Статья на тему: Формы, средства и требования развивающего обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы, средства и требования развивающего обучения. Сегодня организация учебного процесса в технологии развивающего обучения требует изменений в отношениях между участниками учебного процесса. Отношения сотрудничества, делового партнерства отвечают целям развивающего обучения. Учебно-исследовательская деятельность по самой своей природе является коллективно-распределенной, поскольку она предполагает сопоставление и критическую оценку различных подходов к решению учебной задачи. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении - это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог - держать паузу незнания. Каждый урок для ученика должен стать Событием открытия нового знания в себе и о себе. Каждый урок должен быть событием - моментом, когда становится возможным соединение, содружество, сотворчество разных мировоззрений, культур, носителями которых выступают он, его друзья и учитель. И так рождается урок-«восхождение», урок-исследование, урок сотрудничество, урок-общение. Наблюдения за организацией развивающего обучения позволяют говорить не только о развитии интеллектуальных способностей учащихся, об умении их мыслить самостоятельно, о развитии таких универсальных способностей, как анализ, рефлексия, планирование; но и о благотворном влиянии развивающего обучения на учителя: повышается уровень его профессиональной подготовки, он становится исследователем и творцом, испытывающим огромное удовлетворение от работы благодаря заинтересованности учеников, их желанию узнавать все больше и больше.

Качества личности, определяющие продуктивность учебной и социальной деятельности ученика:

  • обучаемость,

  • организованность,

  • самостоятельность,

  • коммуникативность,

  • саморегуляция,

  • ответственность,

  • практический интеллект,

  • надежность,

  • способность к планированию,

  • самоконтроль

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для реализации проекта необходимо наличие всех средств, используемых в ходе учебного процесса, и включает в себя следующее: наглядные средства - доска, таблицы и плакаты, портреты ученых; специальное оборудование- интерактивная доска, проектор, компьютер, видеофильмы; средства для проведения практических и лабораторных работ: микроскопы, микропрепараты, влажные препараты, скелеты, живые объекты природы, гербарии, химическая посуда, химические реактивы, а так же новые учебно-наглядные пособия, учебники, справочные материалы.

Требования:

1.Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

2.При разработке содержания занятий нужно проектировать познавательный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону ближайшего развития.

ЗБР - это такие действия, которые выполнить ученику сложно, это зона интеллектуального затруднения ученика. Однако такие действия при решении проблем и задач, будут посильны, если помощь окажет учитель (родитель).

Выполняя действия в ЗБР, деятельность учителя как помощника ученика оказывается востребованной.

ЗАР - такое действие, при выполнении которого ученик не испытывает интеллектуального затруднения, выполняет задания без особого напряжения.

Опасность таких заданий заключается в том, что ученик просто глупеет. Одновременно с этим:

3.В целях эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого ситуацию успеха, то есть предлагать задания, с которым ребёнок наверняка справится. На основании диагностики уровня познавательной самостоятельности выделяют репродуктивный, конструктивный и продуктивный (творческий) тип , исходя из этого учителем разрабатываются задания и задачи, для каждой категории учеников, с учетом их возможностей, но направленных на работу в ЗБР. ( по Лернеру).

4.Оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс получения, причём ученика нужно сравнивать не с другими, а с самим собой, но вчерашним.

Вывод:

Особенность применения новой, продуктивной системы методов обучения, способствует усвоению знаний, формирует умения (работать с информацией), навыки (выделение главной учебной информации) , ее анализ, умение решать творческие задачи, проблемные задачи, формулировать гипотезу в процессе исследования проблемной ситуации, исследовать, опровергать или подтверждать свою точку зрения, то есть способствует развитию творческой деятельности и развитию личности в целом. Педагог может выбирать методы обучения, наиболее подходящие к условиям своей работы, предвидеть, прогнозировать возможные последствия их применения, находить выходы из многочисленных затруднений, встречающихся на практике, а затем практически проверять свои выводы.

Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения, я

думаю, актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. С целью решения научно-практических задач развивающего обучения создано Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России и других стран. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.

Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой

интеллектуальной, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно использовав систему обучения развивающего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдов В. В. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1986

  2. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996 г. N 2.
  3. Колеченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. - СПб.: Питер, 1992.
  4. Эльконин Д.Б. Из книги: «Возрастные и индивидуальные особенности
младших подростков» - М., журнал «Феникс» 1995, №4



© 2010-2022