Авторская программа гражданско-патриотического воспитания детей школьного возраста «Я рождён в России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Свободненская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования «Черняховский муниципальный район»



Программа

гражданско- патриотического воспитания детей школьного возраста

«Я рождён в России».







Срок реализации: 5 лет

Возраст: 6- 18 лет

Составила: Петрушина К.Э., педагог- организатор.

Адрес организации: Калининградская область, Черняховский район, п. Свобода, ул. Школьная, д.13. Тел. 8-401-419-66-18

Направление деятельности: гражданско- патриотическое воспитание.

2011 год

Слайд.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Слайд.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.



Слайд.

Что же означает слово патриотизм?

Слайд.

Как система качеств личности патриотизм включает в себя 3 основных структуры.

Слайд.

Чувственно- эмоциональную, включающую чувства:

- любви к малой родине;

- веры в силы и возможности своего народа;

- гордости за принадлежности к своей нации;

- осознания величия и роли Отечества в истории;

- готовности к защите Родины;

- сопричастности к проблемам государства и народа;

- взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;

- и другие.

Духовно - ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

- высокую жертвенность на благо Отечества;

- способность ставить интересы Отечества выше личных;

- глубокое уважение к духовно - нравственному наследию народа;

- преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

- верность системе национально - конфессиональных духовных ценностей.

Практически -деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

- готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

- конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

- преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

- соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

- самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;

- осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

В современной литературе рассматривается не только структура, но и уровни патриотизма:

Слайд.

  1. Общегосударственный. На этом уровне патриотизм выражается в конкретной патриотически направленной внешней или внутренней политике государства, преобладании патриотической идеологии.

  2. Социально - групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.

  3. Личностный. На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение, этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.

Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии:

Слайд.

Национально - патриотическое воспитание- воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно - исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально - исторических ценностей, формированием национального самосознания; Военно - патриотическое воспитание- многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

Гражданско - патриотическое воспитание- формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны.

Любая система, в том числе педагогическая может функционировать с гарантией на успех при определенных условиях.

Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания.

Слайд.

Нормативно-правовые условия.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, которые направлены на патриотическое воспитание.

Психолого-педагогические условия:

  1. обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;

  2. осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;

  3. обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.

Организационные условия:

  1. ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;

  2. профилактика противоправного поведения;

  3. создание условий для самореализации каждого ученика;

  4. актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;

  5. развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного парламента к решению социально значимых проблем;

  6. сотрудничество с социумом;

  7. включение школьников в реальные социально значимые дела.

Кадровые условия:

  1. развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области гражданско-патриотического воспитания;

  2. обеспечение педагогами комфортных условий для школьников в учебной работе;

  3. создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.

Методическое обеспечение:

  1. обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;

  2. повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;

  3. обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;

  4. работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Слайд. (рассказ по слайду)

Слайд.

Данная программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (с 2011 года по 2016 год).

Реализация программы проходит в три этапа:

I этап: проектный. Сроки: сентябрь 2011- май 2012 гг.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.изучить нормативную базу, подзаконные акты;

2.разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию;

3.проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;

4.подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический. Сроки: сентябрь 2012- май 2015 гг.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я - гражданин России».

Задачи:

1. отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

2. разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;

3. расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города;

4. вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

5. проводить мониторинг реализации программы;

6. принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический. Сроки: сентябрь 2015- май 2016 гг.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.обобщить результаты работы учреждения;

2.провести коррекцию затруднений в реализации программы;

3.спланировать работу на следующий период.

Программа включает в себя следующие направления:

Слайд.

1.Направление « Связь поколений».

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Слайд.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Слайд.

3. Направление «Мой край родной».

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1.Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я гражданин России».

3.Формировать экологическое поведение.

Слайд.

4. Направление «Я и семья».

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Слайд.

В результате реализации программы ожидается:

  • качественный рост воспитанности детей;

  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;

  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;

  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

При подведении итогов реализации программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Слайд.




© 2010-2022