Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Состав слова» Цель: объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определенная структура, состав.

Задачи: - образовательная: научить разбирать слова по составу; - развивающая: развивать память, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать; развивать навык работы со словарём; - воспитательная: Воспитывать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки;

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемый результат: Обучающиеся должны знать разбор слова по составу; уметь выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа, пользоваться обратным словарём, объяснять значение слова с разными приставками.

Оборудование урока:

  • Учебник «Русский язык», 2 класс, Н.А. Чуракова.

  • «Поурочные разработки по русскому языку», 2 класс, Н.М. Лаврова.

  • Рабочая тетрадь.

  • Проектор, презентация.

  • Тесты.

  • Карточки с частями слов.





Ход урока

  1. Организационный момент.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. (2 мин.)

Вводное слово учителя.

1,2 - выше голова,

3,4 - плечи шире,

5,6 - тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается? (русский язык)

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится. Вы готовы начать урок? (Да)

- Желаю вам на уроке удачи! (Слайд 1)

II. Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся. Цель: Повторить и закрепить знания детей о частях слова. (5 мин.)

  1. Работа в парах.

Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»
?Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова» _______ .! (Слайд 2) - Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?
Знаки препинания - . ! ?
ЧУрок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»лены предложения - ________
ЧУрок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»асти слова - Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова» - Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) - Что обозначает первый значок? - Какая часть слова выделяется в квадратик? - Каким значком выделяется главная часть слова? - Что обозначают оставшимся значком?

2. Чистописание. й у ж д ы е р н (Слайд 3) - На какие две группы можно разделить эти буквы? (На гласные и согласные) - Каждую группу напишите с новой строки, составив разные цепочки: Уны еуы ыеу йждрн нйждр

  1. Словарная работа.

- Составьте из букв строки чистописания слова и вы узнаете, как называют исполняющего в порядке очереди какие-либо общественные обязанности. - Какое слово? (Дежурный) - Запишите это слово. - Запишите предложение «Дежурный обеспечивает порядок в классе» - Разберите слова - названий действий по составу. (Самооценка учащихся) - Молодцы.


III. Подготовка учащихся к восприятию.

Цель: познакомить учащихся с задачами урока. (8мин.)

  1. Вступление

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ. - Если вы уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. - Какое значение может иметь слово "состав"? Состав - это: (Слайд 4) - Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать? - Тема нашего урока - состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске) - Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

2. Беседа по теории состава слова Учитель: А что мы должны знать по теме урока? Ученик: Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс. Ученик: В какой последовательности выполнять разбор по составу. Ученик: Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс. Разбор одного слова по составу (используя памятку).

Физкультминутка.

IV. Восприятие новых знаний.

Цель: формировать умения разбирать слова по составу. (17 мин.)

  1. Задание учителя

- Мы с вами отправляемся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе. (Слайд 5) -Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда - паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень) -Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. - Кто знает, как она называется? (Приставка) - Вагон за паровозом - это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс) - А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание? - Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)

2. Работа по учебнику. Стр. 74-75, ч. 3 - Прочитайте объяснение Волшебницы. Мы правильно с вами составили поезд? - Что такое состав слова? Упр. 79, стр. 75 - Откройте Обратный словарь на букву А. Найдите, группу слов на -иха. (Выполнение с соответствии с заданиями)

3. Выполнение упражнение в тетради для самостоятельной работы №2. Упр. 52, стр. 39. - Мы будем учиться находить слова - названия действий в начальной форме; среди них находить слова с одинаковой приставкой; объяснять, от каких глаголов образовались глаголы с приставкой. (Выполнение с соответствии с заданиями)

V. Формирование умений и отработка навыков .

Цель: Обобщить и закрепить полученные знания. (8 мин)

1. Работа по учебнику Упр. 80, стр. 76 (Выполнение с соответствии с заданиями) - Группа слов, основа которых заканчивается на -к , на -ик, состоит с нулевыми окончаниями. Этих окончаний не видно. - Все эти слова состоят не из двух, а из трех частей: корень + суффикс + нулевое окончание. - Какой оттенок смысла придает всем словам суффикс -ик? (уменьшительно-ласкательный) Упр. 81, стр.76. (Выполнение с соответствии с заданиями)

  1. Работа в парах.

- Ребята перед вами карточки разного цвета: гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и - Подумайте, что на них написано? (части слов) - Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод - это корни слов.) - Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов? (ый, а - это окончания) - Что записано на зелёных карточках? (ок, к, н - это суффиксы) - Какая часть слов записана на жёлтых карточках? (по, на, за, под - это приставки) - Задание: составьте как можно больше слов из данных частей. - Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях. На доске открываются (слайд 6)
Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова» Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова» Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова» Под Вод н ый На Ход к а За Пуск

По Езд


Гриб ок
Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»
О С Н О В А (Самопроверка в парах)
  1. Обобщение изученных знаний.

ТЕСТ 1 (Слайд 7) А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово. 1. Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс; З) корень; О) окончание. 2. Родственные слова это: У) слова, которые сходны по смыслу; Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу. 3. Окончание служит для образования новых слов А) нет; Е) да. 4. Суффикс служит для связи слов в предложении М) да; Т) нет. 5. Корень - это: О) общая часть родственных слов; И) общая часть слов. 6. Разбор слова по составу надо начинать с : С) корня; П) приставки; К) окончания. 7. Приставка служит для образования новых слов. И) да; Н) нет. Какое слово у нас получилось? ЗНАТОКИ Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока?


VI. Оценка учебных достижений, подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке. (5 мин.)

  1. Рефлексия.

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников). - Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу? - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. - Покажите, на сколько сегодня вы: • Были активны на уроке. • На сколько вы поняли новую тему. • На сколько вам понравился урок (Сидят за партами - плохо, слабо; Просто стоят - хорошо; Стоят, руки вверх - отлично).
  1. Домашняя работа.
а) Тетрадь для самостоятельной работы №2: упр. 53, стр. 40. б) Дополнительное домашнее задание (по желанию ученика): - Сегодня я вам хочу дать ещё одно дополнительное задание. Но его можно выполнить не всем, а только желающим. Задание состоит в следующем: - Подумайте, какой корень может быть в слове Самоделкин. - Это слово так же записано в ваших тетрадях.
- На этом наш урок окончен. Всем спасибо! (Слайд 8)















































Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Состав слова»

© 2010-2022