Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наумовская основная общеобразовательная школа

Пролетарского района Ростовской области

Рассмотрено на заседании ШМС и рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМС

____________/СоколоваН.Ф./ Протокол №1 От «27» августа 2013г.

Рассмотрено на заседании педагогического совета и рекомендовано к утверждению:

Протокол №1 от «29» августа 2013г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Наумовская ООШ

_____________/Бибиков В.В./

Приказ№ от «30» августа 2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку « Шахматы »

Общеинтеллектуальное направление

Внеурочная деятельность (ФГОС)

(2 класс)

на 2013- 2014 учебный год



Составитель: Шашкина О.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе начальной общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Занятия многообразны по своей форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы. Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:
    • познакомить с историей шахмат,
    • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  • Воспитывающие:
    • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
    • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
    • научить уважать соперника,
      • Развивающие:
        • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
        • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. В группе 1-го года обучения программа предусматривает 33 часа занятий в течение года - по 1 часу 2 раза в неделю, в группах 2-го и 3-го года обучения - по 68 часов год при проведении занятий по 1 часу 2 раза в неделю. В кружке занимаются дети младшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. В группе совершенствования третьего года обучения занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты. Для групп совершенствования увеличено количество часов на практические занятия ввиду плотного графика турниров на всем протяжении учебного года.

Материально- техническое обеспечение

Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Цифровая фотокамера и видеокамера

Д


Д

Д

Д

Д/П











Экранно-звуковые пособия


Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса.

Презентации соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Д



Д


Д

Д







Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К


Д

Д


Д


К


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Учебно - тематический план


Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Вводное занятие.

1

04.09



1

2.

Шахматы - спорт, наука , искусство.

1

06.09



1

3.

Тактика игры.

2

11.09

13.09

6

18.09

20.09

25.09

27.09

02.10

04.10


1

09.10


9

4.

Стратегия игры.

2

11.10

16.10

3

18.10

23.10

25.10

1

06.11

6

5.

Эндшпиль.

2

08.11

13.11

4

15.11

20.11

22.11

27.11

2

29.11

04.12

8

6.

Дебют.

3

06.12

11.12

13.12

4

18.12

20.12

25.12

27.12

1

15.01

8

7.

Миттельшпиль.

2

17.01

22.01

3

24.01

29.01

31.01

1

05.02

6

8.

Конкурсы решений задач и этюдов.


6

07.02

12.02

14.02

19.02

21.02

26.02


6

9.

Сеансы одновременной игры.


8

28.02

05.03

07.03

12.03

14.03

19.03

21.03

02.04


8

10.

Соревнования.


12

04.04

09.04

11.04

16.04

18.04

23.04

25.04

30.04

07.05

14.05

16.05

21.05





12

11.

Итоговое занятие

1

23.05



1

Всего:

14

46

6

66



Корректировка: В связи с тем, что занятия выпали на праздничные дни: 02.05, 09.05, программа будет выполнена за счет сокращения занятий резервного времени на повторение и закрепление пройденного материала.













СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

4.

Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

5.

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

6.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

7.

Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

8.

Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

9.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.

10.

Соревнования

11.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.






ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В конце второго года обучения учащийся:

  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
  • имеет представление об организации шахматных соревнований,
  • уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
  • может самостоятельно оценить позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,
  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
  • играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
  2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М., 1986
  3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994
  4. Журнал «64» - М., 1983-2004
  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - М., 1980
  6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. - Казань: Мастер Лайн,2000

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997
  2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981
  3. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. - М.:Воениздат,1992
  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997
  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983
  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975

Электронные ресурсы:



  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/ (09.03.11)


  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)


  1. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)


  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)


  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)


  1. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)


© 2010-2022