Презентация по русскому языку не тему Правописание суффиксов -ИК, -ЕК (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Правописание суффиксов -ек-, -ик- »

3 б класс

программа «Школа России» Учитель начальных классов: Сказкина Ирина Владимировна

Цель урока: научить писать слова с орфограммой «Суффиксы -ек-, -ик- в существительных».

Задачи урока:

  • Познакомить с правилом написания суффиксов -ек-, -ик- в русском языке.

  • Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.

  • Развивать устную речь при работе с пословицей.

  • Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)

  • Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).

Ход урока

1.Организационный момент.

Настрой «Энергия».

2. Актуализация знаний - Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. 1 вариант - ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях. 2 вариант - учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику. «Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа). - Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс) - Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений) - Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.

3. Постановка учебной задачи. - Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком) В процессе работы ученики называют слова

замоч…к

ключ..к



- Каким способом образованы эти слова? - Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма) - Сформулируйте тему урока. (1 слайд)

4. Получение нового знания. - Нам помогут слова из «Толкового словаря». Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась - ребята берутся за руки и поднимают их вверх. Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом ребята размещают на доске.

орех-орешек

горошек-горошки

барашек-барашки

бантик-бантики

гвоздик-гвоздики - Что можете рассказать об этих словах? - На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? ( два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд). - Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике). - Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах -ек, -ик? (выведение алгоритма - 3 слайд). - Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму. Физминутка. «Печатная машинка» ( если в слове пишется суффикс -ек , ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс -ик, делают хлопок в ладоши над головой). - Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.

5. Первичное закрепление нового материала. - Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. ( два ученика работают у доски, остальные в парах). Золотой ………………. ключик Заботливый……………. сыночек Грибной………………….. дождик Деревянный……………… столик Мелодичный………………. звоночек - Наш путь приводит к «Острову пословиц». - Какие пословицы вы знаете? - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. ( Не разгрызёшь орешек - ядра не съешь ) Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание. - А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Звучит спокойная музыка. - Придумайте и запишите несколько связных предложений , используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек). Далее ребята по желанию зачитывают получившиеся истории.

5. Итог урока. - Что нового узнали на уроке, чему научились? - Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 - проверка) - У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску. - Спасибо за работу. 6. Домашнее задание



© 2010-2022