- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 1-4 Перспективная начальная школа
Рабочая программа по русскому языку 1-4 Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попкова О.М. |
Дата | 27.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Русский язык»
Планируемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода Обучающиеся научатся: • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст; • называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита; • составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
Планируемые результаты освоения курса к концу основного периода Обучающиеся научатся: • различать звуки и буквы русского языка; • различать гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды; • определять на слух ударные и безударные гласные; • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью; • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику; • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) - создавать звуковую схему-модель слова; • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически; • обозначать звуки буквами и условными значками; • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически; • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот; • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах; • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; • конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов; • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения; • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически; • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Планируемые результаты освоения курса к концу заключительного периода Обучающиеся научатся: • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита; • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями; • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; • применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания; • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; • пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения); • озаглавливать прослушанный текст; • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме; • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й']; • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя; • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением; • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов. Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте» В области общих учебных действий обучающиеся научатся: • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию; • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине; • работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и № 2): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся: • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками. Систематический курс русского языка Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Обучающиеся научатся: • различать звуки и буквы; • различать буквы и их основные звуковые значения; • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные; • делить слова на слоги, определять ударный слог; • пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака; • пользоваться способом обозначения звука [й'] в начале сло-ва (с помощью букв е, ё, ю, я); • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке. Раздел «Орфоэпия» Обучающиеся получат возможность научиться: • соблюдать известные орфоэпические нормы речи; • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета. Раздел «Морфология» Обучающиеся научатся: • различать слова названия предметов, признаков, действий; • различать главные и неглавные слова - названия пред-метов; • определять в тексте слова-помощники. Раздел «Синтаксис» Обучающиеся научатся: • различать предложение и слово; • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии). Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающиеся научатся: • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения); • писать прописную букву в именах собственных; • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую; • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением; • выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ; • писать словарные слова, определенные программой; • писать под диктовку текст объемом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания; • списывать небольшой текст по правилам списывания; • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся: • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию; • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине; • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся: • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками; • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого. Планируемые результаты освоения учебной программыпо предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Обучающиеся научатся: • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги; • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков. Раздел «Орфоэпия» Обучающиеся получат возможность научиться: • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …). Раздел «Морфемика и словообразование» Обучающиеся научатся: • различать изменяемые и неизменяемые слова; • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова; • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным); • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме); • разграничивать разные слова и разные формы одного слова. Раздел «Лексика» Обучающиеся научатся: • выявлять слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. Раздел «Морфология» Обучающиеся научатся: • определять начальную форму слов-названий предметов, словназваний признаков и слов-названий действий; • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род; • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам. Раздел «Синтаксис» Обучающиеся научатся: • различать предложение, словосочетание и слово; • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос; • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; • задавать вопросы к разным членам предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающиеся научатся: • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные);жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова; • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (словарь «Пиши правильно»); • различать на письме приставки и предлоги; • употреблять разделительные ь и ъ; • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно. Содержательная линия «Развитие речи» Обучающиеся научатся: • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении; • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.); • соблюдать орфоэпические нормы речи; • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, про ща ние и пр.); • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту); • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 3-го года обучения
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Обучающиеся научатся: • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков). Раздел «Орфоэпия» Обучающиеся научатся: • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …). Раздел «Морфемика и словообразование» Обучающиеся научатся: • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным); • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме). Раздел «Лексика» Обучающиеся научатся: • отличать прямое и переносное значения слова; • находить в тексте синонимы и антонимы; • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов. Раздел «Морфология» Обучающиеся научатся: • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог; • различать на письме приставки и предлоги; • изменять существительные по числам и падежам; определять их род; • различать названия падежей. • изменять прилагательные по числам, падежам и родам; • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени - по родам; в настоящем и будущем времени - по лицам. Раздел «Синтаксис» Обучающиеся научатся: • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос; • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение); • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающиеся научатся: • определять орфограммы; • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря); • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; • писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных; • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с, приставками на -с, -з; • писать слова с суффиксами -ек и -ик; • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных; • писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. Содержательная линия «Развитие речи» Обучающиеся научатся: • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении; • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания; • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.); • работать со словарями; • соблюдать орфоэпические нормы речи; • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «содержание» и «оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых - система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации - другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели. В области регулятивных учебных действий: • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Планируемые результаты освоения учебной программыпо предмету «Русский язык» к концу 4-го года обучения
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться: • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе; • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями; • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах; • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). Раздел «Морфемика и словообразование» Выпускник научится: • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Раздел «Лексика» Выпускник научится: • выявлять слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. Выпускник получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз; • определять три типа склонения существительных; • определять названия падежей и способы их определения; • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Выпускник получит возможность научиться: • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); • определять однородные члены предложения; • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям. Выпускник получит возможность научиться: • различать второстепенные члены предложения - дополнение, обстоятельство, определение; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; • различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: • применять общее правило написания: ое после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки; • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении; • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря). • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника; • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой; • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение); • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение; • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения; • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты; • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми; • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится: • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). В области регулятивных учебных действий: • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
- Содержание учебного предмета «Русский язык»
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением
Систематический курс (560 ч)
Фонетика и графика (20 ч)
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). Звонкие согласные звуки в конце слова. Слог. Слоги ударные и безударные. Роль ударения. Фонетический анализ (разбор) слова Различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (уctho) звук. Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх)
Состав слова (морфемика) (27 ч) Форма слова. Окончание. Основа слова. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов и приставок. Разбор слова по составу Окончание как часть слова. Изменение формы слова при помощи окончания. Неизменяемые слова. Основа как часть слова без окончания. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные слова). Корень слова с чередованием согласных. Суффикс и приставка как части слова. Значение суффиксов и приставок. Образование слов при помощи суффиксов и приставок. Разбор слова по составу (морфемный анализ)
Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова. Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами. Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование. Определяя состав слова приводить доказательства (в упражнениях и играх типа: «Докажи, что в слове ... корень ...», «Докажи, что в слове ... нет приставки ...», «Докажи, что записанные слова являются родственными») Лексика (20 ч) Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные. Определение значения многозначного слова. Слова-синонимы. Сочетание синонимов с другими словами. Использование синонимов в тексте. Слова-антонимы. Сочетание антонимов с другими словами. Слова-омонимы. Использование омонимов в шутках, загадках. Слова исконные и заимствованные. Значение заимствованных слов. Устаревшие слова, слова- синонимы, новые слова. Фразеологизмы. Значения фразеологизмов и их использование в речи
Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его. Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы). Составлять собственные толковые словарики. Объяснять, какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в предложении текста. Подбирать антонимы к заданным словам Морфология (118 ч) Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение. Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной фермы. Склонение имен существительных. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Род имен существительных: мужской, женский, средний. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы имен существительных. Склонение имен существительных: 1, 2 и 3-е склонение. Определение склонения имен существительных по форме им. п. ед. ч. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение, его значение, признаки, использование в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Начальная (неопределенная) форма глагола. Глагольные вопросы «что делать?» и «что сделать?». Глаголы совершенного и несовершенного вида. Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. I и II спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имен существительных по родам, по числам, по склонениям; для глаголов по вопросам, по временам, по спряжениям). Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет). Находить лишнее имя существительное (не имеющее какого-то из тех грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). Подбирать максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний имя существительное + имя прилагательное. Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст, изменяя время глагола (замена в тексте всех глаголов в форме настоящего времени на глаголы в форме прошедшего или будущего времени). Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы «I и II спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, применять данный алгоритм. Составлять собственные считалки с глаголами-исключениями Синтаксис (42 ч) Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Различение простых и сложных предложений Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания). Предложения восклицательные и невосклицательные (по интонации). Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения распространенные (с второстепенными членами) и нераспространенные (без второстепенных членов). Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или). Простое (с одной грамматической основой) и сложное предложение (с двумя и более грамматическими основами). Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, разбор по членам Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побуди- тельные/вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать от слова к слову смысловой вопрос. Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами Орфография и пунктуация (163 ч) Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (баш- ня -башенка, чашка - чашечка). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ь и ъ. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Правописание личных окончаний гпагомв. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов и, а, но) Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня-башенка, чашка - чашечка). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ь и ъ. Правописание существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин) с использованием правила, таблицы, опорного слова. Правописание суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах: 2-е лицо единственного числа (пишешь, учишь), начальная (неопределенная) форма (сочетания -тся, -ться). Правописание частицы не с глаголами. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов и, а, но)
Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника. Составлять словарь слов, в которых были допущены ошибки. Анализировать текст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них словарных слов. Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведенной работы над ошибками Развитие речи (102 ч) Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к заданным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к заданным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и не знакомыми, с людьми разного возраста. Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета. Моделировать правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста. Сочинять письма, поздравительные открытки. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки Резерв (68ч)
- Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. обучение грамоте и чтению: 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник. 2. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематические разработки. класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник. 3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык: 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник. 4. Лаврова Н.М. Русский язык. сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник. 2 класс 1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник. 2. Каленчук М.Л., Малаховская о.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник. 3. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. - М.: Академкнига/Учебник. 4. Байкова Т.А., Малаховская о.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2 класс. - М.: Академкнига/Учебник. 5. Байкова Т.А., Малаховская о.В. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 2 класс. - М.: Академкнига/Учебник.
1. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская о.В., Байко-ва Т.А. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Ака-демкнига/Учебник. 2. Лаврова Н.М. Русский язык. сборник проверочных и кон-трольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. - М.: Ака-демкнига/Учебник. 3 класс
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник. 2. Каленчук М.Л., Малаховская о.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник. 3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. - М.: Академкнига/Учебник. 4. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 3 класс. - М.: Академкнига/Учебник.
1. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская о.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник. 2. Лаврова Н.М. Русский язык. сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник 4 класс 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник. 2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская о.В. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник. 3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. - М.: Академкнига/Учебник. 4. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник.
1. Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская о.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник. 2. Лаврова Н.М. Русский язык. сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
Материально - техническое обеспечение Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Д
Касса букв и сочетаний. Ф Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Д Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Д
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Ф/Д
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) Д Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Д Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Д Аудиоцентр/магнитофон. Д Диапроектор. Д Мультимедийный проектор. Д Экспозиционный экран. Д Компьютер. Д Сканер. Д Фотокамера цифровая. Д Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Д Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку . Д Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку. Д Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку Д Игры и игрушки Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). П Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др. Ф