- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие по внеурочной деятельности
Занятие по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гладких Л.Ф. |
Дата | 30.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ Цель: формировать ценностное отношение к семье и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких людей; Задачи: - раскрыть значение понятия «семейные традиции»; - развивать навыки ответственного поведения в семье; - воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное сопровождение, семейные фотографии, схемы генеалогических деревьев, старинные вещи, сундучок.
Ход занятия
I. Актуализация знаний. - Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли. Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя. Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо. - Ребята, у нас возникла проблема: Как помочь Кузе? Давайте эту проблему попробуем разрешить.
- Как вы думаете, в какой дом захочет поселиться Кузя? (фотографии домов) - Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?
(Примерные ответы детей)
- У вас замечательные семьи, но давайте пока мы предложим Кузе пожить у нас в классе.
II. Открытие нового. - А как вы думаете: что такое семья? - А где мы можем получить более точную информацию? (Книги, энциклопедии, интернет, словари, спросить у взрослых) - Сегодня обратимся к двум источникам: это книги и взрослые. Двое учеников пообщаются со взрослыми (не забывайте правила общения), а остальные поищут информацию в книге. - Давайте подведем итог вашего исследования. Что вы узнали, общаясь со взрослыми? - Что узнали из книги? - Совпали ли ваши предположения? - Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
Моя семья - надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья. - Согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?
(ответы детей - атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.) - А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции. III. Беседа
- Что такое традиции?
- Почему люди соблюдают традиции?
- Какие семейные традиции вы знаете?
- Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?
- Важно ли сохранять семейные традиции?
IV. Семейные традиции
- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
- Кто хочет рассказать о своей семье? - Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» - Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
- Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
- Существует традиция называть детей в честь кого - то из членов семьи.
-
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
6. Отмечать семейные праздники - тоже традиция.
- Какие праздники отмечают в вашей семье?
А сейчас мы поиграем в игру : «Угадай праздник»
7 .Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.
Семейные фото в альбоме потёртом…
Видавшие виды листы в переплёте…
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.
- О какой семейной традиции напомнило вам прозвучавшее стихотворение?
- В 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла и в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих сердцу людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке представлены фотографии из семейных альбомов. Некоторым из них десятки лет, некоторым несколько месяцев. - Кто хочет рассказать о вашей семейной фотографии?
-
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
- Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?
- Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка. В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.
Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок». (Дети рассказывают о дорогих семейных реликвиях).
- Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это - замечательная традиция многих семей.
V. Класс - большая дружная семья - Наш класс тоже большая и дружная семья. Как и в любой семье у нас сложились свои традиции. Назовите их! - Ребята, давайте еще одной нашей традицией будем считать создание фильма под названием «История нашего класса» VI. Обобщение - Основа любой семьи - любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это - главные традиции семьи. -Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. -Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. -Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами. VII. Ресурсный круг «Благодарение» Я надеюсь, что, то доброе и светлое, о чём мы сегодня говорили, сделает светлее ваши души и сердца. Давайте выразим теплые слова благодарности нашим самым близким и родным людям. Слова благодарности нужно произносить ласково, тихо. Слово - сердечный дар, прокладывающий путь от любящей души к любящей душе.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
« Какая хорошая Ваша семья!»