Статья. Оценивание достижений учащихся детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Печатные материалы для методического сборника МБОУ лицей № 100

Доклад - выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов

МОУ лицей № 100

Карповой Ирины Васильевны

Тема: «Оценивание достижений учащихся учащимися»

В связи с безотметочной системой в первом классе практикуется оценка качественной стороны достижений (знаний, умений, навыков) учеников.

Уже с первого класса необходимо учить детей разным способам оценки, таким как, устное оценивание и письменное (учитель - ученик, ученик - ученик), самооценивание и взаимооценивание.

Соответственно главной задачей учителя является научить ребёнка адекватной самооценке и взаимооценке. В этом возрасте (младший школьный возраст) им легче оценить других, при этом ребята видят только плохое, отклонение от нормы, учитель же учит выделять сперва положительное, а уж потом высказывать свои замечания, которые выступают в виде пожеланий.

В первом классе ученики учатся оценивать ответы своих сверстников на примере учителя. Первый учитель показывает, как правильно оценивать, а затем дети. Это можно проводить в форме игры: подбираем слова, которые можно использовать для качественной оценки ответа (подбери синонимы, антонимы).

При выполнении заданий в тетрадях проводится взаимопроверка по шкале самооценки, которая вводится в первом классе (оценивают правильность выполнения работы или аккуратность работы). В дальнейшем можно оценивать и то, и другое одновременно. Учащиеся рисуют в тетрадях на полях шкалу в виде прямой вертикальной линии, рядом ставится буква обозначающая, что оценивается П - правильность, А - аккуратность.


П А

х

х

Х - крестик - ребёнок обозначает уровень выполнения своей работы и таким же образом оценивает работу и учитель. После этой работы даётся словесная оценка работы своего товарища, где выявляются противоречия в самооценке и взаимооценке, идёт обмен мнениями.

Ученик, оценивая ответ какого-либо ученика, обращает внимание на то, что какое-либо качество(например: логичность изложения материала) у него вчера не получалось, а сегодня уже видны изменения в лучшую сторону, следовательно завтра будет ещё лучше. Это позволяет отмечать даже незначительные успехи каждого ученика.

В начале года учитель подробно знакомит и со шкалой самооценки, и как с ней работать, что по ней проверять, учит видеть малейшие успехи каждого ученика, начиная оценивание с выделения положительных моментов.

На уроках литературного слушания при изучении стихов мы используем «Словарь настроений», который помогает определить настроение стихотворения, тем самым пополняя словарный запас учеников. В дальнейшем это помогает вывести критерии взаимооценке и самооценке.

Например: 1. Получилось ли передать настроение стихотворения.

2. Соблюдалось ли логическое ударение.

3. Выдерживались ли логические паузы.

4. С ошибками или без ошибок прочитал ученик стихотворение.

Такой вид оценивания способствует развитию монологической речи.

Оценивание происходит по особым критериям, которые на каждом предмете свои и для каждого задания разные. Но в основном требуется оценивать:

- полноту ответа

- логику изложения

- правильность выполнения

- умение делать выводы

- доказательность

Взаимооценивание может проводиться и по группам, и в парах, и индивидуально.

Во втором классе ребята уже переходят от качественной оценки к отметке. Научившись оценивать свою работу и работу товарища можно легко и безболезненно переходить к отметочной системе, где в первую очередь играет роль оценивание качества знаний, а отметка это только цифра, которой можно записать результат выполненной работы.

Таким образом, самооценивание и взаимооценивание учащимися способствует развитию внимания (так как учителя необходимо внимательно слушать), логического мышления и обогащению словарного запаса.

Самое главное - происходит рефлексия(самооценка) собственных достижений(отслеживание своих результатов).

2

© 2010-2022