- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 2 класс программа Школа России
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 2 класс программа Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лазаренко Е.Е. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
иМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа с. Бабстово»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ И.В.Сулацкова
подпись
Протокол № 1
от «26»августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ Е.Е.Лазаренко.
подпись ФИО
Протокол № 1
от «28»августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор
________ Г.В. Фирсова
подпись ФИО
Приказ № 72
от «28» августа 2015 г.
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
УМК «Школа России»
для 2 «б» класса
Составитель: Лазаренко Евгения Евгеньевна, I кв. категория
с. Бабстово
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы под редакцией А.А. Плешакова.
Нормативно-правовая база реализации ФГОС:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования;
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 31.2014 № 256 «Федеральный перечень учебников»»
- приказом Минобрнауки России от 8.06 2015 № 576 «О внесении изменение в Федеральный перечень учебников»»
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- письмом комитета образования от 10.04.2015 № 1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году»
- приказом МКОУ СОШ с. Бабстово № 59 от 04.06.2015 г.
- уставом школы протокол № 4 от 23.12.2014 г.
-
авторская программа в соответствии с УМК «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 ч (34 учебных недели).
Учебный план.
-
№
четверть
часы
I четверть
16 часов
II четверть
16 часов
III четверть
22 часа
IV четверть
14 часов
итого
68 часов
Результаты освоения предмета «Окружающий мир».
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного курса. Человек и природа Природа -это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.
Человек и общество Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обшей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
-
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
-
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
-
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
-
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
-
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
-
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Тематический план
-
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Самостоя-тельные работы
Экскурсии
Практические
работы
1 Где мы живем?
4
1
2 Природа
20
2
2
1
3 Жизнь города и села
10
1
1
4 Здоровье и безопасность
9
1
1
5 Общение
7
1
6 Путешествия
18
1
1
2
Итого
68
5
4
6
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Вид работы
Страницы
Характеристика деятельности учащихся
Примечание
I четверть - 16 часов
Раздел «Где мы живем» - 4 часа
Родная страна.
01.09
4-7
Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;
анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;
работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Город и село.
Проект «Родной село »
03.09
8-13
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;
работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;
рассказывать о своём доме по плану;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по выполнению проекта;
подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;
собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;
оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
ухаживать за памятниками;
помогать взрослым в благоустройстве;
проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;
оценить свои достижения в реализации проекта
Природа и рукотворный мир.
08.09
экскурсия
14-15
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;
работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;
обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Наш адрес в мире
10.09
16-17
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
определять свой «адрес в мире»; работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира;
сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества;
называть свой домашний адрес;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Раздел «Природа» - 20 часов
Неживая и живая природа.
15.09
24-27
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
классифицировать объекты природы по существенным признакам;
различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;
приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;
работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
устанавливать связи между живой и неживой природой;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Явления природы.
17.09
экскурсия
28-31
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;
рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что такое погода.
22.09
Практическая работа
32-35
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);
работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;
сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи
В гости к осени (экскурсия).
24.09
Экскурсия
Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;
наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;
определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе);
оценивать результаты своих достижений на экскурсии
Берегись железнодорож
ного транспорта
29.01
36-39
Осваивают правила безопасного поведения; анализируют изображенные условные знаки(раскрывают закодированную в них информацию), работают с разрезными карточками; моделируют дорогу от дома до школы вблизи железной дороги (возможные опасности иправила безопасного поведения).
Звездное небо.
01.10
40-43
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
находить на рисунке знакомые созвездия;
сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;
моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;
работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Заглянем в кладовые земли.
06.10
Практическая работа
44-47
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
находить на рисунке знакомые созвездия;
сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;
моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;
работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Про воздух….
08.10
48-51
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
….и про воду.
13.10
52-55
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;
описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Какие бывают растения.
15.10
56-59
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
устанавливать по схеме различия между группами растений;
работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
определять растения с помощью атласа-определителя;
оценивать эстетическое воздействие растений на человека;
работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Какие бывают животные.
20.10
60-63
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;
сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Невидимые нити.
22.10
64-67
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;
работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
читать и обсуждать стихотворение Б. Заходе-ра «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
II четверть - 16 часов
Дикорастущие и культурные растения
03.11
68-71
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствую щие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам;
находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;
сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Дикие и домашние животные
05.11
72-75
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
работать в группе: приводить примеры диких
и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;
находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;
сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Комнатные растения.
10.11
76-79
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
Работать в паре: определять с помощью атласа - определителя комнатные растения своего класса;
Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
Практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Животные живого уголка.
12.11
80-83
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
Работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа - определителя и учебника; использовать информацию из атласа - определителя для подготовки сообщения;
Рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Про кошек и собак.
17.11
84-87
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом - определителем;
Приводить примеры пород кошек и собак с помощью атласа - определителя;
Обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;
Работать в группе: использовать тексты учебника как образец выполнения заданий ( составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Красная книга.
19.11
88-91
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Работать в паре:выявлять причины исчезновения изученных растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;
Работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение и растении или животном из Красной книги России ( по своему выбору);
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Будь природе другом. Проект «Красная книга или Возьмем под защиту»
24.11
92-97
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;
Читать и обсуждать рассказы Б.Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
В ходе выполнения проекта дети учатся:
Распределять обязанности по выполнению проекта;
Извлекать информацию из различных источников;
Готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);
Составлять собственную Красную книгу;
Презентовать Красную книгу с использованием подготовительных наглядных материалов;
Оценивать свои достижения в выполнении проекта.
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа»
26.11
Проверочная работа
98 - 102
Выполнять текстовые задания учебника.
Оценивать
правильность/неправильность предложенных ответов.
Оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел «Жизнь города и села» - 10 часов
Что такое экономика.
01.12
104-107
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из разных источников сведения об экономики и важнейших предприятиях региона и своего города (села)и готовить сообщения;
Читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
Определять по фотографии деньги разных стран;
Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Из чего что сделано.
03.12
108-111
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Как построить дом.
08.12
112-115
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;
Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе (селе);
Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Какой бывает транспорт.
10.12
116-119
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Работать в паре: классифицировать средства транспорта,(предлагать вариант классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида).
Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;
Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Культура и образование.
15.12
120-123
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;
обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;
работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Все профессии важны. Проект «Профессии»
17.12
124-129
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;
работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;
обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;
читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);
интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;
подбирать фотографии их семейных архивов;
составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;
собирать материал в «Большую книгу профессий»;
презентовать работы;
оценивать результаты выполнения проекта
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села
22.12
Проверочная работа
Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
наблюдать над зимними погодными явлениями;
обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;
исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;
распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;
наблюдать поведение зимующих птиц;
формулировать выводы по материалу экскурсии;
оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии
В гости к зиме (экскурсия)
24.12
Экскурсия
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;
работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;
формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;
работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
III четверть - 22 часа
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии»
12.01
134 - 139
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
В гости к зиме.
14.01
130-133
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность - неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел «Здоровье и безопасность» - 9 часов
Строение тела человека.
19.01
4-7
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в группе: называть и показывать
внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;
работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Если хочешь быть здоров.
21.01
8-11
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;
обсуждать сбалансированное питание школь-ника;
работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;
формулировать правила личной гигиены;
характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;
демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Берегись автомобиля!
26.01
Практическая работа
12-13
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;
выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;
моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
оценивать свои достижения на уроке
Школа пешехода.
28.01
14-17
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Домашние опасности.
02.02
18-21
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать»)
правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Пожар!
04.02
22-25
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);
запомнить правила предупреждения пожара;
моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;
работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
На воде и в лесу.
09.02
26-29
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
запомнить правила поведения во время купания;
работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;
находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);
определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых осуществлять самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Опасные незнакомцы.
11.02
30-35
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;
моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;
работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;
работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
16.02
Проверочная работа
36 -40
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Раздел «Общение» - 7 часов
Наша дружная семья.
18.02
42-45
Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;
рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семенных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
формулировать понятие «культура общения»;
обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Проект «Родословная»
18.02
46-47
В ходе выполнения проекта дети учатся:
интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);
составлять родословное древо семьи;
презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;
оценивать свои достижения
В школе.
25.02
48-51
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;
моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Правила вежливости.
01.03
52-55
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
моделировать ситуации общения в различных ситуациях;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Ты и твои друзья.
03.03
56-59
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;
обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
обсуждать правила поведения за столом;
моделировать правила поведения за столом (практическая работа);
формулировать правила этикета в гостях;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Мы- зрители и пассажиры.
10.03
60-63
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;
обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение».
10.03
Проверочная работа
64-68
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Раздел «Путешествия» - 18 часов
Посмотри вокруг.
15.03
70-73
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;
анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Противопожарная безопасность на железной дороге
17.03
Характеризуют действия при пожаре; работают с терминологическим словариком; моделируют формы поведения в ситуации противопожарной безопасности; анализируют схему эвакуации из железнодорожных объектов в ходе учебной тревоги.
| Ориентация на местности. | 22.03 |
| 74-77 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе); практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
| Практическая работа | 24.03 | Практическая работа |
|
|
|
IV четверть - 14 часов |
| |||||
| Формы земной поверхности. | 06.04 |
| 78-81 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края; описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений); работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Водные богатства. | 08.04 |
| 82-85 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям); работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| В гости к весне (экскурсия). | 13.04 | экскурсия |
| Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; оценивать свои достижения на экскурсии |
|
| В гости к весне (урок). | 15.04 |
| 86-89 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлятьфоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Россия на карте. | 20.04 |
| 90-95 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте; работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Проект «Города России» | 22.04 |
| 96-97 | В ходе работы над проектом дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами); презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре ,группе) оценивать достижения свои и товарищей; оформлять стенд «Города России» |
|
| Путешествие по Москве. | 27.04 |
| 98-101 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Московский Кремль. | 29.04 |
| 102-107 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану; читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова; рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Город на Неве. Промежуточная аттестация Тест по теме: «Города России» | 03.05 | Промежуточная аттестация | 108-113 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ходить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета; читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Путешествие по планете. Крым и Севастополь. Их историческое значение для России. | 05.05 |
| 114-117 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами; формулировать выводы из изученного мате-риала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Путешествие по материкам. | 10.05 |
| 118-123 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного мате риала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Страны мира. Проект «Страны мира» | 12.05 |
| 124 -129 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках; пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций; оценивать свои достижения в выполнении проекта |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 17.05 | Проверочная работа | 130-133 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
| Впереди лето. | 19.05 |
| 134-139 | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
|
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
|
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
Рабочей программы
Книгопечатные.
- Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
-
А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
-
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
-
От земли до неба: атлас - определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
-
Трафимова Р.В. Секреты и диковинки окружающего мира. - Самара: Корпорация «Федоров», «Издательский дом «Федоров», 2000.
- Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.
-
Таблицы «Окружающий мир» для 2 класса:
- Таблицы «Символы России»
- Глобус.
- Муляжи овощей, фруктов, грибов.
- Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
- Коллекция полезных ископаемых.
Технические средства обучения
-
Классная доска с креплениями для таблиц;
-
Магнитная доска;
-
Ноутбук с принтером;
-
Магнитофон
-
Мультимедийный проектор
-
Экспозиционный экран
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.