Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки (4 класс)

Русск.яз 4 кл.

Тема: Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки

Цель: систематизировать знания об именах существительных.

Задачи: Обучающая - сформировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен

существительных, формировать умение находить имена существительные в тексте, умение распознавать

имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, тренировать

умение определять род и склонение существительных, изменять существительные по числам и падежам.

Развивающая - развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и

обобщать. Воспитательная - воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности,

любовь и бережное отношение к русскому языку.

I.Организационный момент.

II.Чистописание.

  1. Правильно сформулируй задание, выполни и узнай, какую букву мы будем писать на чистописании.

Слайд 2

тяжелый - легкий

трудолюбивый -

правда -

правый -

грубый -

Нужно подобрать антонимы - слова противоположные по смыслу. Все подобранные слова начинаются с буквы Л.

2. а в ж и ы э

б з ?

Буквы расположены в алфавитном порядке. Вставить надо букву Ь

3. Пошел, новинки, ослепительный, замазка.

А) Буква находится в приставке глагола и прилагательного, в корне существительного множественного числа. Это буква О. Пошел- приставка ПО, ослепительный - приставке О, новинки - корень НОВ.

Б) Буква находится в суффиксе существительного единственного числа. В существительном замазка суффикс К.

В) Буква находится в корне и суффиксе прилагательного. Это буква Е. В прилагательном ослепительный корень СЛЕП и суффикс ИТЕЛЬ.

4.Запишите соединения букв.

III. Словарная работа.

- Составьте из букв слово. Колье.

- Назовите лексическое значение слова.

Слайд 3

Колье - украшение на шею из драгоценный камней. Произошло от французского слова «collier» -ошейник, от латинского «collum» - шея.

IV. Фонетический разбор слова «колье».

1. Разбор слова.

2. Расскажите о слове как о речи.

Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, среднего рода, 2 склонения, ед.числа.

Несклоняемое.

V. Постановка цели.

Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об имени существительном, говорить в постоянных и непостоянных признаках.

VI. Работа по теме.

1. Дать определение имени существительному.

-Что такое имя существительное? Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?

Слайд 4-5

- Почему его так назвали?

Это самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное.

2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

-На какие 2 группы можно разделить существительные в зависимости от вопроса, на который они отвечают? Одушевленные и неодушевленные.

- Какие имена существительные мы относим к одушевленным? Люди, животные.

Слайд 6

- Это постоянный признак имен существительных или нет? Докажите. Постоянный. Одушевленные имена существительные не могу стать неодушевленными и наоборот.

3. Собственные и нарицательные.

- Еще на какие 2 группы можно разделить существительные? Собственные и нарицательные.

- Какие существительные мы называем собственными? Это имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, морей, стран…

Слайд 7

- Запиши предложение. Подчеркни имена собственные, найди неодушевленные имена существительные.

Мой друг Вася идет гулять с собакой Стрелкой по берегу реки Быстринки.

- Собственность и нарицательность это постоянный или непостоянный признак? Постоянный.

4. Род имен существительных.

На какие 3 группы можно разделить существительные? Мужской, женский, средний род

Мяч, растение, мышь, роза ,клоун, сердце, ветка, подарок, солнце .

Слайд 8

Какого рода существительные Мяч, клоун, подарок.

- Какие слова можно подставить к существительным мужского рода? Он мой

Какого рода существительные Мышь, роза, ветка.

- Какие слова можно подставить к существительным мужского рода? Она моя.

Какого рода существительные Растение, сердце, солнце.

- Какие слова можно подставить к существительным мужского рода? Оно мое.

- Род - это постоянный признак или нет? Почему? Постоянный.

Слайд 9

Из букв данного слова образуйте новое, сохраняя все буквы. Полученные пары запишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. Например: весна - навес.

Валик, лето, атлас, сосна, кулак, камыш, ложа, уклон.

Валик- вилка, лето- тело, атлас - салат, сосна - насос, кулак - кукла, камыш - мышка, ложа - жало, уклон - клоун.

Существительные общего рода.

Слайд 10

Некоторые существительные с окончаниями -а, -я могут называть как лиц мужского так и женского рода.

Например: маленький плакса - маленькая плакса страшный неряха - страшная неряха такой ябеда - такая ябеда

5. Склонение имен существительных.

На какие еще 3 группы можно разделить существительные. 1, 2, 3 склонение.

Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Слайд 11

1 скл.- м.р. и ж.р. - а, -я.

Слайд 12

2 скл. - ср.р. -о, е м.р. -

Слайд 13

3 скл. - ж.р. -

- Как определить склонение существительного? Определить род и окончание.

- А если существительное в предложении стоит не в начальной форме? Поставить в начальную форму - И.п. ед. числа.

- Склонение - это постоянный признак? Постоянный.

Слайд 14

Запиши слова в 3 столбика по склонениям. Акация, картофель, пальто, морковь, заря, сирень, щавель, комната, облако ,пассажир, мебель, библиотека, лестница, акварель.

Физминутка

Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род - руки вниз, женский - руки на пояс, руки вверх.

Дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы.

У имен существительных, имеющих только форму множественного числа род и склонение не определяется.

6. Число имен существительных.

Как изменяются имена существительные? По числам и падежам.

Слайд 15

Все ли существительные изменяются по числам? Нет.

Найдите и подчеркните в предыдущем задании существительные, которые не изменяются по числам.

Слайд 16

Остальные существительные измени по числам.

Приведите примеры существительных, которые имеют только форму множественного числа. Ножницы, брюки, чернила, коньки, весы, грабли, духи, щипцы, прятки.

- Число имен существительных - это постоянный признак? Нет.

Запиши существительные в 3 столбика: 1 - которые бывают только в ед.числе, 2 - которые бывают только во множественном числе, 3 - те, которые могут быть и в единственном и во множественном числе.

Слайд 17

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, перчатки, чернила, кашель, воз, дрова, молоко, валенки, капуста.

железо сани обед

смех ворота полотенце

трусость ножницы пожар

кашель кудри перчатки

молоко чернила воз

капуста дрова валенки

Слайд 18

Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. К полученному тексту составьте свою концовку. Выделите окончания существительных во множественном числе.

Уши с.вы имеют внешний клапан. Пр.рода созд.ла с.ву замечательным охотником. Гл.за видят в полной т.мноте. Это пом.гает ей лучше слышать. Мя.кие пер.я обеспечивают бесшумный п.лет.

предлож.

Имена существительные

в ед. числе

во множ. числе

1

3

-

2

2

1

3

-

-

4

1

1

5

1

1

- Почему сову называют замечательным охотником?

Совы видят только прямо перед собой, глаза сов не умеют двигаться. Их шикарная возможность - вертеть головой - компенсирует этот недостаток. Совы могут поворачивать голову почти на 270 градусов. Совы обладают способностью видеть в 3-х измерениях. Совы не видят в кромешной тьме. Пойманная и посаженная в темную комнату сова не видит мышь не только в темноте, но и при освещении мыши красным светом(потому что его не различает). Но стоит мыши пискнуть или пошевелиться, как она тут же на нее бросается.

Совы - единственные птицы, у которых наружное ухо состоит из складок кожи. Уши расположены немного несимметрично, что позволяет точно определять направление на источник звука. Точность определения звука у совы феноменальна - менее одного градуса по вертикали и горизонтали. Совы могут слышать звуки частотой от 2 Гц (человек - в лучшем случае от 16). Особый вид сов - сипухи, которые при охоте полагаются исключительно на слух. Другие совы используют для этого еще и свое зрение.

На передней части крыльев сова имеет особые неровности, вызывающие завихрения воздуха. Это уменьшает шум от крыльев, и делает полет бесшумным.

Слайд 19

Проверка.

7. Склонение имен существительных.

Как еще изменяются имена существительные? По падежам.

Как называется изменение существительных по падежам? Склонение. Сколько падежей в русском языке? 6

Назови падежи с вопросами.

Слайд 20

Просклонять: сестра, море.

Падеж - это постоянный признак? нет

8. Синтаксическая роль в предложении.

Какими членами предложения может быть имя существительное. Главными и второстепенными.

VII. Вывод.

Слайд 21

Постоянные признаки

Непостоянные призн.

Род

Склонение

Одушевленное -неодушевл.

Собственное- нарицательное

Число

Падеж

VIII. Морфологический разбор имени существительного.

Найти в тексте про сову существительное в творительном падеже и сделать его разбор. Это существительное «охотником».

Слайд 22

IX. Итог.

X. Домашнее задание:

Слайд 23


© 2010-2022