Конспект урока обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока обучения грамоте

в 1 классе на тему: « Буквы Аа - Оо »

Педагог: Иванова Ольга Владимировна

Тип урока: изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с гласными звуками [а], [о] и буквами их обозначающими. Задачи:

  • предметные: создать условия для ознакомления учащихся со способами обозначения ударных звуков [а], [о] в письменной речи буквами Аа - Оо; формировать умения отвечать на вопросы учителя; выделять нужные звуки в потоке речи, характеризовать звуки;
  • метапредметные: развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, анализа и синтеза, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы;
  • личностные: создать условия для формирования внутренней мотивации обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности, формировать умения контроля и самоконтроля.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, презентация. Наглядные пособия: таблица «Звуки речи» из комплекта «Наглядные пособия к урокам обучения грамоте и русского языка: 1 класс» (авт. Кузьменко Н. С.) Ключевые слова: звук, буква, слово, предложение. Рабочие материалы для обучающихся: предметные картинки, карточки с обозначением гласных и согласных звуков, прозрачная пленка, маркер.
Авторы учебника: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина





№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия 1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне Приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку. Организует внимание школьников.

С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Всем работать, отвечать. - Хорошо, что прозвенел звонок и начинается урок. Ребята, что вы ожидаете от нашего урока? - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.





Высказывают свои мысли.

Настраиваются на работу.

УУД: - самооценка готовности к уроку (Л.); - положительное отношение к урокам обучения грамоте (Л.); - стремление к положительным результатам труда. (Л.) - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, возникновение проблемной ситуации - Мы вновь отправляемся с вами в увлекательное путешествие по Стране Знаний, где уже сделали много открытий. Думаю, сегодняшний урок не станет исключением. Первую остановку мы сделаем в Звукограде. Привлекает внимание детей к рисунку «Звукограда» на форзаце учебника. Давайте вспомним: -Почему этот город так называется? -Какие звуки вы знаете? Помогает строить высказывания детей о звуках речи с опорой на таблицу «Звуки речи». Подводит итог повторению.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать. - Какой речью мы сейчас пользовались? - Звуки нам помогают в устной речи. Организует работу по странице учебника. - Следующая наша остановка «Библиотека». - Что такое библиотека? - Зачем идут ребята в библиотеку? Я надеюсь, что со временем каждый из вас станет активным читателем школьной или городской библиотеки.

- А достаточно ли нам знаний о звуках речи, чтобы стать читателем?
Обобщают знания о звуках речи, строят деловые монологические высказывания на основе модели. Называют отличительные признаки гласных и согласных звуков и особенности их произношения.

















Рассматривают иллюстрацию на с. 59 Букваря. Создают и слушают высказывания о книгах, чтении на основе картинки букваря. Дают свои объяснения значения слова библиотека. Зачитывают определение слова из Толкового словаря. Осознают необходимость узнать буквы для обозначения звуков речи. Выражают желание научиться читать.
Предметные: - умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - спрашивать о значении незнакомых слов, уточнять значение слов, используемых в речи.
УУД: - ориентироваться на странице букваря; понимать задания, представленные в словесной и модельной форме (П.); - желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.); - интерес к работе по букварю (Л.); - слушать и понимать речь других (К.)







3. Постановка учебной задачи. Составление плана урока. Цель: обсуждение затруднения, проговаривание темы урока, составление плана работы
- Чему нам предстоит научиться? - Мы будем учиться письменной речи: учиться читать и писать. Все ребята в классе умеют читать? Значит, нужно этому научиться? А ребята, которые читать уже умеют, не только будут нам помогать, но и сами еще многому научатся. - А что нам предстоит изучить на сегодняшнем уроке? - Давайте составим план нашего урока.



Формулируют учебную задачу. Читают заголовок в учебнике «Узнаем буквы и учимся читать» и сравнивают со своими предположениями.


Формулируют тему урока с опорой на рамочки на с. 60. Составляют совместно с учителем примерный план урока в виде опорных картинок. УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя (Р.); - коллективно планировать действия для решения учебных задач (Р.); - соблюдать правила общения, формулировать мысли, высказывать суждения (К.) 4. «Открытие» учащимися новых знаний. Цель: решение учебной задачи, знакомство с буквами гласных звуков

  1. Знакомство с буквами Аа:
- Отгадайте загадку: Этот старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками в болото. (аист) - Выберите схему, которая подойдет к слову аист. Проверим. - Какой буквой можно обозначить звук а? Покажите эту букву в рамочке на странице букваря. - Что сделал аист?







- Буква А дарит вам рассказ о себе. Может быть, вы узнаете еще что-то новое.
2) Знакомство с буквами Оо: - Где аист свил гнездо? - Есть ли схема этого слова в учебнике? Давайте проверим. - Где мы можем использовать заглавную букву О? Найдите пример в учебнике.
Организует работу по с. 60 Букваря.
- Буква О тоже дарит вам рассказ о себе.


- Мы, конечно же, не будем прощаться с буквами А и О. А сможем ли мы их узнать среди других значков? Продолжим работу, но сначала немного отдохнем.




Отгадывают загадку.



Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слова ударный гласный звук и обозначают его буквой а.
Составляют предложение Аист свил гнездо. Работают со схемой предложения, определяют опасные места. Приходят к выводу о необходимости использования заглавной буквы А для написания первого слова в предложении.
Просматривают видеофрагмент о букве А, стараются узнать новое об изученной букве.
Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слова ударный гласный звук и обозначают его буквой о. Находят схему и запись предложения, где используется заглавная буква О.

Просматривают видеофрагмент о букве О, стараются узнать новое об изученной букве.
Находят новую букву среди значков звуков и знаков препинания. Запоминают образ букв Аа - Оо.

Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - создавать высказывания на основе различных источников; - составлять предложения, членить предложения на слова.
УУД: - узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме (Р.); -осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - ориентироваться на странице букваря; (П.); - понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.); - интерес к работе по букварю (Л.); - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) 5. Физкультминутка. Цель: создание условий для физической и психоэмоциональной разгрузки


Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой! Проговаривают стихотворение и имитируют действия аиста. - ценностное отношение к здоровому образу жизни (Л.)
6. Первичное закрепление. Цель: повторение нового знания, постановка новых букв в слова для их различения в письменной речи - В доме, где аист свил гнездо, живут две девочки: Аня и Оля. Сделаем еще одну остановку. Давайте познакомимся с девочками. Составим схемы их имен. Это задание выполним в парах.
Организует работу в парах, оказывает помощь.
- Что вы можете сказать о схемах, которые получились? -Как же нам узнать, где Аня, а где Оля? -Давайте поставим буквы в слова. Какой буквой обозначим звук а? Звук о? А какие буквы нам нужны заглавные или строчные? Почему? - Теперь знаем, где чье имя? -Какую же роль выполняют буквы в письменной речи? Так же, как разные звуки в устной речи помогают узнать разные слова, буквы в письменной речи помогают нам отличить одно слово от другого.
Вспоминают правила работы в парах: - думаю сам; -высказываю свое мнение; -выслушиваю соседа; -приходим к общему мнению. Работают в парах под руководством учителя. Моделируют звуковой состав слов Аня и Оля, отражая после-довательность звуков и их характеристику. Проверяют правильность составления звуковых схем. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, учатся соблюдать правила речевого поведения. Осознают необходимость поставить буквы для обозначения первых звуков.


Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - различать звуки и буквы.
УУД: -умение представлять информацию в виде схемы (П.); - совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их причины (Р.); - интерес к работе по букварю (Л.); - умение видеть и признавать свои ошибки (Л.); - совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им (К.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: проверка умения обозначать гласные звуки изученными буквами -А сейчас вы попробуйте самостоятельно обозначить гласные звуки в словах буквами-именинницами. Будьте внимательны! Организует индивидуальную работу по картинкам и схемам на с.61 учебника. Оказывает помощь в случае затруднения.
-Проверим выполнение задания. Надеюсь, что у вас все получилось!
Формулируют задания, представленные схематически. Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слов ударные гласные звуки и обозначают их буквами. Проверяют правильность выполнения задания с опорой на образец. Оценивают свою деятельность. Осуществляют квази-чтение с опорой на модель. Предметные: - умение применять знания на практике; - правильно называть буквы, соотносить их со звуками;
УУД: - различать способ действия и результат, оценивать последний (Р.); - умение удерживать учебную задачу, интерес к работе по букварю (Л.); - соблюдать правила общения, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: обучение чтению сочетаний гласных букв -Ребята, давайте проверим по нашему плану, все ли мы выполнили. - Мы познакомились с буквами Аа и Оо, которые обозначают гласные звуки в письменной речи. Что мы теперь можем сделать? -Порадуем буквы А и О своим чтением. Я думаю, что это получится у всех! Организует дифференцированную работу учащихся по чтению сочетаний и предложений. Оценивают выполнение работы в соответствии с планом.



Читают хором сочетания гласных букв на с. 60 с опорой на ударение. Читающие дети читают предложения на с. 61, остальные - дополняют их нужными словами. Предметные: - применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения); - читать правильно и плавно по слогам. УУД: - желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.); - интерес к работе по букварю (Л.); - удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.) 9. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса - Все ли задачи, которые ставили на урок выполнили? - Какие задания понравилось больше выполнять? - Что вызвало затруднения? Как с ними можно справиться? - Кому было трудно на уроке, хлопните в ладоши. - Кому было неинтересно на уроке? - Кому понравилось на уроке - хлопните в ладоши! - У кого все получилось на уроке, похлопайте в ладоши. - И сегодня мы вместе с вами пришли в новый город - Буквоград.
Организует работу по форзацу учебника.
Кто там живет? Найдите домик, в котором живут буквы А и О. Как вы думаете, что мы будем делать на следующих уроках? «Как хорошо уметь читать!» - совсем скоро скажет каждый из вас. А сегодня мы только начали знакомиться с буквами русского алфавита, русской азбуки. «Азбука - к мудрости ступенька». Я верю, что каждый из вас стал сегодня умнее и мудрее. Удачи вам на следующих уроках! Оценивают выполнение работы и подводят итог урока. Делают умозаключения, выводы.


Показывают с помощью хлопков оценку своей деятельности.











Осознают необходимость дальнейшего изучения букв. Выражают желание продолжить учиться читать.
УУД: - определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью (Р.); - стремление к положительным результатам труда, развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении (Л.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)



© 2010-2022