- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья. Оценивание достижений учащихся детьми
Статья. Оценивание достижений учащихся детьми
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпова И.В. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Печатные материалы для методического сборника МБОУ лицей № 100
Доклад - выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов
МОУ лицей № 100
Карповой Ирины Васильевны
Тема: «Оценивание достижений учащихся учащимися»
В связи с безотметочной системой в первом классе практикуется оценка качественной стороны достижений (знаний, умений, навыков) учеников.
Уже с первого класса необходимо учить детей разным способам оценки, таким как, устное оценивание и письменное (учитель - ученик, ученик - ученик), самооценивание и взаимооценивание.
Соответственно главной задачей учителя является научить ребёнка адекватной самооценке и взаимооценке. В этом возрасте (младший школьный возраст) им легче оценить других, при этом ребята видят только плохое, отклонение от нормы, учитель же учит выделять сперва положительное, а уж потом высказывать свои замечания, которые выступают в виде пожеланий.
В первом классе ученики учатся оценивать ответы своих сверстников на примере учителя. Первый учитель показывает, как правильно оценивать, а затем дети. Это можно проводить в форме игры: подбираем слова, которые можно использовать для качественной оценки ответа (подбери синонимы, антонимы).
При выполнении заданий в тетрадях проводится взаимопроверка по шкале самооценки, которая вводится в первом классе (оценивают правильность выполнения работы или аккуратность работы). В дальнейшем можно оценивать и то, и другое одновременно. Учащиеся рисуют в тетрадях на полях шкалу в виде прямой вертикальной линии, рядом ставится буква обозначающая, что оценивается П - правильность, А - аккуратность.
-
П А
х
х
Х - крестик - ребёнок обозначает уровень выполнения своей работы и таким же образом оценивает работу и учитель. После этой работы даётся словесная оценка работы своего товарища, где выявляются противоречия в самооценке и взаимооценке, идёт обмен мнениями.
Ученик, оценивая ответ какого-либо ученика, обращает внимание на то, что какое-либо качество(например: логичность изложения материала) у него вчера не получалось, а сегодня уже видны изменения в лучшую сторону, следовательно завтра будет ещё лучше. Это позволяет отмечать даже незначительные успехи каждого ученика.
В начале года учитель подробно знакомит и со шкалой самооценки, и как с ней работать, что по ней проверять, учит видеть малейшие успехи каждого ученика, начиная оценивание с выделения положительных моментов.
На уроках литературного слушания при изучении стихов мы используем «Словарь настроений», который помогает определить настроение стихотворения, тем самым пополняя словарный запас учеников. В дальнейшем это помогает вывести критерии взаимооценке и самооценке.
Например: 1. Получилось ли передать настроение стихотворения.
2. Соблюдалось ли логическое ударение.
3. Выдерживались ли логические паузы.
4. С ошибками или без ошибок прочитал ученик стихотворение.
Такой вид оценивания способствует развитию монологической речи.
Оценивание происходит по особым критериям, которые на каждом предмете свои и для каждого задания разные. Но в основном требуется оценивать:
- полноту ответа
- логику изложения
- правильность выполнения
- умение делать выводы
- доказательность
Взаимооценивание может проводиться и по группам, и в парах, и индивидуально.
Во втором классе ребята уже переходят от качественной оценки к отметке. Научившись оценивать свою работу и работу товарища можно легко и безболезненно переходить к отметочной системе, где в первую очередь играет роль оценивание качества знаний, а отметка это только цифра, которой можно записать результат выполненной работы.
Таким образом, самооценивание и взаимооценивание учащимися способствует развитию внимания (так как учителя необходимо внимательно слушать), логического мышления и обогащению словарного запаса.
Самое главное - происходит рефлексия(самооценка) собственных достижений(отслеживание своих результатов).
2