Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-(Блок «Правописание»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

")

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-

(Блок «Правописание»)
Цели урока

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами -ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

  • метапредметные: способствовать овладению способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Задачи урока:

-создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов -ик, -ек;

-развивать умение работать по эталону, доказывая выдвинутую гипотезу;

-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

-совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • презентация к уроку, проектор, карточки для групповой работы, памятки, алгоритм.
  • Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  • фрагменты мультипликационного фильма «В стане невыученных уроков» по Л. Гераскиной.

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

Слайд 1.

Поприветствуем наших гостей и пожелаем им хорошего настроения.

1,2 - выше голова…!

Сегодня мы будем на уроке работать дружно, быстро. Давайте пожелаем рукопожатием друг другу удачи. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. У вас на столах кружочки трёх цветов. Ими мы будем пользоваться в течении всего урока. Слайд 2.

  • Кто согласен с ответом, кому всё понятно на уроке - поднимаете зелёный кружок.

  • Кто сомневается - жёлтый кружок.

  • Кто не согласен с ответом - красный кружок.

2.Этап актуализации знаний.

Слайд 3.

-Скоро праздник к которому готовится весь народ, с ёлкой, подарками, Дедом Морозом…? (Новый год)

-Ребята 2 класса писали сочинение о празднике, и Сережа написал такое предложение:

Слайд 4.

«Я приготовил себе на праздник костюм сниговика.»

-Посмотрите внимательно на предложение и примерьте на себя «костюм» учителя. У кого есть замечания? (сниговик - снеговик)

- На какую орфограмму не обратил внимание Витя? (безударная гласная в корне слова)

-В какой части слова находится орфограмма? Как её проверить?

Снег - снеговика (на доске)

Слайд 5.

-Какие части слова ещё вы знаете? Давайте разберем слово по составу (у доски)

Слайд 6. СНЕГ - СНЕГОВИКА

Слайд 7. Физминутка для глаз

4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.

-Вот, примерно в такую же ситуацию, как и Серёжа, попал и Виктор Перестукин из сказки Лии Герасимовой. Он учился кое-как, никогда не задумывался над своими ошибками, и вообще они его не волновали. И надо же было такому случиться… с ним произошла удивительная история. Однажды попал он в страну «Невыученных уроков». А снова вернуться домой можно было, только исправив все свои ошибки.

Слайд 8.

-Одно из препятствий на пути к дому - сказочные ворота.

5. Этап выявления места и причины затруднения.

Слайд 9.

- Легче лёгкого - взять ключ?к и открыть замоч?к.

- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

- В какой части слова безударная гласная?

- Как поступить в случае с безударной гласной в корне слова, вы уже знаете, а в суффиксе?

- Что выбрать? Как поступить?

Какая же стоит сегодня перед нами ЗАДАЧА? (правописание безударной гласной в суффиксе - ик, ек)

6. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Слайд 10.

-Есть в русском языке два похожих суффикса -ик- и -ек-
Эти суффиксы в безударном положении произносятся одинаково: ИК

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его лучше)

Открываем детективное агенство «След», нам предстоит внимательно изучить документы, сравнить их и сделать соответствующие выводы.

- У вас на столах карточки со словами. Посмотрите внимательно на данный ряд слов и продолжите его по образцу есть и нет.

Слайд 11.

Обязательно сравните слова первого и второго столбика каждой группы слов.

7. Этап реализации построенного проекта (работа в группах)

есть нет

есть нет

  • столик - нет столика

  • садик - нет…

  • дворик - нет…

  • листик - нет…

  • веночек - нет…

  • сыночек - нет…

  • кружочек - нет…

  • цветочек - нет…

8. Открытие детьми нового знания

Слайд 12.

- Что интересного вы заметили?

-Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах -ИК-, -ЕК-?

9. Построение плана действий при написании слов с этими суффиксами.

-Как же выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс?

Слайд 13,14, 15 Алгоритм

НА ДОСКЕ АЛГОРИТМ ВЫСТРАИВАЕМ

10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123 и сравните с нашим выводом. Верно, ли мы с вами сформулировали правило? (Да)

Слайд 16.

-Поможем Виктору в рассуждении при написании суффиксов -ик- -ек-!

Слайд 17,18.

Слайд 19 -Посмотрим, как Витя Перестукин решил эту проблему. Совпадают ли его действия с вашими?

(фрагмент м\ф)

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в вашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

Слайд 20

12. Домашнее задание:

- наше агентство закрывается, но работа еще осталась. Её надо выполнить дома. Учебник с.124 упр.2, стр.123 правило.

В помощь я дарю вам памятки, они пригодятся вам на первое время.

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

13. Этап первичного закрепления (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).

Слайд 24.

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

14. Итог урока. Интервью.

Слайд 21.

- Какие новые суффиксы мы узнали? -Смогли ли мы решить возникшую проблему на уроке? (написание ик и ек?)

- Как проверить написание суффиксов -ик- и -ек-?

- Что на уроке понравилось больше?

- Что показалось трудным?

Слайд 22.

Кому на уроке было интересно, поднимите зелёный кружок.

Кому не очень понравился наш урок - жёлтый кружок.

Кому урок показался скучным - красный кружок. Слайд 23 -Урок окончен. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы.



Слайд 18.

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа «Пробую свои силы»

- Попробуйте выяснить, как правильно написать слова в упр.1 на стр.125 (Ребята обсуждают проблему в группах и делают выводы).








есть нет

есть нет

столик - нет столикаКонспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

садик - нет___________________

дворик - нет__________________

листик - нет__________________

веночек - нет веночка

сыночек - нет_______________

кружочек - нет______________

цветочек - нет_______________

есть нет

есть нет

столик - нет столикаКонспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

садик - нет___________________

дворик - нет__________________

листик - нет__________________

веночек - нет веночка _

сыночек - нет_______________

кружочек - нет______________

цветочек - нет_______________

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

1. Изменю форму слова (нет…)

2. Если гласный звук сохранился - пишется суффикс - ИК

3. Если гласный звук «убежал» - пишется суффикс - ЕК

Определяю суффикс

-онок- или -ёнок-

  1. Выделяю корень.

  1. Определяю, какой согласный звук перед Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание») Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

  1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] - пишу -ёнок-

(тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч'] - пишу -онок-

(волчонок).

Определяю суффикс

-онок- или -ёнок-

  1. Выделяю корень.

  1. Определяю, какой согласный звук перед Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание») Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

  1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] - пишу -ёнок-

(тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч'] - пишу -онок-

(волчонок).

Определяю суффикс

-ик- или -ек-

  1. Выделяю корень, если [ик] - ?

  2. Изменяю форму слова (есть, нет)

  3. Если [и] -ик.Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

(ключик - ключика)

  1. Если [-] -ек.Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

(замочек - замочка)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

Определяю суффикс

-ик- или -ек-

  1. Выделяю корень, если [ик] - ?

  2. Изменяю форму слова (есть, нет)

  3. Если [и] -ик.Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

(ключик - ключика)

  1. Если [-] -ек.Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

(замочек - замочка)Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)


© 2010-2022