- Преподавателю
- Начальные классы
- Методика преподавания Истории Казахстана в кадетских школах
Методика преподавания Истории Казахстана в кадетских школах
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Альфонсо С.А. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методика преподавания Истории Казахстана в кадетских школах.
Как известно, форма обучения - целенаправленная, четко организованная, содержательно-насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся, в данном случае кадетских классов. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В данном исследовании в основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и кадетами, между самими кадетами.При выборе форм обучения необходимо учитывать, что кадет - это самоорганизующийся субъект деятельности, и на уровне содержания обучения учитель и кадеты являются равноправными партнерами, их взаимодействие должно рассматриваться как сотворчество участников педагогического процесса, но на организационном уровне учитель в кадетском классе выступает в роли «командира», «старшего по званию», ученик - «подчиненный». Особенности организации групповой работы в таких классах связаны с присвоением участникам группы статусов командира и подчиненного и с формированием приемов самоорганизации и организации работы в группе, в парах. При этом созданная образовательная среда должна формировать такие личностные качества и свойства кадетов, как активность, инициативность, решительность.
Методы обучения
В военно-педагогической литературе методы обучения воспитанников кадетских классов рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности обучающихся, при помощи которых достигаются цели обучения, происходит овладение будущими военнослужащими знаниями, навыками, умениями, формирование у них качеств, необходимых для успешного решения сложных задач в боевой обстановке и в условиях мирного времени . Придержемся типологии методов, предложенных И.Я Лернером и М.Н. Скаткиным: информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский . При выборе того или иного метода, как показано в данном исследовании, следует ориентироваться на его соответствие содержанию материала и форме работы кадетов на данном занятии, а также характеру взаимодействия учителя и кадетов.
Средства обучения.
В процессе обучения кадетов интегрированному элективному курсу в качестве основного средства обучения рассматривается программное обеспечение различных типов для решения учебных задач, выполняющее роль средства визуализации информации, придания процессу ее усвоения динамического и интерактивного характера .В качестве критериев оценки готовности кадетов к обучению в военном вузе в контексте их информационно-математической подготовки рассмотрим следующие параметры:Общий показатель обученности (содержательный).
Наличие определенных профессионально значимых умений, необходимых для планирования, организации и ведения своей деятельности, а также анализа и коррекции результатов собственной работы (пропедевтико-профессиональный).
Характер личностного отношения будущих военных инженеров к математике и информатике, а также степень их заинтересованности в освоении этих предметов (мотивационный).Что касается программы по отечественной истории, то она определяет следующие цели и задачи обучения истории Казахстана в школе:
- овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества на территории Казахстана с древности до нашего времени, о социальном, духовном, нравственном опыте, накопленном людьми;
- развитие способностей учащихся на основе анализа осмысления событий и явлений действительности в их уникальной и органической принадлежности к единому потоку исторического движения;
- восприятие идей гуманизма и демократических ценностей, взаимопонимания между народами;
- развитие уважения учащихся к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества;
- уделять больше внимания проблемам идейных и политических течений, характеристикам исторических личностей; всесторонне раскрывать сущность идейно-политической борьбы в 2030 годах в Казахстане, а также политические позиции их активных участников; по возможности сокращать учебные материалы, посвященные истории кровавых войн, переворотов, хозяйственной жизни, а также статистическим данным;
- знакомить учащихся с достижениями казахстанской исторической науки, показывать многосторонние аспекты исторических процессов и наличие альтернативных концепций по тем или иным историческим проблемам;
- уделять больше внимания истории культуры и искусства казахского народа, культурным связям между народами и их взаимообогащению;
- по-новому подходить к изучению религии, раскрывая ее прогрессивную и реакционную деятельность в многовековой истории;
- дать объективную оценку экономическим и культурным достижениям Казахстана в годы Советской власти, а также последствиям тоталитарного режима для казахского народа;
- осуществлять органическую связь изучения истории Казахстана с историей соседних стран, со всемирной историей;
- реализовывать межпредметную связь с такими учебными курсами, как родная речь, литература, география, окружающий мир, философия, экономика, экология и др.6.
Изменения, произошедшие в определении целей и задач обучения истории Казахстана, потребовали от авторского коллектива обновления принципов отбора содержания курса. Кроме общеизвестных принципов, таких как гуманизация и демократизация обучения, авторы программы руководствовались принципами функциональной полноты знаний, непрерывности образования, приоритетности цивилизационного, культурологического и национального подходов, а также дидактическими принципами историчности, научности, систематичности и доступности знаний.Развитие Республики Казахстан предъявляет чрезвычайно возросшие требования к подготовке молодежи, а поток научных знаний неудержимо нарастает. Все чаще общество выражает неудовлетворенность качеством подготовки выпускников школ, трудностями в овладении большим объемом знаний. Налицо противоречие между возросшими задачами обучения, с одной стороны, и его содержанием и способами - с другой. Чему учить, как научно определить действительно необходимый состав и объем исторических знаний? Как усовершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности в соответствии с развитием казахстанского общества? Эти вопросы сохраняют актуальность и имеют первостепенное значение для реформирования средней общеобразовательной школы РК. Методика преподавания истории Казахстана призвана выделить и обозначить, переработать и синтезировать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и открыть новые закономерности - закономерности обучения отечественной истории. Это будут объективные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержанием, путями, средствами обучения и воспитания и развития, с одной стороны, и результатами обучения (эффективностью, качеством получаемых знаний) - с другой. На основе этих закономерностей можно будет разрабатывать практические рекомендации, охватывающие все стороны обучения.На изучение истории в основной школе отводится согласно Базисному плану 13 часов в неделю (по 6,5 часа на каждую историческую дисциплину), всего 442 часа в год. При этом предлагается следующая структура исторического образования в средней школе: 5 класс - 34 часа истории древнего мира и 34 часа введения в историю и история древнего Казахстана (2 часа в неделю); 6 класс - 34 часа истории древнего мира и 34 часа истории древнего Казахстана (2 часа в неделю); 7 класс - 51 час истории средних веков и 51 час истории средневекового Казахстана (V-XVII вв.) (3 часа в неделю); 8 класс - 51 час всемирной истории и 51 час истории Казахстана (1940-1914 гг.) (3 часа в неделю); 9 класс - 51 час всемирной истории и 51 час истории Казахстана (1914-2000 гг.) (3 часа в неделю).В полной средней школе, независимо от профиля, рекомендуется повторение и углубление отечественной истории на более высоком проблемно-теоретическом уровне с введением интегративных, возможно междисциплинарных курсов, дающих целостное представление о современном обществе. Специально вводятся курс «Современный мир» для общественно-гуманитарного направления - 51 час (для естественно-математического - 34 часа), а также курс «Важнейшие периоды и научные проблемы истории Казахстана» для общественно-гуманитарного направления - 51 час (10-11 классы, по 3 часа на тему), для естественно-математического направления - 34 часа (примерно 2 часа на тему). При сохранении базисных теоретических знаний, категориального аппарата науки в средних общеобразовательных школах могут быть предложены альтернативные курсы введения в философию, истории философии, учебные курсы экономической теории и практики хозяйствования, истории и теории мировой и отечественной культуры, религии и атеизма.Главная проблема кризисной ситуации исторического образования заключается в медленном реформировании. Мы недооцениваем последствия замедленной перестройки преподавания истории Казахстана и все больше отстаем от мирового уровня развития школы. Особенностью «традиционной» методики была ее ориентированность на «среднего» ученика, вследствие чего в учебном процессе преобладали фронтальные формы организации уроков. Этим облегчалось управление и усиливался информационный аспект обучения, но психологический аспект (развитие личности) недопустимо редуцировался. В концепции исторического образования, новых программах (2000 г.) и учебниках «нового поколения» развитие личности ставится на первое место. С устоявшимся представлением педагогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогических усилий, связаны многие проблемы современного образования.Гуманистический подход перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью и через свою личность влиять на учащихся. Важнейшими условиями реализации разработанной стратегии являются: своевременный выпуск комплектов учебников по новой структуре исторического образования (пока мы имеем учебники «нового поколения» для учащихся 5,6,7,8 классов); оперативное методическое обеспечение нового содержания образования в условиях быстрого обновления содержания и концептуальных подходов к историческому образованию; внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учеников в различные формы познавательной деятельности, отработка на уроках истории умений и навыков, необходимых для социализации личности и, наконец, создание фонда средств обучения по отечественной истории, так как изменения, происходящие в содержании исторического образования, не подкреплены современными учебно-наглядными и аудиовизуальными пособиями.
Особенность изучения отечественной истории в средней школе заключается в том, что учитель истории почти не располагает разнообразными источниками, средствами обучения для раскрытия неповторимых черт эпохи, психологии, мыслей и чувств участников событий, для ознакомления школьников с условиями, в которых жили и трудились люди на территории Казахстана. Эффективно решать образовательно-воспитательные задачи уроков по истории Казахстана можно лишь при комплексном использовании имеющихся в распоряжении учителя средств обучения, при умелой организации познавательных действий школьников. Как же осуществляется комплексное использование средств обучения? Прежде всего, учителю истории необходимо составить учебно-методический комплекс по конкретному курсу. Конечно, определенная работа в Республике Казахстан ведется, но очень медленно и лишь по некоторым направлениям. До сих пор школы испытывают острый недостаток в исторических картах и атласах, отсутствуют комплекты учебных картин, хронологические и синхронистические таблицы, справочники по археологии, отечественной геральдике, нумизматике и т. д. Между тем различные средства обучения, обладая специфическим воздействием на учащихся, выполняют определенные дидактические функции и являются важным условием активизации познавательной деятельности на уроке. Источниками новых знаний по истории Казахстана могут быть: документы эпохи, хрестоматии по курсу; книги для чтения; фотохроники (новейшее время); учебные документальные кинофильмы (о конкретных событиях или людях); серии цветных учебных картин по курсам истории Казахстана; комплекты портретов исторических деятелей по каждому периоду (с характеристикой); комплекты исторических карт большого формата; материалы по культуре Казахстана разных эпох (жилище, типы одежды и утвари, украшения, оружие и орудия труда); звукозаписи казахских музыкальных произведений; рабочие тетради по истории для индивидуализации обучения, тесты, которые значительно облегчат учителю проверку темы, раздела, курса и подготовят школьников к поступлению в вузы; карточки-задания, карточки-инструкции для групповой работы; методические пособия по курсам (разработки уроков); варианты планирования блоков уроков; сборники мифов, легенд, преданий казахского народа, героического эпоса и социально-бытовых поэм на русском языке; хронологические таблицы, логические схемы, графики, диаграммы; родословные казахских ханов; справочники по вспомогательным историческим дисциплинам, адаптированные для учащихся 5 классов; серии литературно-художественных и мемуарно-публицистических произведений по отечественной истории; краеведческий материал и др. Этот список можно было бы продолжить, однако, ограничимся перечисленным, так как простое перечисление необходимых учебно-наглядных материалов и аудиовизуальных средств - яркое свидетельство того, что необходимо не обновление, а создание совершенно нового фонда средств обучения.
С содержанием исторического образования органично связана технология обучения, которая несет в себе личностные качества автора. Одна и та же технология может применяться по-разному: более или менее добросовестно или творчески. И хотя результаты будут разными, они будут близки к некоему значению, характерному для определенной технологии. Сегодняшняя ситуация принципиально изменилась и дала простор для инновационного поиска: это и организационные преобразования, и интеграция учебных предметов, и целевой отбор содержания исторического образования, и экспериментальная проверка новых технологий обучения, и новые диагностические методики, дающие возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах. Поиски новых форм организации обучения вновь привели к использованию опыта концентрированного обучения, теоретически обоснованного в государственном стандарте и программах 1999 и 2000 годов: основная школа (5-9 кл.) - первый концентр, полная средняя школа (10-11 кл.) - второй концентр. В первом концентре исторического образования предусматривается изучение всемирной и отечественной истории с древнейших времен и до наших дней в равном объеме учебного времени, а во втором концентре знания старшеклассникам даются по проблемно-тематическому принципу. Учитель истории уже не навязывает учащимся какое-либо единственно правильное утверждение, как это делалось раньше, а дает возможность реализовать их права на свободный выбор взглядов и убеждений. Но он обязан сделать все возможное, чтобы свободное самоопределение личности осуществлялось осознанно, на основе научных знаний, целостного видения мира, наиболее важных проблем, которые стоят перед человечеством.
Преподавание истории на современном этапе требует поиска наиболее эффективных решений многих вопросов: правильное определение целей и задач современного исторического образования, развитие познавательной активности школьников, разнообразные способы диагностики, формирование знаний и умений на творческом уровне. Методика преподавания отечественной истории, как и вся дидактика переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школы увеличивается число изучаемых дисциплин, а время на их изучение сокращается. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания истории, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в системе личностно-ориенти-рованного обучения направлено на развитие и саморазвитие личности, строящей и совершенствующей себя. В связи с этим изменяется роль и характер деятельности как учителя, так и ученика. Помощи со стороны взрослых не должно быть слишком много, иначе она станет тормозом активности ребенка. Постепенный переход от педагогической помощи к педагогической поддержке, а затем к педагогическому продвижению предполагает изменение акцента с методов и приемов работы учителя - к способам учебной деятельности самого ученика. Методами и приемами, стимулирующими развитие познавательного потенциала учеников, будут: 1) педагогическая помощь - поощрение и порицание, технология педагогического требования, игры и игровые формы организации учебной деятельности; 2) педагогическая поддержка - аргументированный выбор учебного содержания, темы, источников, способов ее выполнения, формы отчетности, режима работы, определения наиболее рационального способа выполнения задания; 3) педагогическое продвижение - самооценка по плану, схеме, самоанализ содержания, самооценка своих познавательных способностей и выбор коррекционных занятий по развитию памяти, самостоятельное составление опорных схем по изучаемому материалу.
Таким образом, мы можем говорить о том, что учебный процесс является очень сложным процессом объективной действительности, включающим большое количество разнообразных связей и отношений. Обучение как специально организованная деятельность значительно ускоряет темпы индивидуального развития каждого школьника.
Ученик в школе на каждом уроке, в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким использованием современных технологий обучения, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования. Достичь оптимального построения обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания, а также на основе учета особенностей внутренних и внешних условий данного класса.
Список литературы:
1. Апатова Н.В.Информационные технологии в школьном образовании. - М.,1994.
2. Аскенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки офицеров в вузе командного профиля: монография. - Ярославль: Изд. ФВФЭУ, 2002. - 280 с.
3. Барабанщиков А.В. Педагогика высшей военной школы: учеб. пособие. - М.: Воениздат, 1989. - 136 с.
4. Вьюненко Л.Ф. К вопросу о компьютерном сопровождении математических дисциплин // Математика в вузе. Труды Международной научно-методологической конференции. - СПб: ПГУП, 1999.
5. Кириллов Н.Г. Проблемы формирования военного инженера в XXI веке / Инновационная деятельность в Вооруженных силах РФ: Труды Всеармейской научно-практической конференции. - СПб.: ВУС, 2001.
6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. -185 c