы специалиста, особенно, если это начинающий логопед, не находят поддержки у учителя, а зачастую, и у администрации школы. И логопед вынужден брать детей, страдающих совершенно другими нарушениями, не связанными с речевыми проблемами.

2. Логопед, в силу каких-то обстоятельств (неопытности, некомпетентности) берет на занятия только детей, с нарушениями звукопроизношения.

В этом случае учителя должны настоять на организации занятий с детьми, страдающими нарушениями письма и чтения.

Логопед занимается с учеником, а учителю дает рекомендации: чего надо избегать ребенку, а на что обратить внимание. Опытный логопед сделает это в тактичной форме и сумеет наладить отношения с учителем. Но иногда бывает так, что учитель резко отрицательно воспринимает эти рекомендации, особенно, если они исходят от молодого специалиста и обращены к опытному педагогу. "Вот еще, без году неделя в школе, а уже меня, педагога с ...летним стажем собирается учить".

Все это можно было бы свести к эмоциональным реакциям в женском коллективе. Но вот вам пример с юридической подоплекой: мальчик третьеклассник страдал тяжелой формой заикания. После продолжительных занятий со специалистами наступило улучшение. Закончились летние каникулы, и ребенок пришел в школу. Его мать принесла справку от логопеда, где была дана рекомендация - освободить ребенка от проверок на скорость чтения. Но учительница посчитала эти рекомендации вмешательством в учебный процесс и при поддержке администрации устроила проверку этому ребенку наравне со всеми. Проверки проводились в форме экзамена с выставленными часами, ребенок получил стресс, был рецидив, заикание вернулось и мама подала на учителя в суд. Она выиграла дело, и учительница выплатила круглую сумму и на оплату лечения, и за моральный ущерб.

Итак, надеюсь, мы пришли с вами к единому мнению - учитель, логопед, а в идеале и родители ребенка, должны объединить свои усилия в помощи школьнику и не мешать друг другу.

Чем еще может помочь учитель?

  • Второе - на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, насмешек в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях этого ученика красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких школьников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

В тех школах, которые занимаются по методике Санкт-Петербургского педагога Зайцева ( помните, "Кубики Зайцева"?), где ученик пишет карандашом, и не только в младших классах, учитель же не исправляет ошибку, а на полях ставит сигнальную отметку. Ученик имеет возможность самостоятельно найти ошибку, не зачеркнуть ее, а стереть и написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут. При этом, конечно, ребята знают, что за ошибки оценки в журнал будут снижены, но и здесь возможны различные варианты. Главное, чтобы создать мотив для работы. Ведь очень часто дети говорят, что они не хотят заниматься, потому что все бесполезно - их считают отстающими.

  • Третье - отказ от проверок на скорость чтения (желательное условие). Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают детей по одному, ставят на виду часы, да еще проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз.

Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку скорости чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

Мне посчастливилось пройти курс обучения у замечательного логопеда - М.Л. Лукашенко, она говорила, что любой сотрудник ГАИ сможет без специального прибора определить - превышает водитель скорость или нет? Неужели учитель без замеров не может сказать, достаточно ли быстро читает его ученик.

Конечно, сторонники этих проверок могут сказать, что в них есть положительные стороны: ребенок стремится к улучшению результата, легче оценивать способность чтения. Но я видела только отрицательные последствия таких проверок и могу с уверенностью сказать, что для детей с трудностями в обучении их надо срочно отменять. Негативные последствия перевешивают все плюсы.

Чего делать нельзя!

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. И выполняют их буквально - все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты, чтение больших текстов. Кстати, это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Упражнение "Корректурная проба" можете посоветовать родителям или же давать его на уроке. По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение пяти минут (ни больше, ни меньше), через 2-3 месяца уменьшается количество ошибок.

Дайте ребенку какую-то ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге он должен ежедневно (начинать лучше с трех минут) зачеркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, а другую обвести в кружок. Буквы могут выбираться произвольно (в первые дни нежелательно давать гласные а, о - их слишком много в тексте). Детям, допускающим на письме смешение близких по звучанию букв, позже можно давать парные буквы: б-п, д-т, з-с, в-ф, а-о, и-у, г-к. Результат появится не сразу, но он будет обязательно.

Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода.

Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять все упражнения, которые вы ему предложите. Другой уже через 7-10 минут не будет знать, куда деть руки и ноги.

Есть дети (на мой взгляд, они должны педагогов волновать больше всего), которые очень исполнительны. Они не сопротивляются, делают все, о чем их попросит учитель или родители. Такой ученик может заниматься очень долго. Не радуйтесь, этих "паинек" надо "расшевелить", вынудить принимать самостоятельные решения, вплоть до отказа заниматься тем, чем им не хочется.

Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Им бы набраться терпения уроки сделать. И развитие фонематического восприятия, и звуко-буквенный анализ, и развитие памяти, внимания - все это можно делать в любой обстановке - призовите свою фантазию. Это касается и учителя, и родителей.

Например:

  • вы убираетесь на кухне, ребенок вертится рядом; пусть найдет не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук "С" (или любой другой);

  • идете с ним из школы, попросите, чтобы он одну минуту внимательно смотрел на дорогу; потом спрашиваете - сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало или что угодно;

  • учитель в начале урока, в качестве разминки, может у детей спросить все, что угодно о здании школы, о школьном коридоре, о школьном дворе; проверьте память и внимание своих учеников, и вы увидите, что некоторые даже не знают, сколько этажей в школьном здании; заставьте их не только смотреть, но и видеть; вот увидите - через некоторое время дети сами начнут придумывать такие упражнения;

  • мама или бабушка, придя с ребенком в магазин, может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звуко-буквенного анализа: попросите ребенка найти на полке продукты с заданным звуком; можно устроить соревнование - кто больше найдет таких слов;

  • развивая слуховое внимание, попросите одну минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;

  • устраивайте дома игры в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.

Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без насилия.

Некоторые из упражнений приведены в Приложении 5.

Я намеренно не приводила упражнения, требующие специальных знаний и подготовки. Но считаю, и родителям, и в особенности учителю, необходимо хорошо ориентироваться в психофизиологических особенностях каждого ребенка. Для этого есть специальная литература, которую можно сейчас приобрести.

Бывает так, что неуспешный в школе ребенок прекрасно занимается со специалистом. И происходит это потому, что его просто по-другому стали учить, учитывая все его особенности. И глядишь - глаза засветились, улыбка все чаще появляется на лице ученика, родители облегченно вздыхают. А если у специалиста и учителя хороший контакт, такому ребенку можно только позавидовать.

Я уверена, что превосходных результатов можно добиться в работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и, конечно, родители. Причем действуют они по заранее разработанной методике сообща.

Но это уже совсем другая история.

Несколько советов родителям, которые собрались пригласить к ребенку специалиста для частных занятий.

  • Сейчас, к сожалению, много курсов, которые за очень короткое время (от 2 недель до 6 месяцев) берутся переучивать бывших воспитателей детских садов, учителей на логопедов и психологов. После такой подготовки-марафона эти "специалисты" дают объявления в различные газеты и начинают заниматься с детьми. Я не против того, чтобы педагоги получали второе образование, сама имею такое. Но подготовка дефектолога или психолога не может проводиться в такие короткие сроки. Те, кто собирается получить знания, а не пустую бумажку, должен идти в серьезные учебные заведения. Одна студентка, которая уже на четвертом курсе решила заняться частной практикой, сказала мне, что будет брать за урок дорого. На мой вопрос, что же она собирается дать за такие деньги, я услышала: " Пока они разберутся в моей компетентности, свои сто баксов я заработаю".
    Поэтому призываю родителей - будьте осторожны! Лучше всего, если вы будете искать специалистов не по объявлению, а через тех родителей, у которых дети уже занимаются.

  • Когда вы нашли специалиста, не стесняйтесь задавать вопросы: какой опыт работы, какое образование.
    Удивительно, но родителей обычно волнует, сколько стоит занятие и как долго придется заниматься.
    Да, частные занятия - это достаточно дорого, я имею в виду тех специалистов, которые официально оформили частную практику и платят налоги. Льгот для таких категорий нет никаких.
    Если у вас есть какие-то сомнения в компетентности специалиста, не стесняйтесь попросить показать документ об образовании. Умный специалист поймет вас правильно, а другой вариант вам и не нужен.

  • Контролируйте, особенно на первых порах, чем занимаются с вашим ребенком. Если вы услышали, что он молча пишет диктанты, что ребенок все время сидит, срочно отказывайтесь от услуг такого специалиста, пользы от этих занятий не будет.

Есть много форм работы и с детьми, и с родителями. Есть родители, которые многое могли бы сделать сами. В Приложении 6 вы найдете информация о том, где можно приобрести необходимые знания.

Приложение1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Для того, чтобы быстрее установить контакт с вашим ребенком, лучше его узнать и вовремя предупредить возможные трудности в обучении, прошу вас ответить на нижеприведенные вопросы. Обещаю, что вся предоставленная вами информация, будет строго конфиденциальна.

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Дата рождения.

3. Домашний адрес, телефон.

4. ФИО матери, возраст, образование, профессия, место работы, рабочий телефон.

5. ФИО отца, возраст, образование, профессия, место работы, рабочий телефон.

6. Семья:

  • есть ли родные братья, сестры; их имена, возраст;

  • если вы живете с бабушкой или дедушкой, сообщите, пожалуйста, их имена и отчества;

  • есть ли в вашем доме животные, птицы, какие; принимает ли ребенок участие в уходе за ними;

  • ваши жилищные условия; есть ли у ребенка свой уголок;

  • любимые игры и занятия вашего ребенка дома и на улице;

  • есть ли у него друзья; с кем больше любит играть, проводить свободное время: с младшими по возрасту, старшими детьми, ровесниками, взрослыми, мальчиками, девочками;

  • есть ли у взрослых членов семьи резкие различия в требованиях и подходе к ребенку.

7. От года до семи:

  • состояние здоровья вашего ребенка: хронические заболевания, влияющие на его общее состояние, зрение, аллергические реакции, уровень работоспособности;

  • какой рукой ребенок пишет, рисует, ест;

  • есть ли какие-либо ограничения для занятий физкультурой;

  • когда ребенок начал говорить; были ли какие-то проблемы с развитием речи, со звукопроизношением;

  • посещал ли ребенок дошкольное учреждение, с какого возраста, как проходила его адаптация; если не посещал, по какой причине;

  • готовили ли вы ребенка к школе, если да, то где и каким образом;

  • наказываете ли вы ребенка, каким образом, какова его реакция на наказание или запрет;

  • дайте краткое определение характера ребенка, его поведения (спокойный, беспокойный, очень подвижный, послушный, медлительный, упрямый, контактный, замкнутый, стеснительный, ласковый, ершистый и т.д.);

  • признает ли ребенок дисциплину; как приучаете к ней дома;

  • есть ли дома телевизор, компьютер; сколько времени ребенок проводит у экрана, что предпочитает смотреть;

  • есть ли у него обязанности по дому; как он относится к их выполнению;

  • как он относится к музыке, какую предпочитает слушать; поет ли сам; любит ли танцевать;

  • любит ли ваш ребенок, когда ему читают книги;

  • может ли долго заниматься каким-то делом, игрой;

  • любит ли заучивать стихи, как легко это делает;

  • кроме русского языка, пользуетесь ли вы в семье другими языками ежедневно, во время летнего отдыха;

  • есть ли у вашего ребенка какие-то особенности, о которых вы хотели бы поставить в известность учителя: привычки, особенности характера, темперамента.

(Вы можете добавить свои вопросы, но они должны быть достаточно тактичны и отвечать только интересам ребенка).

Приложение 2

Примерный объем знаний к моменту поступления в школу

Не обязательно задавать все вопросы, не обязательно делать это учителю; можете добавить свои вопросы; можно отпечатать вопросники и родители дома проверят своего ребенка - заодно и лучше его узнают.

Общая часть

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Ты взрослый или ребенок?

4. Как зовут маму, папу, кем они работают?

5. Твоя сестра (брат) старше тебя или младше?

6. Ты любишь рисовать?

7. В каком городе ты живешь?

8. Назови свой адрес.

9. Сколько человек в вашей семье?

10. Сколько у тебя пальцев на руке?

11. Покажи много пальцев.

12. Покажи локоть, коленку, брови, ресницы, ухо, уши.

13. Каких ты знаешь животных?

14. Каких ты знаешь птиц?

15. Какие знаешь деревья, цветы?

16. У кого больше ног, у собаки или у петуха?

17. Какие ты знаешь овощи и фрукты?

18. Какие знаешь продукты питания?

19. Чем отличаются дикие животные от домашних?

20. Как одним словом можно назвать лук, морковь, помидоры?

21. Что остается на земле после дождя?

22. Как правильно переходить дорогу?

23. Если я сейчас буду говорить что-то неправильно, поправь меня, пожалуйста.

Он ушла на речку.
Там увидел маленькую рыбку.
Потом бросил один камни.
Из воды выпрыгнула зеленый лягушка.

24. Попросите ребенка разложить серию картинок на тему "Что сначала, что потом".

Грамматическое оформление речи

1. Придумай фразу из двух слов.

2. Сколько звуков в словах Маша, сок, стол.

3. Сравни два слова Маша и Паша: какие звуки здесь одинаковые, а какие разные?

4. Как можно сказать про маленький стул, маленькое яблоко, маленькую собаку?

5. Я скажу начало фразы, а ты придумай конец...

Он вышел, когда было...
Миша взял игрушку, которая...
Он не пошел на прогулку, потому что...
Если кусочек льда принести в комнату, то...
Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что...

6. Изменение слов по числам: лампа, город, окно, ухо, горошина, флаг, книга, знамя, стул, кофе, брат, брюки, ручка, ребенок, стол, гнездо, крыло, человек, ребенок.

7. Какое слово длиннее: карандаш - карандашик, кот - кит, час-минута, ус - усики, удав - червячок.

8. Знание антонимов: высоко -, день -, заснула -, вблизи -, сухо -, детский -, светлый -, встать -, радость -.

Умение считать

1. Сосчитай до 10 и обратно.

2. А дальше умеешь считать?

3. Назови число на один меньше, чем 9, 7?

4. Что больше 9 горошин или 8 карандашей?

5. Покажи, где у книги верхний правый угол, нижний левый?

6. Какое число стоит между 3 и 5?

7. Чем похожи круг и овал?

8. Задание: возьми из коробки 10 палочек, сложи то же, что у меня (в прямой и зеркальной проекции).

9. Решение простых арифметических задач без наглядной опоры.

10. Знание основных цветов.

Словесно-логическое мышление

Расскажите ребенку короткую историю с провокацией. Есть специальные сборники таких рассказов. Например:

Дружили муравей и осел. И вот однажды встречаются они, и муравей спрашивает: "Почему ты, осел, такой грустный?" "Я такой голодный" - отвечает осел. "Не грусти, ослик. Я тебе помогу. Иди по этой дороге и там, за пригорком, увидишь высокую, сочную траву, вот и наешься". Обрадовался осел, побежал по дороге искать траву. Бегал-бегал, ничего не нашел. Обиделся осел, решил, что муравей обманул его. Как ты думаешь, обманул муравей осла или нет?

Приложение 3

Проверка сформированности учебной деятельности, произвольной сферы

Домик

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Если он заметит неточности, то может исправить.

Ошибками считается:

  • неправильно изображенный элемент;

  • замена одного элемента другим;

  • отсутствие элемента;

  • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

  • сильный перекос ребенка.

Я не виноват, я стараюсь

Работа по образцу

Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами.

faquir

Инструкция. Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так.

Можете дать другое слово, полегче. Можете дать и русское слово. Вам не надо подсчитывать количество баллов. Вы следите за процессом выполнения задания, за его качеством.

Приложение 4

Рисунок семьи

Инструкция: Нарисуй свою семью.

Проведение теста

Ребенку дается лист белой бумаги, цветные карандаши или фломастеры. После предъявления инструкции учитель не вмешивается в деятельность ребенка. Время работы не ограничивается. Затем попросите ребенка рассказать, кого он нарисовал, уточните очередность рисования фигур. Затем можно задать дополнительные вопросы.

  • Как ты думаешь, люди на рисунке веселые или грустные.

  • Кто из них самый веселый, а кто самый грустный?

  • Предположим, тебе дали два билета в цирк. Кого ты возьмешь с собой?

Анализ результатов

Прежде всего обращают внимание на размер фигур и на их расположение на бумаге. Самая большая фигура, как правило, принадлежит тому члену семьи, кого ребенок считает самым главным. Себя дети рисуют рядом с тем из членов семьи, к кому испытывают наибольшую привязанность. Иногда на рисунке ребенок исключает себя, объясняя это тем, что он куда-то вышел, или рисует себя в отдалении от других, повернутым спиной, или вообще забывает себя нарисовать. Это может говорить о каких-то отрицательных эмоциях ребенка по отношению к семье. При наличии очень маленьких фигур, можно сказать о повышенной тревожности.

Но помните, учитель может только почерпнуть какую-то информацию из этого рисунка, но делать выводы должен психолог. Если вас насторожил рисунок какого-то ребенка, обратитесь к школьному психологу или, при отсутствии такого, посоветуйте родителям проконсультироваться у специалиста в другом месте. Психолог продублирует этот тест на других тестах и только, после этого, придет к определенному выводу.

Приложение 5

Упражнения для урока

Эти упражнения не займут много времени. Но потребуется предварительная подготовка, которую можно переложить на родителей. Необходимо заготовить печатный материал. Перед началом урока кто-то из ребят раскладывает карточки по партам, и три минуты от урока тратятся на упражнение по развитию концентрации внимания и других процессов.

1. Перед детьми лежат карточки с нарисованными сетками, заполненными цифрами от 1 до 9 ( позже можно давать от 1 до 15). Порядок цифр у всех может быть разный. На обратной стороне карточка подписывается для контроля за выполнением задания. Учитель называет цифры, а ученик ставит порядковую цифру в соответствующей клетке.

1

7

3

8

5

9

2

4

6

2. Найди среди этих букв спрятанные слова: собака, карандаш, библиотека, милиционер, школа, фонарик, медведь, стакан, мальчик, телевизор, книга, игрушки, конструктор, футбол, чтение, кошка, слон, нос, рогалик, сосиски, молоко, корова, радио, газета, дружба.

В а р и а н т 1

кеапнрмиспавкуавсчмирсобакаотмпрнапмис
розщхждлошокарандашомлиомшсмтибиблиотек
анагврыофлдочтсичтяьочрспвасмпмритмилици
онеритомргащлодбтьмтсичрыгыолылышко
лаимпартиотлрьльбтджрдгшнщелповарыпффо
нарикопранвшыъхэжлрфейкцуевыачсмпер
медведьпроалвоыгыфщлмлиосрчпыичсомстака
нищтизтжмдслтстчичпврателевизорапвпяп
чисистмжмючжвдыдвкнигаопрарпвпырытчь
сдмжмъэжюбьтолтигрушкирппарвлоыдфъ
хзхзщзщшщшгшорпмитпротисавкуцяы
фцйукваспаконструктороврспрмтльторнпаеку
выфутболитмисэждждлюбьолгшщлоритропр
непмистьврчсмясфвыкцуйевпсмчитюбж
длщшкенритиоарвпчмсавкывцуйекеаесевф
чяыачсимротьчтениецкуенвпамсирождалпорко
шкаъйхцзущкшегпоалвдыслонмтарпоавлыды
жъйюябчьстносхйзфжяючбвдкшарогаликост
арвпуекнкегеососискиоаралвдыщушубчьчтчо
молокосьчтворшгунцшчлчкороваюибмла
шкъйхцэфжыдвлаопритмьсбчюяжыфдфлй
цщцшугкрадиоимрапнкеугцшйщйзфдфлыов
ратгазетаомтсичпвоалмтчюядфбчьсовранке
упцрйгвочстчиябмьсдружбаомтсраншг
нгнепмппаиимьордшшгне

В а р и а н т 2

Найди среди этих букв спрятанные слова, обведи их:

собака, петух, слон, мама, школа, папа, карандаш.

паренмитарвоатмослдбиьпнампсирос
обакалмьиопнегкраимтсьчбвдалпопрф
хйзцщушвлаомрпнегкомтиьсбчюяюсб
мжвдвлыофаоалпддмдбпетухтьблдош
щлбюжзхдлшвуцывакепнрогмасвчс
лонипрнеуцйфывчябьтлоргнерпане
кшщтомвромамарпнекувасмчвычса
мрогльторнепакувыцлорзждшколатор
лдюбьлоримсавыпапаолшнгпротимакв
уцывскарандаштиьмьсбоарвгкшудылв
оарповлыдсмбьт

3. Коррекционно-развивающая техника "Скорая помощь".

(Это упражнение я давала детям в начале занятия. Мне оно показалось эффективным. Взято упражнение из книги А.Л. Сиротюк "Обучение детей с учетом психофизиологии".)

Цель. Снятие эмоционального напряжения; улучшение работоспособности; развитие межполушарных связей; развитие внимания, мышления.

Инструкция. Верхняя буква каждой строчки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить несколько плакатов для класса. Для первоклассников на плакатах я делала цветовое различие. Вариантов сочетания букв может быть несколько.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П

Приложение 6

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать?

Обратите внимание на их характер.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может - правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают - обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дизорфография, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Эти проблемы помогут решить только специалисты.

Куда же вы можете обратиться?

1. Институт коррекционной педагогики при РАО, в Консультационный диагностический центр, тел.: 245-25-30.

2. Центр патологии речи, тел.: 915-05-85.

3. В окружные центры психологической помощи.

4. К опытным логопедам, дефектологам, имеющим опыт в работе с этими проблемами.

5. Детский частный кабинет "Помощь детям", логопед-психолог Н.Г. Свободина. Тел.: 377-44-16 ( с 10.00 до 12.00).

Рекомендуемая литература для родителей и учителей

1. Друбачевская И. "Избавимся от двоек".

2. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома".

3. Сиротюк А.Л. "Обучение детей с учетом психофизиологии".

4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".

5. Локалова Н.П. "Как помочь слабоуспевающему школьнику".


© 2010-2022