Мастер-класс по окружающему миру Охрана природы (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

школа

МБОУ «Шурышкарская СОШ»

Тема

Охрана природы

Тип урока

Мастер-класс

Дидактическая цель Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, ) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;уметь высказывать своё предположение; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формирование культуры общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

Экология, заповедник, законы о природопользовании.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные ПК, проектор, презентация, карточки, план исследования, тест.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, практическая работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Организационный момент Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.

Когда мы улыбаемся-мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Приветствуют гостей улыбкой.

Личностные-действиесмыслообразования;

ценностное отношение к образовательному процессу

2.Актуализация знаний

Цель:)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Чтение стихотворения детьми.

Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...

Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева - свалка, справа - свалка,
Посредине - человек.

Что стоишь - глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

Слушают стихотворение

Регулятивные УУД:уметь высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

3. Постановка проблемы и мотивация к деятельности

Цель:Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока.


- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)

Итак, сегодня мы займемся исследованием вопроса: "Охрана природы - это важно или нет?" (Слайд)

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать: Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ:"Экология - это важно или нет?" А что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).

Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями)

Называют тему урока, ставят задачи.



Находят в энциклопедиях, географическом словаре значение слова «экология»

Регулятивные УУД:уметь высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

4.Совместное открытие «новых» знаний (5 мин)

Цель:

- предположить, отталкиваясь от имеющихся у детей знаний, об экологической катастрофе Отгадайте о чём идёт речь? Слайд1.Самое глубокое озеро - крупнейшая сокровищница пресной воды. ((Байкал)

Слайд2.Какой воздух обладает настоящими целебными свойствами. (Горный)

Слайд 3.Что по праву можно назвать легкими нашей планеты. (Лес)

Слайд 4.Что предпринимают для улучшения воздуха в городах ? (высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.) (слайд 5)

Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу).

- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Прокомментируйте их. Слайд 6. Водоемы, покрытые нефтью - последствия аварий на нефтяных танкерах. Слайд 7. Выхлопные газы заводов, автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. Слайд 8. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Слайд 9. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди. Слайд 10. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения.

Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

- Скажите, каким образом люди стараются помочь нашей планете?

Как вы понимаете, что такое заповедник?

- О чём хотели узнать больше? - В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами.

(слайд 11)физминутка

Рассматривают слайды с «тревожными» фактами, комментируют.







Делают выводы.



В разных уголках Земли образованы заповедники, в « Красную книгу» занесены редкие виды растений и животных

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель; уметь строить логически обоснованные высказывания





Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

5. Физминутка Закройте глаза, представьте,вы очутились в прекрасном лесу. Вы присели на пенёчек. Встали, пробежались по влажной травке. Добежали до ручейка, набрали в ладони водицы и ополоскнули лицо. Встряхнули ручки. А теперь обратно возвратились в класс.

Слушают музыку,выполняют движения под музыку.

6.Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения правил защиты животных,птиц,растений; запрещающих знаков.





7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой (5 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками















8.Закрепление.

(5 мин)

Цель:

- организовать проверку знаний


- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? Как выглядят запрещающие знаки? Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников - отдел по охране. (слайд 12). - Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц;по охране растений) Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников. - Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела. (слайд 13)- Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей- Каждому отделу я раздам карточку с заданием. Затем каждый отдел отчитается о проведенной работе.Карточка 1 (Отдел охраны зверей)

1Жалоба

Я красивая грациозная кошка - одно из наиболее редких животных. У нас очень ценится полосатая шкура. Поэтому человек безжалостно истребляет нас._(амурский тигр).

- Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании» - Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям. Карточка 2 (Отдел охраны птиц) 1Жалоба  Я красивая, грациозная птица, обитающая на болотах. Летом обитаю на крайнем севере, зимую в Индии. При перелёте в тёплые страны меня истребляют.Занесена в «Красную книгу». - Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании» - Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам. Карточка № 3 (Отдел охраны растений) 1Жалоба. Только снег начинает таять, а я уже начинаю цвести на лесных полянках. Начинаю радовать всех красивыми цветами, душистыми запахами. Но меня заметили и теперь срывают каждый год. Скоро совсем исчезну. Помогите!(подснежники) - Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов. Выступают ребята со своими сообщениями.- Хорошо потрудились ребята. Молодцы. - Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны. - А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я предлагаю вам самим оценить работу своей группы. ( Слушаю высказывания) Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу.

Тест «Экологическая безопасность» Выбери правильный ответ.(слайд 14, проверка 15слайд).

1 Какую экологическую проблему вызовет крушение нефтяного танкера? А) не будут расти деревья б) приведёт к гибели морских животных

2.Что является причиной разрушения почвенного слоя в тундре?

А) вечная мерзлота б) использовании людьми тяжёлой техники

3. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды? А) Через воздух, воду, почву; б) через, воздух, воду и продукты питания;

-А теперь проверим тест. Встаньте те, у кого ответы совпадают с ответами на слайде. Запрещающие знаки,информационные, предупреждающие Рассматривают таблицу с дорожными знаками.

Они круглой формы и в красной окантовке.



Работа в группах. Самостоятельно составляют « Свод законов о природопользовании» и составляют запрещающие знаки.













Выступают ребята со своими сообщениями.



Начальники отделов оценивают работу своих сотрудников.





Оценивание теста.

Регулятивные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,полученную на уроке.



Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.









Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные УУД:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.



Личностные УУД:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

9.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. (2 мин)

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Давайте подведем итоги нашей работы

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

- Где можно применить новые знания?

- О чём заставил задуматься наш урок?

- Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное - своими действиями не наносить ей вреда.

Звучит спокойная музыка.(слайд 16)

Теперь представьте себе, что над вами светит чудесная звезда. Это - ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу. Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете… Будем беречь нашу планету!

Называют задачи, поставленные в начале урока и делают выводы.

Подводят итоги урока.

- Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

Слушают музыку и выполняют действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.





Личностные УУД:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



© 2010-2022