Методика преподавания Истории Казахстана в кадетских школах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика преподавания Истории Казахстана в кадетских школах.

Как известно, форма обучения - целенаправленная, четко организованная, содержательно-насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся, в данном случае кадетских классов. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В данном исследовании в основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и кадетами, между самими кадетами.При выборе форм обучения необходимо учитывать, что кадет - это самоорганизующийся субъект деятельности, и на уровне содержания обучения учитель и кадеты являются равноправными партнерами, их взаимодействие должно рассматриваться как сотворчество участников педагогического процесса, но на организационном уровне учитель в кадетском классе выступает в роли «командира», «старшего по званию», ученик - «подчиненный». Особенности организации групповой работы в таких классах связаны с присвоением участникам группы статусов командира и подчиненного и с формированием приемов самоорганизации и организации работы в группе, в парах. При этом созданная образовательная среда должна формировать такие личностные качества и свойства кадетов, как активность, инициативность, решительность.

Методы обучения

В военно-педагогической литературе методы обучения воспитанников кадетских классов рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности обучающихся, при помощи которых достигаются цели обучения, происходит овладение будущими военнослужащими знаниями, навыками, умениями, формирование у них качеств, необходимых для успешного решения сложных задач в боевой обстановке и в условиях мирного времени . Придержемся типологии методов, предложенных И.Я Лернером и М.Н. Скаткиным: информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский . При выборе того или иного метода, как показано в данном исследовании, следует ориентироваться на его соответствие содержанию материала и форме работы кадетов на данном занятии, а также характеру взаимодействия учителя и кадетов.

Средства обучения.

В процессе обучения кадетов интегрированному элективному курсу в качестве основного средства обучения рассматривается программное обеспечение различных типов для решения учебных задач, выполняющее роль средства визуализации информации, придания процессу ее усвоения динамического и интерактивного характера .В качестве критериев оценки готовности кадетов к обучению в военном вузе в контексте их информационно-математической подготовки рассмотрим следующие параметры:Общий показатель обученности (содержательный).

Наличие определенных профессионально значимых умений, необходимых для планирования, организации и ведения своей деятельности, а также анализа и коррекции результатов собственной работы (пропедевтико-профессиональный).

Характер личностного отношения будущих военных инженеров к математике и информатике, а также степень их заинтересованности в освоении этих предметов (мотивационный).Что касается программы по отечественной истории, то она определяет следующие цели и задачи обучения истории Казахстана в школе:

- овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества на территории Ка­захстана с древности до нашего времени, о социальном, духовном, нравственном опыте, на­копленном людьми;

- развитие способностей учащихся на основе анализа осмысления событий и явлений действи­тельности в их уникальной и органической принадлежности к единому потоку исторического движения;

- восприятие идей гуманизма и демократических ценностей, взаимопонимания между народами;

- развитие уважения учащихся к истории и культуре своего и других народов, стремления сохра­нять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества;

- уделять больше внимания проблемам идейных и политических течений, характеристикам ис­торических личностей; всесторонне раскрывать сущность идейно-политической борьбы в 20­30 годах в Казахстане, а также политические позиции их активных участников; по возможнос­ти сокращать учебные материалы, посвященные истории кровавых войн, переворотов, хозяй­ственной жизни, а также статистическим данным;

- знакомить учащихся с достижениями казахстанской исторической науки, показывать много­сторонние аспекты исторических процессов и наличие альтернативных концепций по тем или иным историческим проблемам;

- уделять больше внимания истории культуры и искусства казахского народа, культурным свя­зям между народами и их взаимообогащению;

- по-новому подходить к изучению религии, раскрывая ее прогрессивную и реакционную де­ятельность в многовековой истории;

- дать объективную оценку экономическим и культурным достижениям Казахстана в годы Со­ветской власти, а также последствиям тоталитарного режима для казахского народа;

- осуществлять органическую связь изучения истории Казахстана с историей соседних стран, со всемирной историей;

- реализовывать межпредметную связь с такими учебными курсами, как родная речь, литерату­ра, география, окружающий мир, философия, экономика, экология и др.6.

Изменения, произошедшие в определении целей и задач обучения истории Казахстана, потребо­вали от авторского коллектива обновления принципов отбора содержания курса. Кроме общеизвес­тных принципов, таких как гуманизация и демократизация обучения, авторы программы руковод­ствовались принципами функциональной полноты знаний, непрерывности образования, приоритет­ности цивилизационного, культурологического и национального подходов, а также дидактическими принципами историчности, научности, систематичности и доступности знаний.Развитие Республики Казахстан предъявляет чрезвычайно возросшие требования к подготовке молодежи, а поток научных знаний неудержимо нарастает. Все чаще общество выражает неудовлет­воренность качеством подготовки выпускников школ, трудностями в овладении большим объемом знаний. Налицо противоречие между возросшими задачами обучения, с одной стороны, и его содер­жанием и способами - с другой. Чему учить, как научно определить действительно необходимый состав и объем исторических знаний? Как усовершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности в соответствии с развитием казахстанского общества? Эти вопросы сохраняют актуальность и имеют первостепенное значение для реформирования средней общеобра­зовательной школы РК. Методика преподавания истории Казахстана призвана выделить и обозна­чить, переработать и синтезировать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и от­крыть новые закономерности - закономерности обучения отечественной истории. Это будут объек­тивные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержанием, путями, средствами обуче­ния и воспитания и развития, с одной стороны, и результатами обучения (эффективностью, качеством получаемых знаний) - с другой. На основе этих закономерностей можно будет разрабатывать прак­тические рекомендации, охватывающие все стороны обучения.На изучение истории в основной школе отводится согласно Базисному плану 13 часов в неделю (по 6,5 часа на каждую историческую дисциплину), всего 442 часа в год. При этом предлагается сле­дующая структура исторического образования в средней школе: 5 класс - 34 часа истории древнего мира и 34 часа введения в историю и история древнего Казахстана (2 часа в неделю); 6 класс - 34 часа истории древнего мира и 34 часа истории древнего Казахстана (2 часа в неделю); 7 класс - 51 час истории средних веков и 51 час истории средневекового Казахстана (V-XVII вв.) (3 часа в неде­лю); 8 класс - 51 час всемирной истории и 51 час истории Казахстана (1940-1914 гг.) (3 часа в неде­лю); 9 класс - 51 час всемирной истории и 51 час истории Казахстана (1914-2000 гг.) (3 часа в неде­лю).В полной средней школе, независимо от профиля, рекомендуется повторение и углубление оте­чественной истории на более высоком проблемно-теоретическом уровне с введением интегративных, возможно междисциплинарных курсов, дающих целостное представление о современном обществе. Специально вводятся курс «Современный мир» для общественно-гуманитарного направления - 51 час (для естественно-математического - 34 часа), а также курс «Важнейшие периоды и научные проблемы истории Казахстана» для общественно-гуманитарного направления - 51 час (10-11 клас­сы, по 3 часа на тему), для естественно-математического направления - 34 часа (примерно 2 часа на тему). При сохранении базисных теоретических знаний, категориального аппарата науки в средних общеобразовательных школах могут быть предложены альтернативные курсы введения в филосо­фию, истории философии, учебные курсы экономической теории и практики хозяйствования, исто­рии и теории мировой и отечественной культуры, религии и атеизма.Главная проблема кризисной ситуации исторического образования заключается в медленном ре­формировании. Мы недооцениваем последствия замедленной перестройки преподавания истории Ка­захстана и все больше отстаем от мирового уровня развития школы. Особенностью «традиционной» методики была ее ориентированность на «среднего» ученика, вследствие чего в учебном процессе преобладали фронтальные формы организации уроков. Этим облегчалось управление и усиливался информационный аспект обучения, но психологический аспект (развитие личности) недопустимо ре­дуцировался. В концепции исторического образования, новых программах (2000 г.) и учебниках «но­вого поколения» развитие личности ставится на первое место. С устоявшимся представлением педа­гогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогических усилий, связаны многие проблемы современного образования.Гуманистический подход перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему под­готовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью и через свою личность влиять на учащихся. Важнейшими условиями реализации разработанной стратегии являются: своевременный выпуск ком­плектов учебников по новой структуре исторического образования (пока мы имеем учебники «нового поколения» для учащихся 5,6,7,8 классов); оперативное методическое обеспечение нового содержа­ния образования в условиях быстрого обновления содержания и концептуальных подходов к истори­ческому образованию; внедрение современных личностно-ориентированных педагогических техно­логий, методик развивающего обучения, вовлечение учеников в различные формы познавательной деятельности, отработка на уроках истории умений и навыков, необходимых для социализации лич­ности и, наконец, создание фонда средств обучения по отечественной истории, так как изменения, происходящие в содержании исторического образования, не подкреплены современными учебно-на­глядными и аудиовизуальными пособиями.

Особенность изучения отечественной истории в средней школе заключается в том, что учитель истории почти не располагает разнообразными источниками, средствами обучения для раскрытия не­повторимых черт эпохи, психологии, мыслей и чувств участников событий, для ознакомления школь­ников с условиями, в которых жили и трудились люди на территории Казахстана. Эффективно ре­шать образовательно-воспитательные задачи уроков по истории Казахстана можно лишь при ком­плексном использовании имеющихся в распоряжении учителя средств обучения, при умелой органи­зации познавательных действий школьников. Как же осуществляется комплексное использование средств обучения? Прежде всего, учителю истории необходимо составить учебно-методический ком­плекс по конкретному курсу. Конечно, определенная работа в Республике Казахстан ведется, но очень медленно и лишь по некоторым направлениям. До сих пор школы испытывают острый недо­статок в исторических картах и атласах, отсутствуют комплекты учебных картин, хронологические и синхронистические таблицы, справочники по археологии, отечественной геральдике, нумизматике и т. д. Между тем различные средства обучения, обладая специфическим воздействием на учащихся, выполняют определенные дидактические функции и являются важным условием активизации позна­вательной деятельности на уроке. Источниками новых знаний по истории Казахстана могут быть: до­кументы эпохи, хрестоматии по курсу; книги для чтения; фотохроники (новейшее время); учебные документальные кинофильмы (о конкретных событиях или людях); серии цветных учебных картин по курсам истории Казахстана; комплекты портретов исторических деятелей по каждому периоду (с характеристикой); комплекты исторических карт большого формата; материалы по культуре Казах­стана разных эпох (жилище, типы одежды и утвари, украшения, оружие и орудия труда); звукозаписи казахских музыкальных произведений; рабочие тетради по истории для индивидуализации обучения, тесты, которые значительно облегчат учителю проверку темы, раздела, курса и подготовят школьни­ков к поступлению в вузы; карточки-задания, карточки-инструкции для групповой работы; методи­ческие пособия по курсам (разработки уроков); варианты планирования блоков уроков; сборники ми­фов, легенд, преданий казахского народа, героического эпоса и социально-бытовых поэм на русском языке; хронологические таблицы, логические схемы, графики, диаграммы; родословные казахских ханов; справочники по вспомогательным историческим дисциплинам, адаптированные для учащихся 5 классов; серии литературно-художественных и мемуарно-публицистических произведений по оте­чественной истории; краеведческий материал и др. Этот список можно было бы продолжить, однако, ограничимся перечисленным, так как простое перечисление необходимых учебно-наглядных матери­алов и аудиовизуальных средств - яркое свидетельство того, что необходимо не обновление, а соз­дание совершенно нового фонда средств обучения.

С содержанием исторического образования органично связана технология обучения, которая не­сет в себе личностные качества автора. Одна и та же технология может применяться по-разному: бо­лее или менее добросовестно или творчески. И хотя результаты будут разными, они будут близки к некоему значению, характерному для определенной технологии. Сегодняшняя ситуация принципи­ально изменилась и дала простор для инновационного поиска: это и организационные преобразова­ния, и интеграция учебных предметов, и целевой отбор содержания исторического образования, и экспериментальная проверка новых технологий обучения, и новые диагностические методики, да­ющие возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического про­цесса и его результатах. Поиски новых форм организации обучения вновь привели к использованию опыта концентрированного обучения, теоретически обоснованного в государственном стандарте и программах 1999 и 2000 годов: основная школа (5-9 кл.) - первый концентр, полная средняя школа (10-11 кл.) - второй концентр. В первом концентре исторического образования предусматривается изучение всемирной и отечественной истории с древнейших времен и до наших дней в равном объ­еме учебного времени, а во втором концентре знания старшеклассникам даются по проблемно-тема­тическому принципу. Учитель истории уже не навязывает учащимся какое-либо единственно пра­вильное утверждение, как это делалось раньше, а дает возможность реализовать их права на свобод­ный выбор взглядов и убеждений. Но он обязан сделать все возможное, чтобы свободное самоопреде­ление личности осуществлялось осознанно, на основе научных знаний, целостного видения мира, на­иболее важных проблем, которые стоят перед человечеством.

Преподавание истории на современном этапе требует поиска наиболее эффективных решений многих вопросов: правильное определение целей и задач современного исторического образования, развитие познавательной активности школьников, разнообразные способы диагностики, формирова­ние знаний и умений на творческом уровне. Методика преподавания отечественной истории, как и вся дидактика переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разраба­тываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школы увеличивается число изучаемых дисциплин, а время на их изучение сок­ращается. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области ме­тодики преподавания истории, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в системе личностно-ориенти-рованного обучения направлено на развитие и саморазвитие личности, строящей и совершенству­ющей себя. В связи с этим изменяется роль и характер деятельности как учителя, так и ученика. По­мощи со стороны взрослых не должно быть слишком много, иначе она станет тормозом активности ребенка. Постепенный переход от педагогической помощи к педагогической поддержке, а затем к пе­дагогическому продвижению предполагает изменение акцента с методов и приемов работы учителя - к способам учебной деятельности самого ученика. Методами и приемами, стимулирующими раз­витие познавательного потенциала учеников, будут: 1) педагогическая помощь - поощрение и пори­цание, технология педагогического требования, игры и игровые формы организации учебной де­ятельности; 2) педагогическая поддержка - аргументированный выбор учебного содержания, темы, источников, способов ее выполнения, формы отчетности, режима работы, определения наиболее ра­ционального способа выполнения задания; 3) педагогическое продвижение - самооценка по плану, схеме, самоанализ содержания, самооценка своих познавательных способностей и выбор коррекцион­ных занятий по развитию памяти, самостоятельное составление опорных схем по изучаемому матери­алу.

Таким образом, мы можем говорить о том, что учебный процесс является очень сложным про­цессом объективной действительности, включающим большое количество разнообразных связей и отношений. Обучение как специально организованная деятельность значительно ускоряет темпы ин­дивидуального развития каждого школьника.

Ученик в школе на каждом уроке, в любом классе изучает общественно-исторический опыт че­ловечества, познает окружающий мир. В последние годы усилился интерес к теории оптимизации об­разовательных процессов в связи с широким использованием современных технологий обучения, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования. Достичь оптимального построения обучения возможно лишь на основе такого управле­ния им, которое организуется с учетом закономерностей обучения, на основе применения современ­ных форм и методов преподавания, а также на основе учета особенностей внутренних и внешних ус­ловий данного класса.

Список литературы:

1. Апатова Н.В.Информационные технологии в школьном образовании. - М.,1994.

2. Аскенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки офицеров в вузе командного профиля: монография. - Ярославль: Изд. ФВФЭУ, 2002. - 280 с.

3. Барабанщиков А.В. Педагогика высшей военной школы: учеб. пособие. - М.: Воениздат, 1989. - 136 с.

4. Вьюненко Л.Ф. К вопросу о компьютерном сопровождении математических дисциплин // Математика в вузе. Труды Международной научно-методологической конференции. - СПб: ПГУП, 1999.

5. Кириллов Н.Г. Проблемы формирования военного инженера в XXI веке / Инновационная деятельность в Вооруженных силах РФ: Труды Всеармейской научно-практической конференции. - СПб.: ВУС, 2001.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. -185 c

© 2010-2022