- Преподавателю
- Начальные классы
- Авторская программа гражданско-патриотического воспитания детей школьного возраста «Я рождён в России»
Авторская программа гражданско-патриотического воспитания детей школьного возраста «Я рождён в России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрушина К.Э. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Свободненская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования «Черняховский муниципальный район»
Программа
гражданско- патриотического воспитания детей школьного возраста
«Я рождён в России».
Срок реализации: 5 лет
Возраст: 6- 18 лет
Составила: Петрушина К.Э., педагог- организатор.
Адрес организации: Калининградская область, Черняховский район, п. Свобода, ул. Школьная, д.13. Тел. 8-401-419-66-18
Направление деятельности: гражданско- патриотическое воспитание.
2011 год
Слайд.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Слайд.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
Слайд.
Что же означает слово патриотизм?
Слайд.
Как система качеств личности патриотизм включает в себя 3 основных структуры.
Слайд.
Чувственно- эмоциональную, включающую чувства:
- любви к малой родине;
- веры в силы и возможности своего народа;
- гордости за принадлежности к своей нации;
- осознания величия и роли Отечества в истории;
- готовности к защите Родины;
- сопричастности к проблемам государства и народа;
- взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;
- и другие.
Духовно - ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:
- высокую жертвенность на благо Отечества;
- способность ставить интересы Отечества выше личных;
- глубокое уважение к духовно - нравственному наследию народа;
- преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;
- верность системе национально - конфессиональных духовных ценностей.
Практически -деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:
- готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;
- конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;
- преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;
- соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;
- самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;
- осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.
В современной литературе рассматривается не только структура, но и уровни патриотизма:
Слайд.
-
Общегосударственный. На этом уровне патриотизм выражается в конкретной патриотически направленной внешней или внутренней политике государства, преобладании патриотической идеологии.
-
Социально - групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.
-
Личностный. На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение, этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.
Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии:
Слайд.
Национально - патриотическое воспитание- воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно - исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально - исторических ценностей, формированием национального самосознания; Военно - патриотическое воспитание- многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
Гражданско - патриотическое воспитание- формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны.
Любая система, в том числе педагогическая может функционировать с гарантией на успех при определенных условиях.
Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания.
Слайд.
Нормативно-правовые условия.
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, которые направлены на патриотическое воспитание.
Психолого-педагогические условия:
-
обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;
-
осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;
-
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
-
ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
-
профилактика противоправного поведения;
-
создание условий для самореализации каждого ученика;
-
актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
-
развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного парламента к решению социально значимых проблем;
-
сотрудничество с социумом;
-
включение школьников в реальные социально значимые дела.
Кадровые условия:
-
развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области гражданско-патриотического воспитания;
-
обеспечение педагогами комфортных условий для школьников в учебной работе;
-
создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.
Методическое обеспечение:
-
обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
-
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
-
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
-
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Слайд. (рассказ по слайду)
Слайд.
Данная программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (с 2011 года по 2016 год).
Реализация программы проходит в три этапа:
I этап: проектный. Сроки: сентябрь 2011- май 2012 гг.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.изучить нормативную базу, подзаконные акты;
2.разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию;
3.проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
4.подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический. Сроки: сентябрь 2012- май 2015 гг.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я - гражданин России».
Задачи:
1. отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
2. разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
3. расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города;
4. вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
5. проводить мониторинг реализации программы;
6. принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический. Сроки: сентябрь 2015- май 2016 гг.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.обобщить результаты работы учреждения;
2.провести коррекцию затруднений в реализации программы;
3.спланировать работу на следующий период.
Программа включает в себя следующие направления:
Слайд.
1.Направление « Связь поколений».
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Слайд.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России».
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Слайд.
3. Направление «Мой край родной».
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я гражданин России».
3.Формировать экологическое поведение.
Слайд.
4. Направление «Я и семья».
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Слайд.
В результате реализации программы ожидается:
-
качественный рост воспитанности детей;
-
достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
-
активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
-
способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
При подведении итогов реализации программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Слайд.