Конспект урока по математике

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 3 классе

«Школа 2000…» Петерсон Л.Г.

I четверть Урок № 12

Тема: Объединение множеств. Знак U.

Цели:

  • формирование у учащихся представления об объединении множеств и его обозначении на письме;
  • развитие вычислительных навыков, логического мышления, внимания, самостоятельности, инициативности, математической речи;
  • воспитание интереса к предмету, коммуникативных навыков, чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Оборудование:

  • для детей: учебник-тетрадь, цветные карандаши, лист со звездной корзинкой;
  • шапочки «Звезды», значки «Капитан», магнитные доски с расположенными на них 2-мя большими синими магнитами, 1-м красным большим магнитом и 3-мя красными маленькими магнитами, фломастер;
  • атлас для школьников «Природоведение 3-5 класс» (карта звездного неба), компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран, колонки, 2 обруча, таблички:
  • U
  • объединение множеств.

Ход урока.


  1. Организация начала урока.

- Из всех картин природы, самая величественная - это картина звездного неба. Ведь звездное небо - это бесконечное пространство с множеством мерцающих светил, каждая из которых представляет собой раскаленный газовый шар, похожий на Солнце. Самые яркие звезды имеют различные цвета: от голубого до красного. Причем, самые горячие звезды - голубые. Звезды подобные Солнцу - желтые, а звезды менее горячие, чем Солнце, имеют красную окраску.

- Как вы думаете, почему я начала урок математики с разговора о множестве звезд?


- Множество звезд поможет нам повторить изученный материал и «открыть новые знания». При подведении итогов мы вновь обратимся к звездам, поэтому не забывайте после каждого верно выполненного задания штриховать звезды, расположенные у вас в «звездных корзинках». Работаем группами в привычном режиме.


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Посмотрите на экран. Перед вами множество звезд. По каким признакам мы можем разделить их на части? Обсудите в группах ( - по цвету; - по размеру) - На ваших столах макеты звездного неба, обсудите в группах и покажите при помощи диаграммы Венна множество больших звезд. - Покажите диаграммы - Проверьте - Назовем это множество множеством А. - В науке самые яркие звезды принято называть звездами первой величины. - Звезды второй величины в 2,5 раза слабее по блеску от звезд первой величины, а звезды второй величины в 2,5 раза слабее по блеску от звезд второй величины. Самые слабые по блеску звезды причислены учеными к звездам шестой величины. Они слабее по блеску от звезд первой величины в 100 раз. - А теперь обсудите в группах и покажите на диаграмме множество звезд красного цвета. Сравните свои результаты с диаграммой на экране. - Назовем это множество множеством В. - Обсудите в группах и обведите на ваших диаграммах пересечение множеств А и В. Сравните свои диаграммы с диаграммой на экране. - Какая из звезд является пересечением множеств А и В. Запишите это высказывание при помощи математических знаков. Проверьте себя. - Обведите одной замкнутой линией все звезды, входящие в оба множества. Проверьте себя. - Обсудите в группах и запишите при помощи математических знаков то, что у вас получилось. III. Постановка учебной задачи. - Почему задание было одно, а записи получились разные? - Кто вообще не смог выполнить задание? - Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, каким знаком обозначать новую математическую операцию.) - Какой же будет цель нашего урока? ( Найти знак для обозначения новой записи) IV. Открытие детьми нового знания. - Начнем исследование. Издавна ученые при изобретении математических символов пользовались кистью своей руки. Цифру один они обозначали одним пальцем, цифру 2 - двумя, пять - всей ладонью. Для обозначения пересечения множеств они тоже использовали кисть своей руки. Обсудите в группах и покажите знак пересечения при помощи кисти руки. - На что похож этот знак? - А теперь при помощи кисти руки придумайте новый знак, который будет обозначать, что нам надо собрать все элементы множеств в единое целое. Обсудите в группах, как это сделать. - На что похож новый знак? - Поздравляю вас с открытием нового знака. Теперь нам остается только дать название новому знаку. Обсудите в группах, какое название может иметь новый математический знак. Помните о том, что мы сделали с множествами, чтобы из двух множеств получить одно. (объединили) - Так какое же название мы дадим новому знаку? (объединение) - Это еще одно наше открытие. - Кто сформулирует тему нашего урока? (Объединение множеств) - Вернемся к заданию, вызвавшему у вас затруднение. Кто теперь сможет сам записать чему равно объединение множеств А и В. Запишите. - Давайте сравним наши открытия с выводами ученых. Откройте учебник на с. 34 (чтение правила сильными учащимися) - Что вы можете сказать? (наши выводы совпадают) - В честь вашего открытия вам салютуют звезды. V. Физминутка. - Я приглашаю вас на звездную дискотеку, посвященную открытию новых знаний. (Дети танцуют по музыку песни «Мы к вам заехали на час…», из м/ф «Бременские музыканты») VI. Первичное закрепление (коллективная работа «Ожившие диаграммы) - Продолжим работу. Применим на практике полученные знания. Внимание на экран:

- Предлагаю вам построить ожившие диаграммы: элементами множеств будут дети, а диаграммами - обручи. Прошу выйти к доске тех детей о ком говориться в задании. Постройте диаграмму пересечения множеств. - Запишите при помощи математических символов, кто является пересечением этих множеств. Сравните их с записью на экране. - Составьте диаграмму объединения множеств. Запишите математическими знаками кто является объединением этих множеств. Проверьте.

VII. Самостоятельная работа.

А. В группах с взаимопроверкой по образцу ( №4, с. 35). Проверьте своего товарища по образцу на экране.

Б). Индивидуальная самостоятельная работа, проверка консультантами.

(№5, с. 35)

VIII. Повторение изученного.

№ 14, с. 36 - математическая эстафета.

- Каждому ученику надо будет решить свою цепочку примеров, отмеченную в учебнике и расшифровать запись всей командой.

- Команда, которая первой расшифрует название звезды - получит возможность найти эту звезду на карте звездного неба. ( в атласе)

- Название какой звезды было зашифровано. (Альтаир)

-Прочитайте на экране сведения об этой звезде.

- Что представляет собой объединение звезд возле звезды Альтаир(Созвездие Орла)

- Как мы можем назвать объединение учеников, которые первые справились с математической эстафетой? (Лучшие математики)

IX. Итог. Рефлексия.

- Какой была цель урока?

- Справились ли мы с ней?

- Какой была тема урока?

- Что такое объединение?

- Посмотрите на экран. Закончите предложения. - Посчитайте количество звезд, которое вы раскрасили. Запишите это число в центре большой звезды. Покажите. Встаньте те, кто закрасил 7 и более звезд. Ваша работа на уроке оценивается на «5» . Вы - звезды первой величины. - Встаньте те, кто закрасил 5-6 звезд, вы - звезды второй величины. А остальные ребята - звезды третьей величины, ведь каждый из вас достиг поставленной цели и открыл для себя что-то новое.

X. Домашнее задание.

- Для домашней работы я предлагаю вам выбрать один из вариантов задания, данных на экране.

XI. Заключительное

слово учителя.


© 2010-2022