Урок математики по теме Окружность и круг (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Петуховского района Курганской области








УРОК МАТЕМАТИКИ

по теме «Окружность и круг»

2 класс

«Перспективная начальная школа»

Урок математики по теме Окружность и круг (2 класс)



Автор: учитель начальных классов

Н.А. Помешкина


с. Актабан - 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) материла

Помешкина Наталья Александровна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов

  1. Предмет

Математика

  1. Класс

2 класс

  1. Название материала

Окружность и круг

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка учебного занятия по ФГОС

  1. Название темы или раздела учебного курса

Геометрические фигуры

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК «Перспективная начальная школа», под редакцией Н.А. Чураковой

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность».

Задачи:

-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения - пользоваться циркулем;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office PowerPoint 2010

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, циркули, верёвочки, резинки, карандаши

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Конспект урока, презентация, пояснительная записка, видеофрагмент

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Переход слайдов («Появление») по щелчку.

На этапе «Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности» проводятся арифметические вычисления (1 команда - проверка случаев табличного умножения, 2 команда - алгоритм сложения столбиком, по командам). После выполнения и проверки арифметических вычислений на доске появляется тема урока.

3 слайд (увеличенная картинка учебника) относится к этапу «Построение проекта выхода из затруднения», по ней ведётся беседа.

На 4 слайде (работа на доске) дети дают варианты ответов, что произойдёт с кругом, если:

а) удлинить верёвку;

б) укоротить верёвку;

в) перенести колышек в другое место;

5 слайд - это физминутка (начинается автоматически)

6 слайд - Проговаривают способ решения в громкой речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

После ребята выполняют практическую задачу. Ребята, в парах, должны постараться построить окружность с помощью подручных средств (верёвочка, карандаши, резинка, для волос), а затем знакомятся с циркулем, правилами техники безопасности и пробуют начертить окружность с помощью циркуля.

8 слайд (нажать на экран) знакомит учащихся с понятием арена и почему она имеет круглую форму (127 выпуск «Галилео»).

9 слайд - знакомит с видами спорта, в которых применяется площадка круглой формы.

  1. Список используемых источников

А. Л.Чекин Математика. 2 класс Учебник (2 часть) - М.: Академкнига/Учебник

А. Л.Чекин Математика: методическое пособие для учителя.- М.: Академкнига/Учебник

Интернет-ресурсы:

1.Электронные физминутки для глаз. Часть 2 -«Облака» (автор Галкина Инна Анатольевна)

it-n.ru/communities.aspx?d_no=114632&ext=luchiki.ucoz.ru/load/0-0-0-75-20

3.Слайд 6 (циркуль)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1dc69ad3-7d44-4e75-8440-6950f1dd98b2/%5BNS-MATH_2-63-116%5D_%5BMA_106%5D.swf

4. Программа «Галилео» (127 выпуск) -переснят и отредактирован под урок

5.Сумо (картинка)- youfight.info/media/k2/items/cache/21b9ad30781a3312d12f4eb3aa07aa4c_L.jpg

6.Самбо (картинка)- yarcombatsambo.ru/photos/pages/200_640.jpg


Урок математики по ФГОС во 2 классе по теме «Окружность и круг»

1.Дидактическое обоснование

Математика 2 класс (2 часть), автор учебника А. Л.Чекин. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Окружность и круг»

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность»

Задачи урока: -получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения - пользоваться циркулем; -развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда; - воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор.

2.Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

2 МИН.

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Слайд 2

5 МИН.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

Какая тема нашего урока мы узнаем, если верно выполним арифметические вычисления.

1.Выполняют арифметические вычисления по командам и узнают тему урока

1команда

(алгоритм сложения столбиком)

136+273 105+376

347+232 722+205

2 команда

(табличные случаи умножения)

9х8 8х7 5х8 7х5 6х8

7х7 3х5 7х6 9х4 4х3

2.Записывают тему урока - «Окружность и круг»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

Анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

1 МИН.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

Ставят цели, формулируют тему урока

Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга могут иметь тарелка, блюдце, барабан…

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 3

6 МИН.





Слайд 4

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

1.Послушайте и отгадайте загадку:

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизнула справку

И опять пошло на грядку. (Коза)

2.Откройте учебник на стр.44.Там мы с вами встретимся с нашими старыми друзьями Мишей, Машей и козой Белочкой


Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога

3.Начинает беседу, требуя развёрнутых ответов:

- Чем является колышек, к которому привязана верёвка?

- Может ли коза Белочка пощипать все цветочки внутри круга?

4.Предлагает самостоятельно прочитать задание №1 стр.44 и выбрать правильный вариант ответа:

Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки?

Составляют план достижения цели и определяют средства

1. Отгадывают загадку.


2.Рассматривают рисунок на стр.44 и читают диалог Маши и Миши

«Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур», - спросил Миша у сестры.

«Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это - центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг», - объяснила Маша.

3.-Центром круга.

-Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок.

4.Задание № стр.44

Дети дают варианты ответов.

а) удлинить верёвку;
б) укоротить верёвку;
в) перенести колышек в другое место;

Регулятивные:планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка

1 МИН.

Слайд 5

Снятие усталости с глаз

Электронная физминутка «Облака»

Следят глазами за двигающимися по экрану фигурками

5. Первичное закрепление

Слайд 6

14 МИН.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1.Давайте рассмотрим рисунки 1 и 2 на странице 45.

Светло-зелёным цветом на них обозначен первоначальный круг, где паслась Белочка. Темно-зелёным цветом обозначена новая область на лугу, на которой теперь Белочка может щипать травку. К какому варианту ответа из задания 1 соответствует каждый рисунок?

Проговаривают способ решения в громкой речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

1.Решают задачу №2 стр.45 на новый способ действий.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

2.Практическая задача.

-В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

-Давайте посмотрим, с какой проблемой столкнулись Маша и Миша в задании №3?

Ребятам для игры нужно было обозначить круг на песке. Как им это сделать?

- А если нет верёвки?

- А можно ли обозначить круг, если нет ни верёвки, ни палки?

3.Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу.

- Что значит граница фигуры?

- Что является границей прямоугольника?

-А как может называться граница круга?

-Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

Знакомо ли вам это слово?

- Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово «циркуль». А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник.

-Рассмотрите рисунок стр.46и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

2. Решают задачу №3 стр.45

Начертить круг можно с помощью веревки. Если один конец закрепить в центре, а с другим концом обойти вокруг, то получится круг.

-Верёвку можно заменить палкой.

- Да. Если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг него, то получится круг.

3. Дети высказывают предположения.

-Границей прямоугольника являются его стороны.

- Эта граница может называться ОКРУЖНОСТЬЮ.


-На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и с его правописанием.

-Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно.




Слайд 7

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 МИН.

Организация деятельности по применению новых знаний

Задание №6 стр.46

Даём время на построение двух окружностей при разном растворе циркуля, оказывая необходимую помощь тем, у кого иголка циркуля соскакивает с данной точки.

- Каждая окружность определяет круг. Больший круг закрасьте красным карандашом, а меньший - синим.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

1. Карандашом отметит точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с данной точки, можно было легко её определить)

2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначаем её О - центр круга.

3.совмещаем с точкой О конец иглы.

4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля.

Задание №6 стр.46

Дети выполняют построение и закрашивают круги.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

8.Физминутка

1 МИН.

Снятие мышечного напряжения

«Ветер дует нам в лицо»

Выполнение упражнений под стихотворение

8.Обобщение

и систематизация знаний

3 МИН.


Слайд 8

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

-Ребята, а кто из вас был в цирке?

-Как называется место, где выступают артисты?

- А какую форму имеет арена?

- Почему арена имеет форму круга?

-Почему выбрана именно эта форма?

-Каких размеров арена?

(Видео «Галилео» Выпуск №127)

-Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта?


Игра «Круг или окружность» (дети хлопают если это круг, показывают кольцо руками, если это окружность)

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей

-Арена.

-Арена имеет форму круга.


Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо

-крышка, бублик, тарелка, баранка, колечко, браслет,

- блин, зеркало

9. Рефлексия деятельности

(итог урока)

2 МИН.

1.Организация рефлексии

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Граница круга…

Окружность можно начертить при помощи…

Если вам на уроке всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг

2.Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.

Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

-круг

-окружность

-циркуля, палки, верёвочки, рук

Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения.

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


10


© 2010-2022