- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка «Непроизносимые согласные»
Урок русского языка «Непроизносимые согласные»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чибисова С.А. |
Дата | 25.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык.
Тема: Непроизносимые согласные.
Цели: 1. Дать уч-ся понятие о непроизносимых согласных
2. выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.
3. развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.
Ход урока.
-
Оргмомент
-
Сообщение темы и цели.
-
Основная часть.
-
- Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки деду Буквоеду. Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть. Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, что вы догадаетесь, как помочь словам.
-
«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой. Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы. Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени.
( Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания)
-
Выпишите эти слова в столбик, подчеркните буквы.
-
Когда согласные не произносятся в слове? (когда рядом несколько согласных)
-
Как можно назвать согласный, который не произносится? (непроизносимый)
-
Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, Д, Л)
-
Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Непроизносимые согласные».
-
Правило в учебнике.
-
Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных примет.
Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна.
Сравнить с нынешней осенью, сделать вывод о будущей весне.
Ненастная - ненастье, дождливая - дождь.
-
Спишите предложение.
-
Поздняя осень была любимой порой А.С.Пушкина, он писал:
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила …
-
Мы знаем уже много произведений Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь вы мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
-
Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными.
Запись в тетрадях:
С печальной - с грустной
Добрый день - здравствуй
Пасмурный - ненастный.
-
Самостоятельная работа по учебнику.
-
На доске:
Хорошо по лестнице
Нам идти с тобой
Лестница - чудесница
Бежит сама собой.
(эскалатор)
-
Назовите слово с непроизносимой согласной (лестница)
-
Проверьте. (нельзя проверить). В русском языке есть еще 2 слова, которые нельзя проверить.
Праздник
чувства
-
Но праздники есть не только у людей, но и у природы.
« В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.»
-
О какой это поре? (Об осени)
-
Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сейчас в лесу, а вы расскажете ей о том, какова поздняя осень в городе, постарайтесь использовать слова с непроизносимыми согласными.
(Ответы детей)
-
Итог
-
Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
-
Что нового узнали?
-
Кто доволен тем, как работал?