Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 2 класс программа Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

иМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа с. Бабстово»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ И.В.Сулацкова

подпись

Протокол № 1

от «26»августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ Е.Е.Лазаренко.

подпись ФИО

Протокол № 1

от «28»августа 2015 г.

«Утверждено»

Директор

________ Г.В. Фирсова

подпись ФИО

Приказ № 72

от «28» августа 2015 г.





Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

УМК «Школа России»

для 2 «б» класса





Составитель: Лазаренко Евгения Евгеньевна, I кв. категория






с. Бабстово


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы под редакцией А.А. Плешакова.

Нормативно-правовая база реализации ФГОС:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  2. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  3. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования;
  4. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;
  5. приказом Минобрнауки России от 31.2014 № 256 «Федеральный перечень учебников»»
  6. приказом Минобрнауки России от 8.06 2015 № 576 «О внесении изменение в Федеральный перечень учебников»»
  7. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  8. письмом комитета образования от 10.04.2015 № 1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году»
  9. приказом МКОУ СОШ с. Бабстово № 59 от 04.06.2015 г.
  10. уставом школы протокол № 4 от 23.12.2014 г.
  11. авторская программа в соответствии с УМК «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 ч (34 учебных недели).

Учебный план.

четверть

часы

I четверть

16 часов

II четверть

16 часов

III четверть

22 часа

IV четверть

14 часов


итого

68 часов

Результаты освоения предмета «Окружающий мир».

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного курса. Человек и природа Природа -это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.

Человек и общество Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обшей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Самостоя-тельные работы

Экскурсии

Практические

работы

1 Где мы живем?

4

1



2 Природа

20

2

2

1

3 Жизнь города и села

10

1


1

4 Здоровье и безопасность

9


1

1

5 Общение

7



1

6 Путешествия

18

1

1

2


Итого

68

5

4

6









Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата

Вид работы

Страницы

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

I четверть - 16 часов

Раздел «Где мы живем» - 4 часа

Родная страна.

01.09

4-7

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;

работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


    Город и село.

    Проект «Родной село »

    03.09

    8-13

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

    работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;

    работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

    рассказывать о своём доме по плану;

    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    В ходе выполнения проекта дети учатся:

    распределять обязанности по выполнению проекта;

    подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

    собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;

    оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

    проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

    ухаживать за памятниками;

    помогать взрослым в благоустройстве;

    проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;

    оценить свои достижения в реализации проекта


      Природа и рукотворный мир.

      08.09

      экскурсия

      14-15

      Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

      различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

      работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

      приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

      работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

      обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

      формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


        Наш адрес в мире

        10.09

        16-17

        Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

        определять свой «адрес в мире»; работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира;

        сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества;

        называть свой домашний адрес;

        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

        Раздел «Природа» - 20 часов

          Неживая и живая природа.

          15.09

          24-27

          Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

          классифицировать объекты природы по существенным признакам;

          различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

          приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;

          работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

          устанавливать связи между живой и неживой природой;

          формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


            Явления природы.

            17.09

            экскурсия

            28-31

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

            приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

            анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

            рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

            практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


              Что такое погода.

              22.09

              Практическая работа

              32-35

              Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

              наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

              характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

              приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

              работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

              сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

              формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

              работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи


                В гости к осени (экскурсия).

                24.09

                Экскурсия

                Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

                наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

                определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе);

                оценивать результаты своих достижений на экскурсии


                  Берегись железнодорож

                  ного транспорта

                  29.01

                  36-39

                  Осваивают правила безопасного поведения; анализируют изображенные условные знаки(раскрывают закодированную в них информацию), работают с разрезными карточками; моделируют дорогу от дома до школы вблизи железной дороги (возможные опасности иправила безопасного поведения).


                    Звездное небо.

                    01.10

                    40-43

                    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

                    находить на рисунке знакомые созвездия;

                    сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

                    моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

                    знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

                    работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

                    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                      Заглянем в кладовые земли.

                      06.10

                      Практическая работа

                      44-47

                      Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

                      находить на рисунке знакомые созвездия;

                      сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

                      моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

                      знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

                      работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

                      формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                        Про воздух….

                        08.10

                        48-51

                        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

                        рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

                        работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

                        описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

                        наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

                        работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

                        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                          ….и про воду.

                          13.10

                          52-55

                          Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

                          рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

                          работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

                          описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

                          наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

                          работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

                          формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                            Какие бывают растения.

                            15.10

                            56-59

                            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                            устанавливать по схеме различия между группами растений;

                            работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

                            приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

                            определять растения с помощью атласа-определителя;

                            оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

                            работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;

                            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                              Какие бывают животные.

                              20.10

                              60-63

                              Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                              работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

                              работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

                              сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

                              формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                Невидимые нити.

                                22.10

                                64-67

                                Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

                                работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

                                читать и обсуждать стихотворение Б. Заходе-ра «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

                                формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

                                II четверть - 16 часов


                                  Дикорастущие и культурные растения

                                  03.11

                                  68-71

                                  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                  сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствую щие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

                                  работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам;

                                  находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

                                  сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

                                  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                    Дикие и домашние животные

                                    05.11

                                    72-75

                                    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                    сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

                                    работать в группе: приводить примеры диких

                                    и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

                                    находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

                                    сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);

                                    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                      Комнатные растения.

                                      10.11

                                      76-79

                                      Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                      Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

                                      Работать в паре: определять с помощью атласа - определителя комнатные растения своего класса;

                                      Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

                                      Практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

                                      Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


                                        Животные живого уголка.

                                        12.11

                                        80-83

                                        Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                        Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

                                        Работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа - определителя и учебника; использовать информацию из атласа - определителя для подготовки сообщения;

                                        Рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

                                        Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

                                        Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


                                          Про кошек и собак.

                                          17.11

                                          84-87

                                          Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                          Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом - определителем;

                                          Приводить примеры пород кошек и собак с помощью атласа - определителя;

                                          Обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

                                          Работать в группе: использовать тексты учебника как образец выполнения заданий ( составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце;

                                          Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


                                            Красная книга.

                                            19.11

                                            88-91

                                            Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                            Работать в паре:выявлять причины исчезновения изученных растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

                                            Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

                                            Работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение и растении или животном из Красной книги России ( по своему выбору);

                                            Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


                                              Будь природе другом. Проект «Красная книга или Возьмем под защиту»

                                              24.11

                                              92-97

                                              Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                              - работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

                                              Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

                                              Читать и обсуждать рассказы Б.Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»

                                              Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

                                              В ходе выполнения проекта дети учатся:

                                              Распределять обязанности по выполнению проекта;

                                              Извлекать информацию из различных источников;

                                              Готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);

                                              Составлять собственную Красную книгу;

                                              Презентовать Красную книгу с использованием подготовительных наглядных материалов;

                                              Оценивать свои достижения в выполнении проекта.


                                                Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа»

                                                26.11

                                                Проверочная работа

                                                98 - 102

                                                Выполнять текстовые задания учебника.

                                                Оценивать

                                                правильность/неправильность предложенных ответов.

                                                Оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

                                                Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

                                                Раздел «Жизнь города и села» - 10 часов

                                                  Что такое экономика.

                                                  01.12

                                                  104-107

                                                  Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                                  Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

                                                  Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из разных источников сведения об экономики и важнейших предприятиях региона и своего города (села)и готовить сообщения;

                                                  Читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

                                                  Определять по фотографии деньги разных стран;

                                                  Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение.

                                                  Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;


                                                    Из чего что сделано.

                                                    03.12

                                                    108-111

                                                    Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                                    Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

                                                    Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

                                                    Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


                                                      Как построить дом.

                                                      08.12

                                                      112-115

                                                      Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                                      Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

                                                      Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе (селе);

                                                      Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

                                                      Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


                                                        Какой бывает транспорт.

                                                        10.12

                                                        116-119

                                                        Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

                                                        Работать в паре: классифицировать средства транспорта,(предлагать вариант классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида).

                                                        Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

                                                        Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

                                                        Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


                                                          Культура и образование.

                                                          15.12

                                                          120-123

                                                          Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                          различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

                                                          извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

                                                          обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

                                                          работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

                                                          формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                            Все профессии важны. Проект «Профессии»

                                                            17.12

                                                            124-129

                                                            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                            рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

                                                            работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

                                                            обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

                                                            читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

                                                            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

                                                            В ходе выполнения проекта дети учатся:

                                                            распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);

                                                            интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

                                                            подбирать фотографии их семейных архивов;

                                                            составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;

                                                            собирать материал в «Большую книгу профессий»;

                                                            презентовать работы;

                                                            оценивать результаты выполнения проекта


                                                              Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села

                                                              22.12

                                                              Проверочная работа

                                                              Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

                                                              наблюдать над зимними погодными явлениями;

                                                              обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

                                                              исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

                                                              определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

                                                              распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

                                                              наблюдать поведение зимующих птиц;

                                                              формулировать выводы по материалу экскурсии;

                                                              оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии


                                                                В гости к зиме (экскурсия)

                                                                24.12

                                                                Экскурсия

                                                                Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

                                                                работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;

                                                                формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

                                                                обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;

                                                                работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;

                                                                формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

                                                                III четверть - 22 часа

                                                                  Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии»

                                                                  12.01

                                                                  134 - 139

                                                                  Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

                                                                  обсуждать выступления учащихся;

                                                                  оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


                                                                    В гости к зиме.

                                                                    14.01

                                                                    130-133

                                                                    Выполнять тестовые задания учебника;

                                                                    оценивать правильность - неправильность предложенных ответов;

                                                                    формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

                                                                    Раздел «Здоровье и безопасность» - 9 часов

                                                                      Строение тела человека.

                                                                      19.01

                                                                      4-7

                                                                      Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                      работать в группе: называть и показывать

                                                                      внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

                                                                      работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

                                                                      формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                        Если хочешь быть здоров.

                                                                        21.01

                                                                        8-11

                                                                        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                        рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

                                                                        обсуждать сбалансированное питание школь-ника;

                                                                        работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

                                                                        формулировать правила личной гигиены;

                                                                        характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

                                                                        демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

                                                                        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                          Берегись автомобиля!

                                                                          26.01

                                                                          Практическая работа

                                                                          12-13

                                                                          Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                          моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

                                                                          работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

                                                                          выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

                                                                          моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

                                                                          оценивать свои достижения на уроке


                                                                            Школа пешехода.

                                                                            28.01

                                                                            14-17

                                                                            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                            работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

                                                                            практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

                                                                            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                              Домашние опасности.

                                                                              02.02

                                                                              18-21

                                                                              Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                              объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

                                                                              работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать»)

                                                                              правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

                                                                              формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                Пожар!

                                                                                04.02

                                                                                22-25

                                                                                Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

                                                                                запомнить правила предупреждения пожара;

                                                                                моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;

                                                                                работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

                                                                                формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                  На воде и в лесу.

                                                                                  09.02

                                                                                  26-29

                                                                                  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

                                                                                  характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

                                                                                  запомнить правила поведения во время купания;

                                                                                  работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;

                                                                                  находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);

                                                                                  определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых осуществлять самопроверку;

                                                                                  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                    Опасные незнакомцы.

                                                                                    11.02

                                                                                    30-35

                                                                                    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                    характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

                                                                                    моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;

                                                                                    работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

                                                                                    работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

                                                                                    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                      Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

                                                                                      16.02

                                                                                      Проверочная работа

                                                                                      36 -40

                                                                                      Выполнять тестовые задания учебника;

                                                                                      оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

                                                                                      формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

                                                                                      Раздел «Общение» - 7 часов

                                                                                        Наша дружная семья.

                                                                                        18.02

                                                                                        42-45

                                                                                        Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;

                                                                                        рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семенных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

                                                                                        формулировать понятие «культура общения»;

                                                                                        обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

                                                                                        моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

                                                                                        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                          Проект «Родословная»

                                                                                          18.02

                                                                                          46-47

                                                                                          В ходе выполнения проекта дети учатся:

                                                                                          интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

                                                                                          отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

                                                                                          составлять родословное древо семьи;

                                                                                          презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

                                                                                          оценивать свои достижения


                                                                                            В школе.

                                                                                            25.02

                                                                                            48-51

                                                                                            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                            рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

                                                                                            обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

                                                                                            формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

                                                                                            оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

                                                                                            моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

                                                                                            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                              Правила вежливости.

                                                                                              01.03

                                                                                              52-55

                                                                                              Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                              обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

                                                                                              формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

                                                                                              моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

                                                                                              формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                                Ты и твои друзья.

                                                                                                03.03

                                                                                                56-59

                                                                                                Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

                                                                                                обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

                                                                                                обсуждать правила поведения за столом;

                                                                                                моделировать правила поведения за столом (практическая работа);

                                                                                                формулировать правила этикета в гостях;

                                                                                                формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                                  Мы- зрители и пассажиры.

                                                                                                  10.03

                                                                                                  60-63

                                                                                                  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                  обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

                                                                                                  обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

                                                                                                  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                                    Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение».

                                                                                                    10.03

                                                                                                    Проверочная работа

                                                                                                    64-68

                                                                                                    Выполнять тестовые задания учебника;

                                                                                                    оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

                                                                                                    формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

                                                                                                    Раздел «Путешествия» - 18 часов

                                                                                                      Посмотри вокруг.

                                                                                                      15.03

                                                                                                      70-73

                                                                                                      Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                      сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

                                                                                                      работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

                                                                                                      анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;

                                                                                                      формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                                        Противопожарная безопасность на железной дороге

                                                                                                        17.03


                                                                                                        Характеризуют действия при пожаре; работают с терминологическим словариком; моделируют формы поведения в ситуации противопожарной безопасности; анализируют схему эвакуации из железнодорожных объектов в ходе учебной тревоги.


                                                                                                          Ориентация на

                                                                                                          местности.

                                                                                                          22.03


                                                                                                          74-77

                                                                                                          Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                          работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);

                                                                                                          практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;

                                                                                                          знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

                                                                                                          формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


                                                                                                            Практическая работа

                                                                                                            24.03

                                                                                                            Практическая работа




                                                                                                            IV четверть - 14 часов


                                                                                                              Формы земной поверхности.

                                                                                                              06.04


                                                                                                              78-81

                                                                                                              Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

                                                                                                              работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;

                                                                                                              описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);

                                                                                                              работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;

                                                                                                              формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                Водные богатства.

                                                                                                                08.04


                                                                                                                82-85

                                                                                                                Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

                                                                                                                работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

                                                                                                                обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);

                                                                                                                работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;

                                                                                                                формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                  В гости к весне (экскурсия).

                                                                                                                  13.04

                                                                                                                  экскурсия


                                                                                                                  Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

                                                                                                                  наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

                                                                                                                  формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

                                                                                                                  оценивать свои достижения на экскурсии


                                                                                                                    В гости к весне (урок).

                                                                                                                    15.04


                                                                                                                    86-89

                                                                                                                    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                    рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

                                                                                                                    работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

                                                                                                                    моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

                                                                                                                    работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлятьфоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;

                                                                                                                    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                      Россия на карте.

                                                                                                                      20.04


                                                                                                                      90-95

                                                                                                                      Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                      сравнивать изображение России на глобусе и карте;

                                                                                                                      работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

                                                                                                                      учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

                                                                                                                      формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                        Проект «Города России»

                                                                                                                        22.04


                                                                                                                        96-97

                                                                                                                        В ходе работы над проектом дети учатся:

                                                                                                                        распределять обязанности по выполнению проекта;

                                                                                                                        в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

                                                                                                                        составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);

                                                                                                                        презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре ,группе)

                                                                                                                        оценивать достижения свои и товарищей;

                                                                                                                        оформлять стенд «Города России»


                                                                                                                          Путешествие по Москве.

                                                                                                                          27.04


                                                                                                                          98-101

                                                                                                                          Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                          находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;

                                                                                                                          работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

                                                                                                                          отличать герб Москвы от гербов других городов;

                                                                                                                          работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

                                                                                                                          формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                            Московский Кремль.

                                                                                                                            29.04


                                                                                                                            102-107

                                                                                                                            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                            обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

                                                                                                                            работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;

                                                                                                                            читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;

                                                                                                                            рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

                                                                                                                            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                              Город на Неве.

                                                                                                                              Промежуточная аттестация Тест по теме: «Города России»

                                                                                                                              03.05

                                                                                                                              Промежуточная аттестация

                                                                                                                              108-113

                                                                                                                              Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                              ходить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города;

                                                                                                                              работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;

                                                                                                                              отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

                                                                                                                              работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета;

                                                                                                                              читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;

                                                                                                                              формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                                Путешествие по планете.

                                                                                                                                Крым и Севастополь. Их историческое значение для России.

                                                                                                                                05.05


                                                                                                                                114-117

                                                                                                                                Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                                сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

                                                                                                                                работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

                                                                                                                                формулировать выводы из изученного мате-риала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                                  Путешествие по материкам.

                                                                                                                                  10.05


                                                                                                                                  118-123

                                                                                                                                  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                                  находить материки на карте мира;

                                                                                                                                  работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;

                                                                                                                                  предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;

                                                                                                                                  формулировать выводы из изученного мате риала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                                    Страны мира. Проект «Страны мира»

                                                                                                                                    12.05


                                                                                                                                    124 -129

                                                                                                                                    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                                    сравнивать физическую и политическую карты мира;

                                                                                                                                    находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;

                                                                                                                                    работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

                                                                                                                                    пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

                                                                                                                                    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

                                                                                                                                    В ходе выполнения проекта дети учатся:

                                                                                                                                    распределять обязанности по выполнению проекта;

                                                                                                                                    готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;

                                                                                                                                    подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);

                                                                                                                                    презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;

                                                                                                                                    оценивать свои достижения в выполнении проекта


                                                                                                                                      Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

                                                                                                                                      17.05

                                                                                                                                      Проверочная работа

                                                                                                                                      130-133

                                                                                                                                      Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

                                                                                                                                      определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку;

                                                                                                                                      читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;

                                                                                                                                      приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

                                                                                                                                      работать со взрослыми: за лето подготовить

                                                                                                                                      фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;

                                                                                                                                      формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


                                                                                                                                        Впереди лето.

                                                                                                                                        19.05


                                                                                                                                        134-139

                                                                                                                                        Выполнять тестовые задания учебника;

                                                                                                                                        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

                                                                                                                                        формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами


                                                                                                                                        Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

                                                                                                                                        обсуждать выступления учащихся;

                                                                                                                                        оценивать свои достижения и достижения других учащихся




                                                                                                                                        Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
                                                                                                                                        Рабочей программы

                                                                                                                                        Книгопечатные.

                                                                                                                                        • Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
                                                                                                                                        • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.

                                                                                                                                        • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.

                                                                                                                                        • А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

                                                                                                                                        • Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

                                                                                                                                        • От земли до неба: атлас - определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

                                                                                                                                        • Трафимова Р.В. Секреты и диковинки окружающего мира. - Самара: Корпорация «Федоров», «Издательский дом «Федоров», 2000.

                                                                                                                                        • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
                                                                                                                                        • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.
                                                                                                                                        Печатные пособия.
                                                                                                                                        • Таблицы «Окружающий мир» для 2 класса:

                                                                                                                                        • Таблицы «Символы России»
                                                                                                                                        Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование.
                                                                                                                                        • Глобус.
                                                                                                                                        • Муляжи овощей, фруктов, грибов.
                                                                                                                                        • Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
                                                                                                                                        Натуральные объекты.
                                                                                                                                        • Коллекция полезных ископаемых.

                                                                                                                                        Технические средства обучения

                                                                                                                                        • Классная доска с креплениями для таблиц;

                                                                                                                                        • Магнитная доска;

                                                                                                                                        • Ноутбук с принтером;

                                                                                                                                        • Магнитофон

                                                                                                                                        • Мультимедийный проектор

                                                                                                                                        • Экспозиционный экран

                                                                                                                                        Экранно-звуковые пособия

                                                                                                                                        Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.


                                                                                                                                        © 2010-2022