АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ К НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРИЕНТИРАМ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ К НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРИЕНТИРАМ Школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения), в основе которого лежат формирование системно-деятельностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современный учитель начальных классов должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование. Для этого учителю необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по - новому, чтобы быть в ногу со временем. Я считаю, что педагоги, которые сейчас работают в школе, ответственные люди, увлечённые своей работой, они постоянно находятся в творческом поиске и поэтому нам нужно просто хорошо вникнуть в суть нововведений и работать на благо ученика. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами, имеют основательную психолого - педагогическую подготовку. Но и этого мало. Нужна эрудиция, культура, жажда знаний, стремление к творчеству. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам. Ведь настоящий учитель - это личность, яркая личность. И без учителей, отдающих знание и своё сердце нашим детям, всё это может остаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями, не дойти до живого дела. Введение нового стандарта даёт возможность сформировать у учащихся основы умения учиться, способности организации своей деятельности, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками на уроке и во внеурочной деятельности. Мы задумались: как нам работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Важно, что учителя начальных классов нашей школы понимают, что основу ФГОС составляет деятельностно - компетентностная образовательная модель, что государственные образовательные стандарты ориентированы на приобретение учащимися в школе положительного социального опыта. Сегодня в школе нужны именно учителя с новым мировоззрением, владеющие передовыми технологиями обучения, готовые к работе в новых условиях, способные определить содержание и методологию образования в условиях введения ФГОС НОО. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать: - формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции. В 2014 -2015году учителя нашей школы активно включились в изучение, а затем и в введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеурочной деятельности обучающихся. В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме. Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования. В ней содержится конкретный план работы по введению государственных образовательных стандартов второго поколения в 2014-2015 учебном году. Была создана творческая группа педагогов по разработке основной образовательной программы начального общего образования и методическое сопровождение образовательного процесса в начальной по УМК «Школа России».

Переход на ФГОС НОО осуществлен через: 1. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС НОО. 2. Составление основной образовательной программы НОО. 3.Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО. 4. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС НОО. 5. Информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.

Нормативно-правовое обеспечение введения на ФГОС НОО Создана нормативно - правовая база, которая основывается на документах федерального, регионального уровня: · приказ об утверждении ООП НОО; · приказ об утверждении учебного плана; · приказ об утверждении УМК; · определены учебные рабочие программы; · утверждены программы внеурочной деятельности. · внесены изменения в должностные инструкции в связи с переходом на ФГОС (учитель начальных классов, заместитель директора по УВР). Выводы: - разработана основная нормативная база в соответствии с требованиями введения ФГОС; - в план школы были включены мероприятия по контролю введения ФГОС в начальной школе.

Методическое сопровождение перехода на ФГОС 1. Осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы и администрации. 2. Отслеживается занятость учащихся во внеурочной деятельности. 3. На МО начальных классов был рассмотрен вопрос: «Использование интерактивной доски как одно из средств повышения ИКТ-компетентности учителя». 4. Участие в городских мероприятиях: - участие педагогов в заседаниях районного методического объединения учителей начальных классов по вопросам реализации ФГОС НОО - участие администрации школы в семинарах по вопросам реализации ФГОС НОО

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО 1. Проведены классные и общешкольное родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на новые ФГОС. 2. Размещена информация о ходе введения ФГОС НОО на сайте школы.

Материально-техническое обеспечение перехода на ФГОС

1. В кабинетах начальных классов, был сделан ремонт.

2. Согласно требованиям СанПин в классах заменена ученическая мебель на регулируемую.

3. При организации обучения используется учебно-методический комплекс «Школа России». Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.

4. Установлены АМУ с интерактивной доской.

5. В школе организован доступ к сети Интернет. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности. Выводы: - перечень оборудования, необходимого в начальной школе для введения ФГОС, соответствует требованиям. В рамках перехода на новые образовательные стандарты - все учителя нашей школы прошли подготовку на курсах повышения квалификации (ФИРО)"Концептуальное положение и методы построения образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями российского законадательства и ФГОС"; часов: 42 - разработаны модули организации образовательного пространства начального (общего) образования и учебного плана - формируется образовательная среда кабинета начальных классов - оптимизируется управление образовательным процессом с привлечением возможностей информационной среды - разработано календарно-тематическое планирование на основе новых стандартов - разработана образовательная программа и воспитательная программа внеурочной деятельности начальной школы - составлен план методической работы в рамках ФГОС начального (общего) образования Обучение ведётся на основе УМК «Школа России». Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. В 2014-2015 учебном году внеурочная деятельность проходит по направлениям: 1. спортивно-оздоровительное 2. общеинтеллектуальное 3. общекультурное 4. социальное Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. В январе обучающиеся первого класса представили проект о растениях. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение полугодия проведёно несколько родительских собраний. На первом обсуждался вопрос «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». На собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников. Таким образом, под методической готовностью учителя к реализации ФГОС мы предлагаем понимать сложное, целостное интегративное явление, состоящее из взаимосвязанных друг с другом компонентов и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями. Мы надеемся, что реализация в нашей школе требований ФГОС позволит обучающимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.


© 2010-2022