Урок русского языка «Непроизносимые согласные»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык.

Тема: Непроизносимые согласные.

Цели: 1. Дать уч-ся понятие о непроизносимых согласных

2. выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

3. развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.

Ход урока.


  1. Оргмомент

  2. Сообщение темы и цели.

  3. Основная часть.

    1. - Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки деду Буквоеду. Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть. Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, что вы догадаетесь, как помочь словам.

«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой. Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы. Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени.

( Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания)


  • Выпишите эти слова в столбик, подчеркните буквы.

  • Когда согласные не произносятся в слове? (когда рядом несколько согласных)

  • Как можно назвать согласный, который не произносится? (непроизносимый)

  • Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, Д, Л)


  • Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Непроизносимые согласные».


  1. Правило в учебнике.

  • Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных примет.

Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна.

Сравнить с нынешней осенью, сделать вывод о будущей весне.

Ненастная - ненастье, дождливая - дождь.


  • Спишите предложение.


  1. Поздняя осень была любимой порой А.С.Пушкина, он писал:

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила …

  • Мы знаем уже много произведений Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь вы мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?


  • Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными.

Запись в тетрадях:

С печальной - с грустной

Добрый день - здравствуй

Пасмурный - ненастный.


  1. Самостоятельная работа по учебнику.


  1. На доске:


Хорошо по лестнице

Нам идти с тобой

Лестница - чудесница

Бежит сама собой.

(эскалатор)

  • Назовите слово с непроизносимой согласной (лестница)

  • Проверьте. (нельзя проверить). В русском языке есть еще 2 слова, которые нельзя проверить.

Праздник

чувства


  • Но праздники есть не только у людей, но и у природы.

« В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.»


  • О какой это поре? (Об осени)

  • Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сейчас в лесу, а вы расскажете ей о том, какова поздняя осень в городе, постарайтесь использовать слова с непроизносимыми согласными.

(Ответы детей)


  1. Итог

  • Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?

  • Что нового узнали?

  • Кто доволен тем, как работал?

© 2010-2022