Здоровый сон - залог хорошего дня

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Марковская основная общеобразовательная школа»




Здоровый сон - залог хорошего дня

(игра-беседа для учащихся начальных классов).


Здоровый сон - залог хорошего дня





Здоровый сон - залог хорошего дня









Здоровый сон - залог хорошего дня



Мероприятие подготовила и провела

учитель начальных классов

Комелькова Ирина Александровна



Марковское,

2015 г


Я сон пою, бесценный дар Морфея,

И научу, как должно в тишине

Покоиться в приятном, крепком сне.

А.С.Пушкин.

Цели мероприятия:

- познакомить детей с гигиеной сна;

- расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Оборудование и реквизит:

- любимые куклы детей;

- выставка книг «Устное народное творчество», на которой представлены колыбельные песни, сонники;

- карточки с загадками и пословицами о сне, плакат с пословицами о сне ( см. по тексту);

- плакат «Девять правил здорового сна» ( см. по тексту);

- модель механических часов.

Учитель: Сегодня, ребята, мы будем говорить о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений русского поэта Фёдора Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…». Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.

Загадки о сне.


Учитель: Загадок о сне народ составил много. Вот некоторые из них, прочитаем их вместе.

Учащиеся читают загадки, написанные на карточках.

Загадки:

  1. Что слаще сладкого?

  2. Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не счесть.

  3. Что слаще мёда и сильнее льва?

  4. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.

  5. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.

  6. И рать, и воеводу - всех повалил.

  7. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Что же такое сон?


Учитель: Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете? ( Ответы учащихся) А теперь прочитаем определение в толковом словаре.

СОН:

  1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. ( Здоровый сон. Спать крепким сном. Погрузиться в сон.)

  2. То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение. ( Снятся сны. Видеть сон. Приснился страшный сон.)

Учитель: Ещё с древних времён люди задумывались над этим вопросом. Но, как ни странно, даже в настоящее время учёные не могут дать точного определения сну. Зато каждый из вас знает: если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведённого дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, лёгкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомните, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы можете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. Например, дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребёнок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.

Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему? Когда вас отправляют спать, не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень вас любят и охотно посидели бы с вами подольше. Но родители знают, что ребёнку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоровым. Поэтому они и следят, чтобы вы ложились вовремя в постель. А ещё родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребёнок рос сильным и крепким.

Правила здорового сна.

Учитель: Учёные, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться.

ПРАВИЛО №1

Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. А время подъёма и время сна у нас записано в «Режиме дня». Давайте на модели часов покажем, в котором часу вы должны вечером ложиться спать (показывают). Теперь покажем время подъёма утром. Высчитаем, сколько времени вы должны спать.

Уч1ёные и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет - не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.

ПРАВИЛО №2.

Перед сном надо совершить прогулку, принять тёплый душ. Если душа нет - умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

ПРАВИЛО №3.

Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Всё это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.

ПРАВИЛО №4.

Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за один - два часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придётся изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок достаточно трудно. Ребята, покажите на модели часов время ужина.

ПРАВИЛО №5.

Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

ПРАВИЛО №6.

Спать в хорошо проветренном помещении при открытой форточке. Идеальная температура в спальне - 20 С.

ПРАВИЛО №7.

Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

ПРАВИЛО №8.

Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.

ПРАВИЛО №9.

Не применять снотворного. Систематический приём снотворного со временем поражает нервную систему.

Пословицы и поговорки о сне.


Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте объяснить следующие пословицы и поговорки. ( учащиеся читают пословицы и поговорки, записанные на карточках и пытаются объяснить их смысл)

  1. Сон - лучшее лекарство.

  2. Выспишься - помолодеешь.

  3. Сон лучше всякого богатства.

  4. Подушка - лучшая подружка.

  5. Нет такого силача, которого сон не поборет.

  6. Силён слон, да посильнее его сон.

  7. После обеда полежи, после ужина походи.

  8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Учитель: Какой можем сделать вывод?

Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя.


КОЛЫБЕЛЬНЫЕ


Учитель: Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова?

Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называются эти песенки? (Колыбельные) как их поют? Почему? ( Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки успокоили ребёнка, и глазки сами собой закрылись.) Попробуем и мы спеть такую колыбельную.

(Дети всем классом исполняют одну из колыбельных песен.

Во время песни девочки баюкают своих кукол.)

Учитель обращает внимание детей на выставку книг «Устное народное творчество», на которой представлены и колыбельные песни.

СКАЖИ МНЕ, КАК ТЫ СПИШЬ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ!


Учитель: Хотите узнать о том, о чём не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить только по вашему поведению в школе или дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто - определить ваши достоинства и недостатки, зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.

  • Людям, которые любят спать калачиком, то есть свернувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.

  • Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав колени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят. Такие люди легко приспосабливаются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жареную утку или только картофель. Правда, они не очень смелы и решительны, зато находчивы, хотя не выставляют себя на показ, а стараются быть «такими как все».

  • Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются весёлым нравом. И хотя они прекрасно знают о своих недостатках, тем не менее не спешат исправлять их. Правда, и других людей они воспринимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозможно поссориться.

Теперь, дорогие друзья, расспросив, кто как спит, вы будете иметь определённое представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.

ДОКЛАД «ИЗ МИРА ЖИВОТНЫХ»


(Доклад заранее готовят несколько учеников)

1-й ученик.

* Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам, птицам.

Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнётся у них с приходом весны.

Многие считают, что белки тоже впадают в зимнюю спячку. Они и в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это всё же назвать нельзя…

  • Многие животные спят в весьма причудливых позах. Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы. Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.

Похожие на белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки ( видимо, чтобы не надуло). На спине спят и морские выдры - каланы. Но не на земле, а лёжа на воде. При этом они обматывают совё тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.

  • Слоны спят стоя или лёжа на животе, упираясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна избавиться от постоянного бремени

Большинство птиц спит, сидя на ветке. Фламинго и некоторые другие птицы спят, стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы - сидя, распластав по земле вытянутую вперёд шею.

Некоторые рыбы спят, лёжа на дне или на «матрасе» из водорослей.

( доклады сопровождаются показом соответствующих иллюстраций)

СОННИКИ И СНОВИДЕНИЯ


Учитель: Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Как видите, сон нужен всем: и людям, и животным. И на протяжении всего времени, пока мы спим, мы видим сны. Некоторые люди спят так крепко, что наутро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений - сонники ( обращается внимание детей на книжную выставку, на которой представлены и сонники).И если вам интересно, вспомните свой сон, а мы в книге найдём ему объяснение ( пожеланию дети рассказывают свои сны).

А знаете, откуда стало известно, что мы , когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроэнцефалограф ( дети пробуют правильно произнести это слово. Учитель показывает иллюстрацию прибора). Это - прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков - электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводок соединён с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рассматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.

Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что и животные тоже видят сны? (дети делятся своими впечатлениями, наблюдениями за кошками и собаками). Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дёргает во сне лапой, издаёт звуки: мяукает или поскуливает. Это означает, что животному снится сон и его мозг во сне продолжает работать.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Вопросы для итоговой беседы:


  1. Каково же значение сна для детского организма?

  2. Какие правила здорового сна вы запомнили?

  3. Что интересного о сне узнали сегодня?

  4. Объясните значение этих слов и выражений ( записаны на доске или на карточках): сон, бессонная ночь, бессонница, сонник, сновидения, недосыпание, электроэнцефалограф.

Учитель: Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим, и лёгкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца ( сердце), отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаём полные сил и готовы активно приняться за дела.

В заключении споём всем знакомую песенку из телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!».


Приложение. Стихотворения о сне.


  1. Марина Семкина «Сон»

За окном метель кружится, Может, кот, собака, мышки

Дети спят уже давно. Снятся в эту ночь Иришке.

Что же им сейчас приснится, Ну, а малому Антошке

Сколько нежных, тёплых снов? Снятся голуби в окошке.

Может быть, коньки и санки, За окном метель кружится,

Горка снежная, каток Над детьми кружатся сны,

Снятся озорному Саньке, Мы не знаем, что им снится,

Кате -шёлковый платок. Пусть будут добрыми они.


  1. Борис Голованов «Сны»

Ужасный сон, кошмарный сон Ни света, ни огня!

Мне снился до утра: Из сил я выбился, и вот

За мной у школьных у ворот Огромный, страшный бегемот

Гонялся страшный бегемот, Совсем настиг меня.

А брат кричал: Я поднял крик, и в тот же миг

- Ура - а -а - а! Мой сон кошмарный - прочь…

Я звал братишку: А мне братишка говорит:

- Помоги! Ведь мы с тобою не враги!.. - Ты, видно, болен, - говорит,-

Но он, смеясь сказал: На помощь звал всю ночь.

- А кто на днях меня побил, Он лоб потрогал мне рукой,

На лоб мне шишку посадил Как будто я и впрямь больной,

И самокат сломал? Сел рядом на кровать,

Беда! Беда! Бежать куда? И я сказал ему тогда:

- Теперь не буду никогда тебя я обижать!

Ты мне прости обиду, брат, перед тобой я виноват,

Не нужно драться нам! И коль обиды больше нет,

Тебе в подарок пистолет я новенький отдам!

Литература:


  1. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья.

  2. Учебный словарь: русские пословицы и поговорки.

  3. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки: Пособие для учителя начальной школы, дидактический материал.

  4. Не пора ли баиньки? - М.: Малыш, 1990.



© 2010-2022