- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по теме Сезонная одежда
Конспект открытого урока по теме Сезонная одежда
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дивавина Н.К. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №39»
«Сезонная одежда»
Открытый урок по учебной дисциплине
«Развитие устной речи
на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности»
4 класс
Сославила: учитель первой квалификационной категории Дивавина Н.К
г. Нижний Новгород
2016
Тема: «Сезонная одежда»
Цель: Уточнение и расширение представления обучающихся о сезонной одежде. Задачи:
- Развитие словообразовательных функций речи.
- Расширение представлений о сезонной одежде.
- Коррекция мышления на основе различных упражнений в синтезе и анализе.
- Повышение интереса к изучаемому предмету.
- Воспитание чувства дружбы и товарищества, эмоциональной адекватности поведения.
Оборудование: рабочие тетради, календарь погоды, картинки одежды, название команд «Зимняя одежда», «Летняя одежда», карточки с ребусами, карточки с кроссвордами, карточки с вопросами для кроссворда, мяч, карточки с заданиями «слова наоборот», карточки с заданиями «Образуй слово», картинки «Путаницы», разрезные пазлы, образцы шапок (с помпоном и без него), карточки с домашним заданием, шоколадные медальки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации материала. (Использование набора нетрадиционных упражнений, занимательного материала для демонстрации знаний обучающихся.)
Форма урока: игра-соревнование.
Методы: упражнения, демонстрация, игровой метод, беседа.
Ход урока
- Организационный момент.
Цель: создание положительного настроя на работу.
Обучающиеся приветствуют стоя.
Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы???
Будем слушать рассуждать
И друг другу помогать.
Каждый день - всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дети занимают свои рабочие места. Предварительно класс поделен на две команды, каждая сидит за своим отдельным столом.
-
Актуализация опорных знаний.
Цель: систематическое наблюдение за погодой и описание её состояния.
С чего мы начинаем каждый урок по развитию речи?
- С календаря погоды.
Дежурный у доски отмечает погоду по стандартной таблице. Учащиеся выполняют это в рабочих тетрадях.
- Время года, день недели (устный ответ)
- Число, температура воздуха, облачность (ясно, пасмурно, переменная), осадки, другие явления природы.
Дополнительные вопросы для класса:
- Какой день недели был вчера?
- Какое время года наступит после зимы?
- Назовите первый месяц зимы.
- Назовите первый месяц года.
- Сообщение темы урока.
Мы сегодня не будем проводить урок по развитию речи, а проведём игру-соревнования между двумя командами.
Вы заметили, что сегодня у нас много гостей, и чтобы они не скучали мы попросим их быть судьями на наших соревнованиях.
На доске вывешены картинки с одеждой.
- Придумайте предложение с любым из этих предметов.
- На какой вопрос отвечают все эти предметы?
- Как назвать одним словом все эти предметы?
Наши соревнования сегодня будут посвящены ОДЕЖДЕ.
- Основная часть урока. Игра-соревнование.
1 задание «Виды одежды» Вопросы для всех. Вспомним, как называется: - одежда для праздников - праздничная, нарядная (красивое платье, костюм) - одежда для улицы - верхняя (куртка, пальто, плащ) - одежда для тела - нижняя, бельё (трусы, майка, пижама, ночная рубашка) - одежда для мужчин - мужская (брюки, рубашка) - одежда для женщин - женская (платье, юбка, сарафан) - одежда для каждого дня - повседневная (джинсы, рубашка, юбка, брюки) - одежда для спорта - спортивная (спортивный костюм, купальник) - одежда для школы - школьная (школьная форма) - одежда для дома - домашняя (халат, футболка, трико)
2 задание «Упражнение на внимание» Вопросы каждой команде. Посчитайте сколько раз встречается слово «одежда»?
Одежда, юбка, шорты, одежда, майка, купальник, одежда, футболка, одежда, сарафан, панама, одежда. (5 раз) В какое время года носят эту одежду? (летом) Эта одежда какая? (летняя) Одежда, шапка, одежда, шуба, куртка, одежда, свитер, варежки, одежда, пальто, одежда, шарф. (5 раз) В какое время года носят эту одежду? (зимой) Эта одежда какая? (зимняя)
Каждой команде присваивается название «Зимняя одежда» и «Летняя одежда». Зимняя и летняя одежда называется СЕЗОННОЙ, т.е. её носят в определённый сезон. Но есть одежда, которую мы носим между этими сезонами (между летом и зимой). Она называется ДЕМИСЕЗОННОЙ (от французского слова межсезонная). В какое время года мы носим демисезонную одежду? (весной и осенью)
Работа с тетрадью. Записать на доске и в тетради: Сезонная одежда - летняя и зимняя. Демисезонная одежда - носят весной и осенью.
3 задание «Разгадай ребус» Отгадываем ребус вместе на доске. Вспоминаем правила разгадывания ребусов.
Каждая команда получает свой ребус.
4 задание «Конкурс загадок» Вы внимательны, как прежде, и загадки про одежду Сразу отгадаете, потому что знаете: В чём гулять, а в чём играть, в чём укладываться спать, Что зимой надеть, что летом - в этом нет для вас секрета, Только время не теряйте - поскорее отгадайте!
Загадки отгадывают все вместе до правильного ответа на скорость.
От холода и снега согреет где б ты не был. Пусть в ней похож ты на мишутку, Зимой наденешь что ты? (шубку)
Кто мало кушает конфет и не любит тортики, Летом будет очень стройным и наденет… (шортики)
Знаю я, друзья, на «пять» в чём мне спать, а в чём гулять: Днем на солнце я в панаме, ночью сплю я в чем? (в пижаме)
Я как зонт - не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою, ну, так что же я такое (плащ)
ФИЗМИНУТКА
«Маша-растеряша»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!
5 задание «Отгадай кроссворд»
Кроссворд-загадка про одежду
Нужно отгадать загадки, а слова-отгадки вписать в соответствующие клетки.
Если правильно отгадать, то в выделенных клетках получится название одежды.
1
2
3
4
5
6
7
1.Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба) 2. Я любой девчонке прикрою волосёнки. От солнца я защита - для того и сшита. (Панама) 3. Не галстук он, не воротник, но шею обвивать привык. (Шарф) 4. У него большая пряжка, ну, а сам он худ, бедняжка. (Ремень) 5. У маленькой девчушки уселся на макушке. Не мотылек, не птичка, но держит две косички. (Бант) 6. Меховым корытом вся голова покрыта. (Шапка) 7. Сшили их из чёрной кожи, в них теперь ходить мы можем. (Сапоги)
1 команда - вопросы 1, 4, 7. 2 команда - вопросы 3, 5, 6. Учитель читает вопрос 2.
Кроссворд для каждой команды
Заполните клеточки кроссворда, рассматривая картинки. В вертикальном столбце сможете прочесть название русской старинной женской одежды.
6 задание «Вопросы про одежду» Отвечают на мои вопросы команды по очереди. Здесь важно дать полный и правильный ответ.
- Для чего человеку нужна одежда? - Из чего шьют одежду? - Кто шьет одежду? - С помощью чего можно застегнуть одежду? - Где покупают одежду? - Как ухаживают за одеждой?
7 задание «Назови ласково» Игра с мячом: образуй уменьшительно-ласкательное слово.
Кофта - (кофточка) Платье - (платьице) Рубашка - (рубашечка) Пальто - (пальтишко) Куртка - (курточка) Сарафан - (сарафанчик) Шапка - (шапочка) Шуба - (шубка)
8 задание «Слова наоборот» Подбери слова, противоположные по смыслу. Раздаю карточки с заданиями командам. Старый пуховик - Чёрное платье - Большая куртка - Женские брюки - Летняя одежда - Чистая рубашка - Длинная юбка - Мокрые варежки - 9 задание «Хлопушки-топотушки» Если слышите название одежды - нужно хлопнуть в ладоши, если слышите название обуви - нужно топнуть, если слышите название головного убора - нужно положить руки на голову. Будьте внимательны! Побеждает та команда, которая меньше всего ошибалась.
/ Брюки, ботинки, платье, платок, тапки, туфли, пиджак, кепка, юбка, сапоги, рубашка, шапка /
10 задание «Образуй слово» Необходимо придумать слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какое? Например: Чёрная шапка из меха - (чёрная меховая шапка)
Разноцветная косынка из шёлка - (разноцветная шёлковая косынка) Голубая шапка, связанная из шерсти - (голубая шерстяная шапка) Сарафан из ситца - (ситцевый сарафан) Синяя рубашка из джинсовой ткани - (синяя джинсовая рубашка) Чёрная шуба из меха - (меховая шуба) Юбка сшитая из кожи - (кожаная юбка)
11 задание «Путаница» Каждой команде даны одинаковые картинки. Нужно найти как можно больше нарисованной там одежды.
12 задание «Собери пазлы» Каждой команде даны разрезанные картинки с одеждой. Нужно как можно быстрее собрать свою картинку.
- Домашнее задание.
VI. ИТОГ УРОКА.
В заключении нашей игры у меня остались два последних к вам вопроса.
-
Чем отличается одна куртка от другой? (Предлагаются две куртки разного размера - взрослая и детская).
О том, как определить размер своей одежды, вы узнаете на уроках СБО и швейного дела.
-
Чем отличается одна шапка от другой? (Предлагается две шапки: одна с помпоном, другая без него).
На уроке труда мы с вами сделаем помпон для шапки и выполним аппликацию шапки из шерстяных ниток.
А теперь слово предоставляется нашим судьям.
Зима к концу подходит. Закроем мы сезон.
И зимнюю одежду подальше уберём.
Достанем мы ветровку и плащик от дождей.
Демисезонной станет одежда у людей.
Урок я завершаю. Спасибо всем, друзья.
Вам шоколад вручаю. Вас победить нельзя.