- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-(Блок «Правописание»)
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-(Блок «Правописание»)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Быстрова С.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
")
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-
(Блок «Правописание»)
Цели урока
-
предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами -ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
-
метапредметные: способствовать овладению способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
-
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Задачи урока:
-создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов -ик, -ек;
-развивать умение работать по эталону, доказывая выдвинутую гипотезу;
-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
-совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- презентация к уроку, проектор, карточки для групповой работы, памятки, алгоритм.
- Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- фрагменты мультипликационного фильма «В стане невыученных уроков» по Л. Гераскиной.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:
Слайд 1.
Поприветствуем наших гостей и пожелаем им хорошего настроения.
1,2 - выше голова…!
Сегодня мы будем на уроке работать дружно, быстро. Давайте пожелаем рукопожатием друг другу удачи. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. У вас на столах кружочки трёх цветов. Ими мы будем пользоваться в течении всего урока. Слайд 2.
-
Кто согласен с ответом, кому всё понятно на уроке - поднимаете зелёный кружок.
-
Кто сомневается - жёлтый кружок.
-
Кто не согласен с ответом - красный кружок.
2.Этап актуализации знаний.
Слайд 3.
-Скоро праздник к которому готовится весь народ, с ёлкой, подарками, Дедом Морозом…? (Новый год)
-Ребята 2 класса писали сочинение о празднике, и Сережа написал такое предложение:
Слайд 4.
«Я приготовил себе на праздник костюм сниговика.»
-Посмотрите внимательно на предложение и примерьте на себя «костюм» учителя. У кого есть замечания? (сниговик - снеговик)
- На какую орфограмму не обратил внимание Витя? (безударная гласная в корне слова)
-В какой части слова находится орфограмма? Как её проверить?
Снег - снеговика (на доске)
Слайд 5.
-Какие части слова ещё вы знаете? Давайте разберем слово по составу (у доски)
Слайд 6. СНЕГ - СНЕГОВИКА
Слайд 7. Физминутка для глаз
4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.
-Вот, примерно в такую же ситуацию, как и Серёжа, попал и Виктор Перестукин из сказки Лии Герасимовой. Он учился кое-как, никогда не задумывался над своими ошибками, и вообще они его не волновали. И надо же было такому случиться… с ним произошла удивительная история. Однажды попал он в страну «Невыученных уроков». А снова вернуться домой можно было, только исправив все свои ошибки.
Слайд 8.
-Одно из препятствий на пути к дому - сказочные ворота.
5. Этап выявления места и причины затруднения.
Слайд 9.
- Легче лёгкого - взять ключ?к и открыть замоч?к.
- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
- В какой части слова безударная гласная?
- Как поступить в случае с безударной гласной в корне слова, вы уже знаете, а в суффиксе?
- Что выбрать? Как поступить?
Какая же стоит сегодня перед нами ЗАДАЧА? (правописание безударной гласной в суффиксе - ик, ек)
6. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Слайд 10.
-Есть в русском языке два похожих суффикса -ик- и -ек-
Эти суффиксы в безударном положении произносятся одинаково: ИК
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его лучше)
Открываем детективное агенство «След», нам предстоит внимательно изучить документы, сравнить их и сделать соответствующие выводы.
- У вас на столах карточки со словами. Посмотрите внимательно на данный ряд слов и продолжите его по образцу есть и нет.
Слайд 11.
Обязательно сравните слова первого и второго столбика каждой группы слов.
7. Этап реализации построенного проекта (работа в группах)
есть нет
есть нет
-
столик - нет столика
-
садик - нет…
-
дворик - нет…
-
листик - нет…
-
веночек - нет…
-
сыночек - нет…
-
кружочек - нет…
-
цветочек - нет…
8. Открытие детьми нового знания
Слайд 12.
- Что интересного вы заметили?
-Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах -ИК-, -ЕК-?
9. Построение плана действий при написании слов с этими суффиксами.
-Как же выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс?
Слайд 13,14, 15 Алгоритм
НА ДОСКЕ АЛГОРИТМ ВЫСТРАИВАЕМ
10. Этап рефлексии учебной деятельности.
Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123 и сравните с нашим выводом. Верно, ли мы с вами сформулировали правило? (Да)
Слайд 16.
-Поможем Виктору в рассуждении при написании суффиксов -ик- -ек-!
Слайд 17,18.
Слайд 19 -Посмотрим, как Витя Перестукин решил эту проблему. Совпадают ли его действия с вашими?
(фрагмент м\ф)
Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в вашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.
Слайд 20
12. Домашнее задание:
- наше агентство закрывается, но работа еще осталась. Её надо выполнить дома. Учебник с.124 упр.2, стр.123 правило.
В помощь я дарю вам памятки, они пригодятся вам на первое время.
13. Этап первичного закрепления (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).
Слайд 24.
14. Итог урока. Интервью.
Слайд 21.
- Какие новые суффиксы мы узнали? -Смогли ли мы решить возникшую проблему на уроке? (написание ик и ек?)
- Как проверить написание суффиксов -ик- и -ек-?
- Что на уроке понравилось больше?
- Что показалось трудным?
Слайд 22.
Кому на уроке было интересно, поднимите зелёный кружок.
Кому не очень понравился наш урок - жёлтый кружок.
Кому урок показался скучным - красный кружок. Слайд 23 -Урок окончен. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы.
Слайд 18.
Прием «Мозговой штурм». Групповая работа «Пробую свои силы»
- Попробуйте выяснить, как правильно написать слова в упр.1 на стр.125 (Ребята обсуждают проблему в группах и делают выводы).
есть нет
есть нет
столик - нет столика
садик - нет___________________
дворик - нет__________________
листик - нет__________________
веночек - нет веночка
сыночек - нет_______________
кружочек - нет______________
цветочек - нет_______________
есть нет
есть нет
столик - нет столика
садик - нет___________________
дворик - нет__________________
листик - нет__________________
веночек - нет веночка _
сыночек - нет_______________
кружочек - нет______________
цветочек - нет_______________
1. Изменю форму слова (нет…)
2. Если гласный звук сохранился - пишется суффикс - ИК
3. Если гласный звук «убежал» - пишется суффикс - ЕК
Определяю суффикс
-онок- или -ёнок-
-
Выделяю корень.
-
Определяю, какой согласный звук перед
-
Если мягкий согласный, кроме [ч'] - пишу -ёнок-
(тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч'] - пишу -онок-
(волчонок).
Определяю суффикс
-онок- или -ёнок-
-
Выделяю корень.
-
Определяю, какой согласный звук перед
-
Если мягкий согласный, кроме [ч'] - пишу -ёнок-
(тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч'] - пишу -онок-
(волчонок).
Определяю суффикс
-ик- или -ек-
-
Выделяю корень, если [ик] - ?
-
Изменяю форму слова (есть, нет)
-
Если [и] -ик.
(ключик - ключика)
-
Если [-] -ек.
(замочек - замочка)
Определяю суффикс
-ик- или -ек-
-
Выделяю корень, если [ик] - ?
-
Изменяю форму слова (есть, нет)
-
Если [и] -ик.
(ключик - ключика)
-
Если [-] -ек.
(замочек - замочка)