Статья Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


Афанасьева Мария Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ лицей № 2 г. Бугульма, Республика Татарстан


Аннотация. Статья раскрывает понятие «патриотическое воспитание младшего школьника», пути формирования его активной гражданской позиции во внеурочной деятельности в рамках ФГОС через программу «Я - гражданин России». Автор, опираясь на свой опыт, рассказывает о том, как система специальных развивающих занятий помогает младшим школьникам изучать историю, культуру и традиции своего народа, воспитывает любовь и уважение к своему Отечеству. Ключевые слова: младший школьник, патриотизм, патриотическое воспитание, гражданственность, активная гражданская позиция, духовно-нравственное развитие.


В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма [1]. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности и идеалы. Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовно-нравственную культуру своей страны. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества [3]. В связи с этим мною разработана и успешно внедряется программа дополнительного образования детей в рамках ФГОС «Я - гражданин России», цель которой - социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции младших школьников в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами - в веках и тысячелетиях. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя [2]. В этой связи огромное значение в программе уделяется ознакомлению младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход дает возможность сделать воспитательный процесс более гуманным. В программе широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции. В настоящее время стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Программа «Я - гражданин России» начинает этот процесс с самого доступного для детей - с личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. С юных лет они учатся бережному отношению к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств происходит через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Большой акцент в программе делается на формирование активной гражданской позиции младших школьников. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной [4]. На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога - позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Программа «Я - гражданин России» направлена на формирование патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства. Особенностью данной программы является системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом максимально используется педагогический потенциал социального окружения, чтобы помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт и выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа представляет систему развивающих занятий внеурочной деятельности для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Учебно-воспитательный процесс осуществляется по 6 направлениям: « Я - Человек - Личность», « Я и моё здоровье», «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Моё Отечество и Я», «Я и культура моей страны». Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации моих учеников в условиях ФГОС являются базовые ценности (патриотизм, гражданственность, человечность, семья, искусство, природа и т.д.). Они лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Учитель начальных классов - это учитель особой возрастной группы: наш ученик видит в нас идеального человека. Поэтому, я с полной уверенностью могу сказать, какие есть во мне нравственные качества, такие я могу сформировать в своих учениках. В педагогике и психологии бытует такое мнение, что привязываются не к нам, а к той роли, которую мы играем в жизни. Поэтому хочется пожелать всем педагогам, воспитателям чтобы они сыграли не в массовке и не в эпизодах, а, непременно, главную роль в жизни каждого своего ученика.

Список литературы


1.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. - 248 с. 2. Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост. Г. В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред.Т. В. Черниковой.- Москва: Глобус, 2006. - 224 с. 3. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост.О.А. Ещёркина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 125с. 4. Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе. [Текст]: учебное пособие / Сост. Т. И. Тюляева. - М.: ООО Изд-во Астрель: ООО Изд-во АСТ, 2003. - 158 c.





© 2010-2022