Статья из опыта работы: О первых детских сочинениях

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О первых детских сочинениях.

Первые сочинения детей - это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основе должны лежать личные впечатления от окружающей жизни, наблюдения за внешним миром, мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако, читая работы учащихся 1-4 классов, убеждаешься, что в большинстве своем они отражают не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее сумму знаний о нем, накопленных из разных источников, и некоторый жизненный опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство сочинений о весне, зиме, осени - это не живые, написанные с детской непосредственностью этюды, а сухой перечень признаков того или иного времени года.

Вот, например, ученик 1 класса в домашнем сочинении на тему «Весна» пишет:

Наступила весна. На улице капель и лужи. На реке ломается лед. К нам прилетают птицы.

Верно ли указал первоклассник в своем маленьком сочинении признаки весны? Да, конечно. Именно весной река очищается ото льда, весной прилетают птицы. Но в его описании почти ничего нет от впечатлений сегодняшнего дня. Он писал о весне вообще. А если бы ему помогли присмотреться, какой была весна в тот день, когда он писал работу, мальчик непременно заметил бы, что в середине марта на улицах еще лежит снег, что в парках рядом с кучами грязного снега появились проталины и на них зеленеет прошлогодняя травка, что в воздухе много влаги, небо серое и совсем нет солнца, что перелетные птицы еще где-то в пути, а в парке веселятся лишь воробьи да синички.

А вот сочинения третьеклассников о поздней осени:

Инеем покрылась травка, крыши домов, деревья и поля. Береговая поросль быстро теряет свою листву. Потемнела река и кажется шире среди голых берегов. В солнечный день на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки. Им стало холодно, и они вышли погреться на солнышке.

Нетрудно заметить, что и в этих работах нет ни личных наблюдений детей, ни их собственных мыслей и чувств. Здесь либо общие фразы о признаках осени, либо пересказ отрывков из художественных произведений, помещенных в школьных учебниках. Чуть ли не в каждом из сочинений находишь избитые, заученные фразы. Эти штампы кочуют из сочинения в сочинение, из класса в класс и свидетельствуют о том, что во многих школах еще слабо поставлена работа по развитию речи детей.

Известно, что сочинения в 1-4 классах должны быть обучающими, должны учить о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и свежестью первых клейких листочков, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся. Прежде чем дети возьмутся за перо, мы с детьми определяем тему сочинения, объекты для наблюдения, подбираем слова, которые считаем необходимыми для обогащения речи , вместе с детьми выполняем конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организуем экскурсию.

Вот класс готовится к сочинению «Поздняя осень». Я пригласила детей в лес и предложила присмотреться к тому, какая осень сегодня: какое сегодня небо, какой воздух, как выглядит трава, деревья, предложила прислушаться к голосам птиц, оставшихся у нас зимовать. Надо умело направлять внимание учащихся от одного объекта к другому, и дети с ее помощью находят нужные слова, чтобы как можно точнее нарисовать картину осеннего дня. Они замечают, что осеннее небо серое, хмурое, неласковое, по нему низко над землей ползут темные тучи. Их гонит ветер. Солнца нет. Сиротливо стоят почерневшие от дождя деревья, ветки их голые, отяжелевшие. На клумбах уже нет цветов, трава засохла. Сохранившаяся кое-где зелень имеет какой-то грязный цвет. Дует холодный резкий ветер. Он уже не гонит по дорогам листья. Они лежат на земле, сырые и грязные. Изредка моросит дождь…

На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения¸ идет работа над новыми словами, учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.

После такой подготовки дети не будут мучительно припоминать цитаты из прочитанного об осени. В памяти запечатлелись краски осеннего дня, сложилось совершенно конкретное представление об этом небольшом кусочке реальной действительности.

Учащиеся всех классов любят писать сочинения о весне Они много читают об этом времени года, охотно отмечают в календарях приметы весны, ждут с нетерпением теплых дней. Но чтобы и в этих сочинениях не было общих мест примелькавшихся фраз, необходима серьезная подготовительная работа.

Хорошо организованная экскурсия в лес, сад, парк может обогатить душу и сознание ребенка яркими впечатлениями, взволнует. Пусть дети внимательно присмотрятся к деревьям, приметят какой ствол у березки, какой у тополя, как расположены ветки, какого цвета листочки. Пусть посмотрят, как сквозь толщу прошлогодней листвы пробивается изумрудная травка, пусть поищут под кустами первые весенние цветы и сами убедятся, пахнут ли перелески, подснежники, пусть вслушаются в звуки весеннего леса.

Учитель при этом сосредоточивает внимание детей на тех картинах природы, которые способны возбудить сильные чувства, вызвать эстетической наслаждение. Он приглашает детей полюбоваться, как на фоне голубого неба выглядит группа белоствольных березок, как необыкновенно красивы тонкие веточки плакучей ивы, какой тонкий аромат издают молодые листочки тополя, какими нарядными стали плодовые деревья. Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие сочинения о тех явлениях и объектах природы, которые волнуют, вызывают подъем чувств.

Здесь же, на экскурсии, важно научить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. Так, услышав от детей, что небо сегодня голубое, учитель обязательно расскажет об оттенках голубого цвета и попросит затем точнее определить цвет неба над головой. Подумав, учащиеся находят более точные определения: небо сегодня нежно-голубое, светло-голубое. Вместе думают о том, как можно сказать о небе, если на нем нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное, чистое, ясное, высокое, солнце на нем яркое, ласковое, весенний ветер нежный и ласковый, легкий, слабый, приятный, воздух теплый, прозрачный, ароматный.

Экскурсия не единственный прием подготовка к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.

Например, я предлагаю своим воспитанникам после уроков поиграть в снежки и сразу же раскрывает смысл, цель задания: им предстоит эту игру описать в сочинении. Чтобы сочинения не выливались в перечисление одних только действий, от учащихся требуется описать : в какое время дня была игра, какая в это время была погода, температура воздуха, какой был снег (мягкий или колючий, рассыпчатый), подумать, почему такой, и т.д.

Еще пример.

Прежде чем написать сочинение на тему «Первый снег», учащимся рекомендуется понаблюдать за тем, когда, в какой день, в какое время суток пошел первый снег, какими в это время было небо, воздух, как падал снег, как преобразился город, село, присмотреться, какую форму имеют снежинки.

Однако нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения далеко не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь детям найти нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.

При подготовке сочинения на тему «Первый снег» в беседе выясняем, каким был первый снег, и учащиеся узнают, что для описания снега в языке имеется много слов. Снег может быть мягким, пушистым, рыхлым, липким, мокрым, сухим, мелким, колючим. Он может не просто идти, но падать хлопьями, кружиться, валить, сыпаться. Снежинки бывают маленькими, легкими, красивыми, холодными, сверкающими, причудливыми. Они падают, летят, кружатся, ложатся, усыпают землю. Небо низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое. Такая работа обогащает речь.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Обращает на себя внимание и синтаксическое оформление сочинений младших школьников. В этих работах преобладают конструкции простых распространенных предложений. Наступила поздняя осень. С деревьев падают желтые листья. Часто они осложняются однородными членами. Небо стало хмурое и серое. Уже улетели грачи, скворцы и жаворонки. Каждое из простых предложений обычно строится правильно, но целый текст нередко пестрит стилистическими погрешностями. Типичный недочет синтаксиса детских сочинений - повторение одних и тех же слов. В сочинениях о природе чаще всего повторяются глаголы быть, стать:

Наступила ранняя осень. Погода стоит ветреная. Деревья тали снимать свой наряд. Некоторые птицы стали готовиться к отлету. Они стали летать стайками, стали укреплять свои крылья.

Ясно светило солнышко. Небо было чистое. И воздух был приятный, свежий. Было тихо. На дороге не было грязи.

Иногда, чтобы подчеркнуть временную завершенность действия, учащиеся употребляют наречие уже, не замечая при этом, что в связном изложении мыслей оно назойливо повторяется.

Наступила поздняя осень. Ласковое солнышко уже не светит. Небо стало серое. На деревьях уже нет листьев. Трава желтая. Цветы уже повяли.

Очень много повторов местоимения я и других слов допускают учащиеся в сочинениях о себе, о своих занятиях, интересах, увлечениях.

Летом я научился плавать. Я ходил купаться на затон. Я с дедушкой ходил рыбачить. Один раз мы остались на ночевку. Я помогал маме мыть посуду и полы. Лето я провел хорошо.

Я люблю играть в хоккей. Когда идет по телевизору хоккей, я с удовольствием смотрю и переживаю за свою команду. В хоккее надо быть сильным, смелым, ловким.

Подобные ошибки дети, видимо, даже не замечают в своих сочинениях, потому что попытки авторов исправить стиль перед тем, как работа сдается на проверку, обнаруживаются весьма и весьма редко.

Как предупреждать стилистические ошибки указанного типа? Как научить школьников более внимательно относиться к собственной речи?

Работу по предупреждению повторов следует, на наш взгляд, начинать с первых сочинений, с тех, которые составляются коллективно и записываются под руководством учителя. Уже на этом начальном этапе работы над сочинением учитель не просто отвергает вариант, в котором неопределенно повторяется какое-то слово, но и разъясняет эту ошибку. Учащиеся должны твердо знать, что повторение одних и тех же слов портит речь, что язык наш необыкновенно богат, что при желании можно найти немало слов для правильно, точной и образной передачи мыслей.

Для дальнейшей систематической работы по предупреждению стилистических ошибок можно рекомендовать такие упражнения, как сопоставление двух сочинений на одну и ту же тему с последующими стилистическими выводами, редактирование сочинений, подбор лексических и синтаксических синонимов, взаимопроверка написанных работ с точки зрения стиля.

Например, вниманию учащихся предлагается два небольших сочинения, записанных на доске. Учитель просит прочесть эти работы и сказать, какая из них больше нравиться и почему.

  1. Я люблю футбол. Эта игра для ловких и сильных. Чтобы быть хорошим футболистом, надо тренироваться, закаляться. В нашей команде я играю вратарем. Мне обидно, когда в мои ворота забивают гол.

  2. Я люблю игру в футбол. Чтобы хорошо играть в футбол, надо закаляться, тренироваться. В футбол играют взрослые и дети. Я всегда хожу на футбол. Футбол - хорошая игра.

Дети замечают, что оба сочинения об одном и том же, но написаны они по-разному. Во втором постоянно повторяется слово футбол, читать его неинтересно. Эту работу нужно поправить, заменив повтор словами игра, матч.

В другом случае учащиеся получают задание отредактировать сочинение, в котором часто повторяются слова лапта и очень:

Я люблю играть в лапту. Мне очень нравится эта игра. Она очень веселая и быстрая. Я все лето играла в лапту. Чтобы играть в лапту, надо быстро бегать и прыгать. Это очень хорошая игра.

Пытаясь заменить слово лапта другими, учащиеся убеждаются, что от такой замены сочинение мало выигрывает. Оказывается, в нем повторяются предложения, в которых говорится об одном и том же (Я люблю играть в лапту. Мне очень нравится эта игра), в двух разных предложениях утверждается, что игра очень хорошая. (она очень веселая и быстрая. Это очень хорошая игра), повторяется слово очень, а вот о том, как играют в лапту, ничего не сказано.

Следующая за этим коллективная переработка сочинения поможет детям практически усвоить некоторые правила стилистики, научит более критично относиться к собственным работам творческого характера.

Особенно полезна для повышения стилистической грамотности переработка сочинений, в которых необходимо заменить целые фразы их синтаксическими синонимами. Возьмем такой отрывок из сочинения:

Наступила поздняя осень. На улице стало холодно. Часто идут дожди. Солнышко стало меньше греть. Дни становятся короче.

Чтобы устранить в нем стилистическую шероховатость (повторение глагола-связки стать), необходимо предложениеНа улице стало холодно заменить другим: На улице холодно. На улице похолодало. То же самое следует сделать и с предложением Солнышко стало меньше греть. Работа эта для учащихся младших классов трудна, но проводить ее совершенно необходимо, в противном случае перечисленные ошибки будут повторяться в последующих работах учащихся.

Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, почерпнутых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.

Жизнь, новые программы требуют от учителя, чтобы вся работа по подготовке и проведению сочинений служила целям развития учащихся, и организовывать ее надо так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу - сильными впечатлениями и чувствами, речь - новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.



© 2010-2022