• Преподавателю
  • Начальные классы
  • СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим меняется и образование. В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Федерации был утверждён новый ФГОС начального общего образования. В связи с этим в 2010-2011 учебном 1 классы государственных учреждений, в том числе и наша школа, перешли к реализации нового образовательного стандарта. В начальной школе преподавание ведётся по УМК « Планета знаний», которое соответствует требованиям нового образовательного стандарта. Многие кабинеты начальной школы оснащены современными интерактивными комплексами. Техническими составляющими таких комплексов являются: ноутбук, мультимедийный проектор и интерактивная доска. Обучение строится с учётом последних достижений в науке и в технике. Используются современные педагогические и информационные технологии. Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. В своей книге «Педагогическая технология: проблема классификации и реализации», 2005г. М.Ю.Олешков приходит к выводу, что отличительными чертами педагогической технологии являются: - универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета");
- воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;
- тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов;
- управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
- системность в выборе компонентов. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает методику из разряда технологий. Любая педагогическая технология универсальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция - репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях обязательного достижения уровня образованности, определяемого государственным стандартом. Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. В практике своей работы использую следующие технологии:
  1. Метод проектов как условие организации учебной деятельности младших школьников.
    В работе над этой технологией мне помогают материалы, предоставленные старшим преподавателем кафедры начального образования ГБОУ ДПО СКИРО ПКиПРО Астрецовой Н.В. В соответствии с данной технологией мной был разработан проект для 2 класса, рассчитанный на 3 часа, по теме: «Виды информации». Подала заявку на рассмотрение этой работы на портале « О детстве». Работа над проектной деятельностью ведётся систематически. В 1 классе учащиеся разработали и защитили на научно- практической конференции проект под названием: «Одежда, головные уборы». В настоящий момент мы работаем над новым проектом «Создание рисованного мультфильма», с использованием интерактивной доски.
2.Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе.
Можно выделить 6 основных типов взаимосвязанных уроков, которые сопровождаются МУЛЬТИМЕДИА Типы уроков:
  • Работа с информационным текстом;
  • Работа с художественным текстом;
  • Взаимообучение;
  • Дискуссия;
  • Письмо;
  • Урок-исследование;
Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты.

Все эти уроки сопровождаются Видеофрагментами (постановочные сюжеты: опыты, природные и физические явления, отснятые с образовательными целями); Медиалекциями (мультипликация явления, сопровождающая голосом диктора и звуковыми эффектами, или слайд-шоу, также сопровождающиеся дикторским текстом); Анимированными картами и схемами (текст диктора поясняется динамической графикой на картах и схемах); Интерактивными картами и схемами (появление звукового, текстового или графического объяснения управляется пользователем при помощи нажатия кнопок, клавиш); Реконструкциями (анимированные или видеореконструкции событий или явлений, которые нельзя по каким-либо причинам заснять в настоящее время, например исчезнувшие памятники ушедших цивилизаций); Видео/фотодокументами (фотографии и кинофильмы из частных или государственных архивов); Аудиофрагментами (звукозаписи); Панорамами (панорамное представление информации: изображение можно двигать и вправо, и влево на 3600). Создаётся впечатление, что обозреватель поворачивается вокруг своей оси. Щёлкнув на любой объект на панораме пользователь может получить либо аудио-, видеоиллюстрацию, либо др. медиаобъект.
3.Технология проблемно-диалогического обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Такая технология сейчас очень актуальна, обучающиеся включаются в деятельность на каждом этапе урока. Как раньше, так и сейчас процесс учения преобразуется в процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.Ученик ведёт активную самостоятельную практическую деятельность для решения проблем. Развивается мышление. В связи с этим идёт структурирование учебного материала. Формируется мотивация к учебной деятельности. Вопросы мотивации к учению являются очень важными для нашей школы, которые отражаются в общешкольной методической теме. Появился важнейший принцип проблемного изложения учебного материала - сообщать знания в их движении. На современном этапе учитель выступает в роли помощника решения проблем, осуществляет проверку этих решений и руководит процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций.
В своей практической деятельности руководствуюсь лекциями, брошюрами и материалами, составленными и разработанными доцентом кафедры начального образования, к.п.н. ГБОУ ДПО «СКИРО ПКиПРО» Хижняковой О.Н.
4.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Критическое мышление - это направленное мышление. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Используются когнитивные навыки и стратегии, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Эта технология универсальна и позволяет эффективно использовать её любому учителю, потому что на каждом уроке предполагается работа с печатным или письменным текстом. Она направлена на достижение метапредметных образовательных результатов. Дети познают мир. Поэтому рассматриваются серьёзные вопросы, выдвигаются оригинальные идеи, учитель выступает в роли помощника. Критическое мышление формируется в дискуссиях, обсуждениях, письменных работах и всевозможных работах с текстом. Учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений. Основу каждого урока составляет базовая модель трёх стадий: вызов - осмысление - рефлексия и использование различных приёмов: кластеры, синквейны, корзины идей, бортовые журналы, дерево предсказаний, инсерт, двойные дневники, чтение с остановками, аргументированные эссе. Использование данных методов и приёмов позволяет не только обеспечить более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализует идею связей материала, его структурирования самим ребёнком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создаёт необходимый внутренний мотив к процессу учения.Тем самым, у каждого ребёнка создаётся целостное когнитивное (познавательное) поле, которое объединило все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, умения и навыки(конечно же это в идеале). Эту тему хорошо раскрыла в своих лекциях для преподавателей начальных классов О.Н. Хижнякова.
5.Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Это система методов и приёмов работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения, способствующих развитию читательской компетентности обучающихся и формированию правильной читательской деятельности.
Если другие педагогические технологии нам уже были известны, то с этой педтехнологией мы познакомились совсем недавно, проходя очно-заочные дистанционные курсы повышения квалификации в январе 2014 года в г. Ставрополе. Усилиями нашей группы учителей, состоящей из трёх человек, мы разработали модель урока по данной технологии по УМК «Планета знаний», литературное чтение, 2 класс, по теме: В.А.Осеева «Волшебное слово».
Использую следующие методы и приёмы:
  • Антиципация - предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
  • Анализ текста - особый вид работы с текстом литературного произведения с целью читательского освоения данного произведения, создания его читательской интерпретации и корректировки объективным авторским смыслом.
  • Диалог с автором - приём работы с текстом во время его чтения, определяющий умения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, это своего рода «беседа с автором» через текст.
    Важная особенность заключается в том, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта, превращаются в средства создания образов. Как, почему за обычными словами возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

6.Технология организации контрольно-оценочной деятельности учителя с учётом требований ФГОС.
Результативность - гарантированное достижение запланированного уровня усвоения.
Диагностическое целеполагание (таксономия). Деятельностный подход, заложенный в основе любой технологии, состоит в том, что достижение каждой дидактической цели может быть проверено, и это должно быть обосновано на этапе проектирования.
Экспертиза качества образования: 1) входной контроль - для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, для актуализации изученного ранее; 2) текущий или промежуточный - после каждого учебного этапа с целью выявления пробелов усвоения материала и необходимой коррекции; 3) итоговый - для оценки уровня усвоения материала.
Форма оценки уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе, разноуровневого характера) проводится тестирование и используются рейтинговые шкалы оценки. 7.Технология игровой деятельности.
Она является одной из уникальных форм и позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если вложить метапредметное содержание в игровую оболочку, то решим одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности 8.Метод исследования.
В настоящее время усилилась роль исследовательского метода. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Теперь обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий. Подводя итоги, можно сказать, что работая по УМК «Планета знаний» и, используя, современные педагогические и информационные образовательные технологии, улучшаются результаты педагогической деятельности. Предметные результаты: наблюдается рост качества знаний; Метапредметные результаты: выявлена положительная динамика уровня сформированности универсальных учебных действий. Личностные результаты: повышение учебной мотивации, положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях, готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде, стабильная занятость в кружках (100%). Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всѐ начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всѐ началось сначала. В.П.Беспалько


Список литературы 1.. Беспалько, В. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В. - М.: Педагогика,1989. - 182 с 2. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев // Директор школы. - М. - 2006. - Вып.4. - 192 с. 3.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологии. - 2006. - Т. 1. - 816 с. 4.. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с. 5.Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. -Ставрополь: СКИПКРО, 2006.- 68 с. 6. Хижнякова О. Н. Проблематика проектирования учебной деятельности младших школьников в условиях вариативности начального общего образования. // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы XII годичного научного собрания СКСИ. / Под ред. Е. Н. Шиянова, Н. Г. Сикорской. - Ставрополь: СКСИ, 2005. - С. 176-178.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


О.В.Садовникова, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №2

7


© 2010-2022