- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шашкина О.Г. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наумовская основная общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Рассмотрено на заседании ШМС и рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМС
____________/СоколоваН.Ф./ Протокол №1 От «27» августа 2013г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета и рекомендовано к утверждению:
Протокол №1 от «29» августа 2013г.
Утверждаю:
Директор МБОУ Наумовская ООШ
_____________/Бибиков В.В./
Приказ№ от «30» августа 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку « Шахматы »
Общеинтеллектуальное направление
Внеурочная деятельность (ФГОС)
(2 класс)
на 2013- 2014 учебный год
Составитель: Шашкина О.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе начальной общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Занятия многообразны по своей форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы. Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- Обучающие:
- познакомить с историей шахмат,
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
- Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
- научить уважать соперника,
- Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
- Развивающие:
Материально- техническое обеспечение
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Цифровая фотокамера и видеокамера
Д
Д
Д
Д
Д/П
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса.
Презентации соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы.
Д
Д
Д
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К
Д
Д
Д
К
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Учебно - тематический план
Темы и виды деятельности
Количество часов
На теоретические занятия
На практические занятия
На индивидуальные занятия
Итого
1.
Вводное занятие.
1
04.09
1
2.
Шахматы - спорт, наука , искусство.
1
06.09
1
3.
Тактика игры.
2
11.09
13.09
6
18.09
20.09
25.09
27.09
02.10
04.10
1
09.10
9
4.
Стратегия игры.
2
11.10
16.10
3
18.10
23.10
25.10
1
06.11
6
5.
Эндшпиль.
2
08.11
13.11
4
15.11
20.11
22.11
27.11
2
29.11
04.12
8
6.
Дебют.
3
06.12
11.12
13.12
4
18.12
20.12
25.12
27.12
1
15.01
8
7.
Миттельшпиль.
2
17.01
22.01
3
24.01
29.01
31.01
1
05.02
6
8.
Конкурсы решений задач и этюдов.
6
07.02
12.02
14.02
19.02
21.02
26.02
6
9.
Сеансы одновременной игры.
8
28.02
05.03
07.03
12.03
14.03
19.03
21.03
02.04
8
10.
Соревнования.
12
04.04
09.04
11.04
16.04
18.04
23.04
25.04
30.04
07.05
14.05
16.05
21.05
12
11.
Итоговое занятие
1
23.05
1
Всего:
14
46
6
66
Корректировка: В связи с тем, что занятия выпали на праздничные дни: 02.05, 09.05, программа будет выполнена за счет сокращения занятий резервного времени на повторение и закрепление пройденного материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2.
Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.
3.
Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
4.
Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
5.
Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
6.
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
7.
Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
8.
Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
9.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.
10.
Соревнования
11.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В конце второго года обучения учащийся:
- знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
- имеет представление об организации шахматных соревнований,
- уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
- умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
- знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
- с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
- знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
- осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
- может самостоятельно оценить позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,
- для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
- играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
- Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М., 1986
- Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994
- Журнал «64» - М., 1983-2004
- Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - М., 1980
- Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. - Казань: Мастер Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997
- Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981
- Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. - М.:Воениздат,1992
- Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997
- Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983
- Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975
Электронные ресурсы:
-
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/ (09.03.11)
-
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
-
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
-
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
-
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
-
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)