Рабочая программа 8 вида по письму на основе риования

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9







ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

VIII вида

ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ НА ОСНОВЕ РИСОВАНИЯ



Учитель Лежнева

Вера Викторовна











г. Камышин

2015-2016 уч.год

Общее описание инновационного продукта.


Индивидуальная рабочая программа по обучению письму на основе рисования появилась в результате работы с учениками начальной школы, занимающимися по программе VIII вида. Глоссарий: диагностика, коррекция, планирование коррекционно-развивающей работы на диагностической основе. Каждый учитель, составляющий программы индивидуального обучения, исходит из индивидуальных потребностей ребенка. Поэтому материалов подобного вида существует великое множество. Свою роль я вижу в том, чтобы помочь каждому ученику освоить учебный материал, адаптироваться к жизни в обществе, уметь применять полученные знания. Замечено, что занятия, связанные с искусством, рождают творческую энергию детей и делают их активными участниками процесса познания. Работать в данном направлении меня побудил мой предыдущий опыт, а именно работа над темами «Активизация мыслительной деятельности ученика коррекционной школы», «Использование изобразительной арт-педагогики в работе с умственно отсталыми детьми». Изучение трудов С.Д. Забрамной и длительная работа в составе городской ПМПК явились для меня мотивацией для освоения приемов изобразительного искусства, посредством которых можно обучить школьников письму. Данный инновационный продукт помогает - построить собственную траекторию обучения каждого ученика - изменять организацию процесса обучения, формируя навыки письма через рисование и музыку - рационально организовать познавательную деятельность Теоретическая база моего опыта опирается на работы педагогов практиков: Бетенски М. «Что ты видишь? Новые методы арт-терапии», Забрамная С.Д. «Развитие ребенка в ваших руках», Калинина Т.В. «Альбом с кляксами. Основы языка». Данная программа отличается тем, что вобрала в себя опыт работы вышеназванных педагогов.

1. Литература для учителя:

Алексеева, Л. Н. «Музыка родной природы: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов» М. Просвещение, 2001. 2. Забрамная С.Д. «Развитие ребенка в ваших руках» 3. Калинина Т.В. «Альбом с красками. Основы языка» 2. Информационно-коммуникативные средства. Компьютер, музыкальный центр. 3. Наглядные пособия. Альбомы с демонстрационным материалом. Фотографии и репродукции картин художников 4. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok 5. Учебно-практическое оборудование. 1. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.). 2. Ящики для хранения таблиц. 6. Специализированная учебная мебель. Письменный стол. В рабочей программе индивидуальное обучение письму представлено планированием, которое составлено в соответствии с проектом СФГОС и ориентировано для работы по программе В. В. Воронковой. Предлагаемая программа разработана также на основе системно-деятельностного подхода с использованием принципов творчества, вариативности и гуманности. Специфика её состоит в интеграции письма и рисования а также в параллельном, одновременном использовании программы Т.В. Калининой, кандидата педагогических наук, заслуженного работника культуры РФ «Альбом с кляксами. Основы языка». При проведении занятия учитывается то, что дети с умственной отсталостью не могут долго заниматься одной и той же деятельностью. Поэтому я предлагаю дробную структуру занятия, где предусматриваются различные по характеру части, в которых можно изменять обстановку, обеспечивать свободное передвижение ученика по помещению. Выполняя игровое задание, связанное с рисунком, ученик интуитивно включает в него опыт личных переживаний, учится аккуратной работе с красками и фломастерами, тем самым раскрепощается и получает удовольствие от работы. Эта часть занятия может плавно переходить в освоение написания букв. Использование музыки П.И. Чайковского поможет создать эмоциональный фон для проведения урока или перемены. В результате обучения приобретаются основные знания, умения и навыки, осваиваются различные способы деятельности. Приобретенный опыт может использоваться в практической деятельности, повседневной жизни. Процесс овладения письмом вызывает у ребенка эмоционально-положительную реакцию, дает ему возможность адаптироваться в общество.





Пояснительная записка Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212., 23.12.2002 г., Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г., Единой концепцией специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Рисование - один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания обучающегося, коррекции их познавательной деятельности. Рисуя, ребенок вполне может научиться писать. Цели и задачи программы: Цель: посредством воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы формировать личность умственно отсталого ребенка, обучить рисованию и письму,, воспитать у него положительные навыки и привычки, Задачи курса « Письмо на основе рисования» - развитие аккуратности, настойчивости, самостоятельности в работе; - формирование целенаправленной деятельности; - развитие у ребёнка чувства формы и цвета предметов; - развитие мелкой моторики; - развитие графических умений; - развитие зрительного восприятия; - усвоение письменного начертания букв. Остановимся на принципах, которые лежат в основе данной программы. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности во время занятий. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьника, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений. Принцип вариативности дает возможность развивать у обучающегося вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант. В результате обучения ребенок приобретает основные знания, умения и навыки, осваивает различные способы деятельности, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Форма организации образовательного процесса

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьника с выраженным недоразвитием интеллекта используются следующие методы и приёмы:

- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания), по образцу и самостоятельно;

- рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста; В ходе работы ученик учится слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры. Во время занятий рисованием используются различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они связаны с игровой и предметно-практической деятельностью обучающегося. Большое место отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они представляют собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их. В ходе занятий большая роль отводится обучению обучающегося раскрашиванию. Для него характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания. Большое внимание в работе уделяется упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить обучающегося различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 69 часов в год (это время отводится на уроки письма).

3. Требования к уровню подготовки обучающегося:

к концу 1 класса обучающийся должен уметь:

- Правильно сидеть при рисовании;

- Правильно держать карандаш;

- Рисовать линии в разном направлении на нелинованной бумаге;

- Обводить по трафарету и шаблону;

- Раскрашивать в пределах границ рисунка;

- Штриховать в разных направлениях;

- Рисовать геометрические фигуры по точкам и самостоятельно и на их основе знакомые предметы;

- Уметь писать в строчке;

- Соблюдать наклон при письме;

- Писать элементы букв по обводке и самостоятельно

- Владеть простейшим орнаментированным рисованием

4.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа имеет 2 раздела: «Развитие графических умений (Подготовка к письму)», «Подготовка к написанию букв (Элементы букв):

Развитие графических умений (Подготовка к письму).

Подготовительные уроки

Правила посадки при письме.

Упражнения в правильном удержании карандаша.

Рисование линий на нелинованной бумаге

Рисование вертикальных линий разной длинны.

Рисование вертикальных линий по заданию.

Рисование вертикальных линий от начальной точки.

Рисование горизонтальных линий разной длинны.

Рисование горизонтальных линий по заданию.

Рисование горизонтальных линий от начальной точки.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам.

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях.

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки.

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам.

Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

Обводка по шаблону и трафарету, раскрашивание

Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: овощи.

Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: фрукты.

Обводка по шаблону и раскрашивание: огурец, помидор.

Обводка по шаблону и раскрашивание: яблоко груша.

Обводка и раскрашивание кругов.

Обводка и раскрашивание квадратов.

Штриховка

Штриховка кругов.

Штриховка квадратов.

Рисование геометрических фигур и на их основе знакомых предметов

Рисование круга.

Рисование знакомых предметов на основе круга - мяч, шар, яблоко.

Рисование квадрата.

Рисование знакомых предметов на основе квадрата - флажки.

Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.

Рисование геометрических фигур по тонким линиям (обводка).

Рисование геометрических фигур по ориентировочным точкам.

Орнаментное рисование

Обведение клеток по образцу.

Обведение клеток по точкам.

Рисование геометрических фигур по клеткам.

Соединение палочек в разных сочетаниях.

Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний.

Рисование орнамента из геометрических фигур.

Составление из обведенных клеток орнаментов.

Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний в строчке.

Подготовка к написанию букв (Элементы букв)

Написание наклонных коротких палочек.

Написание наклонных длинных палочек. Написание палочек с закруглением внизу.

Написание палочек с закруглением вверху.

Написание овалов.

Написание полуовалов.

Закрепление по теме: «Написание элементов букв»

6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем письма

Часы учебного времени

Дата

Комбинаторные игры «Кляксы»

1 четверть (18 часов)

1-2

Рисование вертикальных линий разной длины «Дождик»

2


Цветовая палитра. Смешение красок.

3-4

Рисование вертикальных линий по заданию. «Дорожки»

2


Ветер. Цветы распускаются.

5-6

Рисование вертикальных линий от начальной точки. «Зайчик»

2


Замок феи цветов..

7-8

Рисование горизонтальных линий разной длины. «Тропинки»

2


Вечер, тучи.

9-10

Рисование горизонтальных линий по заданию. «Ступеньки»

2


Далекий лес.

11-12

Рисование горизонтальных линий от начальной точки. « В гости».

Проверочная работа.

2


Айсберги.

13-14

Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. «Лесенка»

2


Замок Снежной королевы.

15-16

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях. «Листопад»

2


Хоровод листьев.

17

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки. «Солнышко»

1


Облака и молнии.

18

Контрольная работа

1


Чайковский «Октябрь».

Замок в лесу.

2 четверть (14 часов)

19-20

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам. «Флажок»

2


Одуванчики.

21-22

Дорисовывание предметов знакомыми линиями. «Ёлочка», «Домик»

2


Насекомые.

23-24

Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: овощи.

2


Прогулка.

25-26

Обводка по трафарету, дорисовывание и раскрашивание: фрукты.

2


Натюрморт.

27-28

Обводка по шаблону и раскрашивание: огурец, помидор.

Самостоятельная работа.

2


В гостях у ветра.

29-30

Обводка по шаблону и раскрашивание: яблоко груша.

2


Музыка ветра.

31

Рисование знакомых предметов на основе круга - мяч, шар, яблоко.

1


Ежики.

32

Контрольная работа.

1


Чайковский «У камелька».

Фантазийное

рисование.

3 четверть (20 часов)

33-34

Рисование знакомых предметов на основе круга - мяч, шар, яблоко.

2


Роща.

35-36

Рисование квадрата.

2


Башня, растущая в небо.

37-38

Рисование знакомых предметов на основе квадрата - флажки.

2


Волны.

39-40

Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.

2


Капризные линии.

41-42

Рисование геометрических фигур по тонким линиям (обводка).

Проверочная работа.

2


Подводное царство.

43-44

Рисование геометрических фигур по ориентировочным точкам.

2


Лучи.

45-46

Орнаментное рисование

Обведение клеток по образцу.

2


Новогодняя бабочка.

47-48

Обведение клеток по точкам.

2


Запах трав.

49-50

Рисование геометрических фигур по клеткам.

2


Небоскребы.

51

Соединение палочек в разных сочетаниях.

1


Ветер, разрывающий краски.

52

Контрольная работа.

1


Чайковский «Март». Фантазийное рисование.

4 четверть (17 часов)

53-54

Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний.

2


Городской парк.

55-56

Рисование орнамента из геометрических фигур.

2


Вечерний город.

57-58

Составление из обведенных клеток орнаментов.

2


Запах весны.

59-60

Рисование орнаментов из палочек и их сочетаний в строчке.

2


Гибкие травы.

61-62

Написание наклонных коротких палочек. Проверочная работа.

2


Хозяин улицы.

63-64

Написание наклонных длинных палочек. Написание палочек с закруглением внизу.

2


Разноцветные крылья.

65-66

Написание палочек с закруглением вверху.

2


Лес.

67

Написание овалов.

1


Пятна на шкуре зверей.

68

Контрольная работа.

1


Бабушкин сад.

69

Написание полуовалов. Закрепление по теме: «Написание элементов букв».

1


Кляксо-ниткография.

Проверка и контроль.

1 четверть

Проверочная работа. Рисование горизонтальных линий от начальной точки. « В гости».

Контрольная работа. Рисование солнышка с помощью прямых наклонных линий, проведённых в разных направлениях из одной начальной точки.

2 четверть

Самостоятельная работа. Обводка по шаблону и раскрашивание: огурец, помидор.

Контрольная работа. Рисование знакомых предметов на основе круга. «Мячик»

3 четверть.

Проверочная работа. Рисование геометрических фигур по тонким линиям (обводка).

Контрольная работа. Рисование геометрических фигур по клеткам.

4 четверть

Проверочная работа. Написание наклонных коротких палочек.

Контрольная работа. Дорисовывание и раскрашивание предметов овальной формы.

Вариант методической разработки занятия «Волшебный лес»(2 часа).

Задачи: - освоение приемов работы тушью и акварелью; - открытие изобразительных и выразительных возможностей цветового нюанса; - открытие изобразительных и выразительных возможностей пятен и линий; - создание образов букв таких, как О, У, Ш и др. Материал: бумага А4, тушь, акварель, соломинки для коктейля. Техника безопасности при работе с тушью и острой палочкой: - обращаться аккуратно с тушью - в трубочку нужно дуть, а не вдыхать - не держать острый предмет около лица Кляксография. Порядок работы 1. Рисуем жирные пятна туши. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя в разные стороны, начинаем сильно дуть. Как это удивительно, когда из капли рождается рисунок. Раздувая кляксы через трубочку, легко получаем изгибы веток деревьев или стеблей цветов. Получаются узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки.
2. Игра «На что похоже?» Рассматриваем и обсуждаем свои упражнения. Обнаруживает в них не только получившиеся изображения конкретных вещей, но и то, что у них есть определенный характер, настроение, которое можно почувствовать. Обводит или дорисовывает кляксы, добавляет детали: глаза, носики, улыбающиеся рты. С помощью учителя прорисовывает буквы. Предполагаемые ответы: водоросли, сказочные драконы, цветы, пауки, деревья, фейерверк. Композиция «Волшебный лес» (используется музыка П.И. Чайковского, например, «Вальс цветов»). Вообразим, что мы находимся в сказочном лесу. Мы можем увидеть там деревья, которые стволами напоминают добрых волшебников, мудрых старцев или даже колдунов. У других деревьев изящные, тонкие ветки кажутся воздушными крылышками красивых фей. А ещё есть деревья с ровными темными и высокими стволами, похожими на мужественные фигуры в черных фраках. Ветерок свернулся И заснул. Звери успокоились И птицы. Темный лес качнулся И вздохнул, И сомкнул Дремучие ресницы. Где-то речка сонная Слышна, Но она покоя Не тревожит. По лесу Блуждает тишина И дороги отыскать Не может.

7. Ожидаемые результаты реализации программы: У ребенка развиваются практические умения игрового владения художественными средствами и материалами. Они направлены не на достижение художественного результата, а на сам процесс, который вызывает у ребенка эмоционально - положительную реакцию. В результате такой деятельности формируются навыки письма. Происходит осознание выразительных возможностей художественных средств. Ребенок способен озвучить свое переживание. Он начинает осознанно использовать художественные средства самовыражения, правильно строит предложения. Самостоятельность совершаемых ребенком открытий дает возможность получать каждый раз не единичный результат, а способ, которым ученик будет пользоваться в дальнейшем, при изучении других предметов. Ученик получает необходимый объем практических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства; не боится писать в тетради, становится самостоятельным, составляет рассказ по своим картинкам, получает удовольствие от труда.


© 2010-2022