Родительский клуб: Как воспитывать внимание

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительский клуб.


Тема: «Как воспитывать внимание ?»

Цели:

- познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

- дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей;

- показать родителям приемы, упражнения и игры по развитию внимания.

Задачи:

- показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания;

- ознакомить родителей с методами и приемами развития внимания школьников.

Подготовительная работа:

  1. Диагностика уровня развития произвольного внимания младших школьников.

  2. Предварительное анкетирование родителей.

  3. Анализ результатов анкетирования родителей.

  4. Составление листов и карточек с описанием игр и упражнений по развитию внимания.

Ход собрания.

I. Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей.

Когда ребенок становиться учеником - к нему предъявляют разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто - то с ними справляется легко и просто, а для кого это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель - научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

И очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это …»

А как часто мы говорим своему ребенку: «Какой ты невнимательный!», если ребенок допускает нелепые ошибки и не может их найти (поднимите, пожалуйста, руки, кто сталкивался с этой проблемой.)

И для того, чтобы помочь нашим школьникам стать более внимательными, мы сегодня с вами здесь и собрались обсудить важность и значимость развития детского внимания.

Мы проводили анкетирование среди родителей, чтобы узнать насколько актуальна, затронутая тема нашего собрания. Давай вспомним вопросы на которые вы отвечали:

Вопросы анкеты.

Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?

Да.

Трудно сказать.

Нет.

Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

Да.

Трудно сказать

Нет.

Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был повнимательнее?

Да.

Трудно сказать.

Нет.

Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

Занимаюсь.

Затрудняюсь ответить.

Без ответа.

Итак, как показали результаты анкетирования, можно сделать вывод, что многие родители не придают большого значения развитию внимания.

II. Анализ результатов учебной деятельности учащихся.

А одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. А ведь произвольное внимание - это привычка, воспитание которой начинается в семье. Большое значение для произвольного внимания имеет игра. Игра вырабатывает способность намеренно сосредотачивать свое внимание на определенных предметах. Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений - все это и приводит к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

Из - за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе и главным помощником ему, можете стать вы, его родители. Потому что внимание - это то качество, которое можно и нужно развивать!

И начнем с понятия, что же такое внимание?

Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

В дальнейшем подробно рассмотрим свойства внимания.

Как мы сказали, что внимание это сосредоточенность на объектах, так вот первые проявления сосредоточенности у ребенка зафиксированы уже на 10 -12 день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенность этого внимания в том, что оно непроизвольное, т. е не имеющим цели и волевого усилия. Оно кратковременное, сосредоточенность его слабая. При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.

Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредотачиваться, обязаны помочь ему развивать произвольное внимание, которое необходимо в учебном процессе. Произвольное - т.е. наличие цели и активное ее поддержание. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.

Послепроизвольным, т. е- наличие цели, но без волевого усилия.

У внимания, как и других психических процессов, есть свои свойства, которые нам с вами нужно знать. Потому что у ребенка может быть развито хорошо одно из свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое и требует как раз коррекции.

Первое свойство, которое мы с вами рассмотрим: Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, в задачу.

Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

III. Практическая работа «Игры, задания и упражнения, развивающие внимание младших школьников».

А внимание - это то качество, которое можно развивать. И сейчас я вам предлагаю познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания - это интересные игры, упражнения, задания.

Упражнение: Для развития концентрации внимания ребенку можно предложить выполнить следующую работу: в таблице необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРС0ЮТБГЕ МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ

АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ

()ВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ

БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП

МОИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.
Так же, на развитие концентрации внимания вы с ребятами можете поиграть в игру «не собьюсь». Давайте проведем эту игру (используя мячик). Надо сосчитать вслух от 1 до 31, но вы не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем (т. е. которые делятся на 3). С ребятками эту игру можно провести следующим образом: ребенок называет числа от 1до 31, но определенные числа называть нельзя (содержащие цифру 3), а вместо них - любое движение, хлопок (например: подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).

Объем внимания.. Он характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы, например, пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать только самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию.

Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Мы проводили тестирование среди учащихся первых классов, давайте посмотрим, что показали результаты диагностики.

Ребята выполняли следующее задание: им показывали карточки с изображением от двух до пяти точек. Карточки показывались 2 раза в течении 1 сек, с интервалом на воспроизведения карточек 10 сек. (показать карточки). Если ребятки правильно отметили только 3 или 4 точки на двух первых карточках, то это говорит о малом объеме внимания и.д.т. Мы сейчас проведем это упражнение, но в усложненном варианте.

Так же можно провести игру «Сколько чего?» (для тренировки объема внимания).

Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предложить рисунок).

Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или «с»

Назовите как можно больше круглых предметов, затем - квадратных

и прямоугольных.

Назовите как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т. д.

Назовите как можно больше предметов красного цвета, зеленого, синего и т. д.

Устойчивость внимания - это… возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

Устойчивость или неустойчивость связана с физиологией ребенка. И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Нужно чередовать виды деятельности и чередоваться они должны с некоторыми промежутками, отвлечениями.

Ребенок, который может долго работать, не отвлекаясь, ему нравиться длительная напряженная работа, т. е. с устойчивым вниманием у него проявляется интерес к заданиям повышенной трудности.

Давайте посмотрим на диаграммы.

Можно провести игру «Названия деревьев» (для тренировки объема внимания и развития устойчивости внимания).

Задание. На этом рисунке спрятаны названия трех деревьев. Прочитай эти слова.

Родительский клуб: Как воспитывать внимание

Распределение внимания - это…одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать, если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что им говорят в это время.

Давайте посмотрим на результаты диагностики.

Переключение внимания - это… перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного задания к другому, легко ли начинает новое задание или постоянно возвращается к предыдущему.

Можно проводить следующие игры для развития переключения и распределения внимания.

Игра «Точный счет» (на развитие способностей распреде­лять и переключать внимание). Задание. Ребенок должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и слушать стихотворение, которое читают. Сколько яблок у ребят. Солнышком в руках горят! У Наташи и у Томы. У Сережи и у Ромы. На столе еще одно. Солнышком напоено. Ну-ка, сколько яблок, братцы? Кто сумеет догадаться?

  • Сколько яблок на картинке?
  • Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?


Родительский клуб: Как воспитывать внимание


Игра «Веселый счет» (на тренировку способностей к переключению и распределению внимания).


Родительский клуб: Как воспитывать внимание


Задание. Необходимо назвать и одновременно показать чис­ла от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные на белом фоне.

Затем назвать и показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записан­ные на черном фоне.

Далее называть и показывать числа от 1 до 10 (от 10 до 1) в следующем порядке: нечетные показывать на черном фоне, а чет­ные - на белом фоне.

IV. Подведение итогов.

Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, найти отличие на картинках и.т.д.

Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, ребенок называет предметы, встречающиеся по пути из дома в школу и обратно путь из школы домой (с утра здесь стояла красная машина сейчас нет и.т.д.). Можно предложить по памяти подробно описать школьный двор или детскую площадку. В этом упражнении выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе. Для этого я вам раздам памятку с различными играми, упражнениями на развития детского внимания.

Уважаемые родители продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…» Внимание нужно развивать, чтобы в дальнейшем избежать типичных ошибок, связанных с невнимательностью.

- Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки-звуки) и.т.д.

И закончить я хочу наше собрание цитатой знаменитого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, так он говорил о внимании: «…внимание есть та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». Действительно, ведь человек обращает внимание чаще на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам.

Спасибо за внимание.





8

© 2010-2022