Урок по литературе для 2 класса «Бобик в гостях у Барбоса»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе для 2 класса «Бобик в гостях у Барбоса»Урок по литературе для 2 класса «Бобик в гостях у Барбоса»


Средняя школа № 8 с ДМЦ










Учитель начальных классов

ЖУК ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА



г. Текели, 2013 год

Тема урока: Н.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса».

Цель урока: обобщить знания учащихся по произведению Н.Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса»

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить биографию писателя, характерные черты главных героев;

  • Формировать умение выделять главное, анализировать прочитанное;

  • Учить учащихся работать над выразительностью и осмысленностью чтения текста;

  • Направить учащихся на осознание главной мысли дружбы настоящих друзей;

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, память учащихся;

  • Обогащать словарный запас учащихся, расширять общий кругозор;

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся чувство юмора;

  • Воспитывать ответственное отношение к процессу обучения;

  • Прививать любовь к животным.

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Методы обучения: беседа, наглядный, аналитический, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • Презентация слайдов;

  • Рефераты учащихся;

  • Фрагмент мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»;

  • Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

  • Выставка книг Н. Носова.

Ход урока I. Организационный момент. 1. Приветствие, психологический настрой.

2. Проверка готовности класса к уроку - наличие учебников и школьных принадлежностей.

II. Актуализация. 1. Постановка цели урока. - Сегодня у нас повторительно - обобщающий урок по произведению Н.Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». III. Повторение. 1. Вступительное слово учителя. Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «О тех, кто лает».
На свете множество собак И на цепи и просто так: Собак служебных - пограничных, Дворовых «шариков» обычных, И молодых пугливых шавок, Что тявкать любят из-под лавок, И тех изнеженных болонок, Чей нос курнос, а голос тонок, И ни на что уже не годных - Бродячих псов, всегда голодных. В любой момент готовы к драке Псы - драчуны и забияки. Псы - гордецы и недотроги Спокойно дремлют на пороге. А сладкоежки-лизоблюды Всё лижут из любой посуды. Среди собак любой породы Есть и красавцы и уроды, Есть великаны, это - доги! Коротконогие бульдоги И жесткошерстные терьеры. Одни - черны, другие - серы, А на иных смотреть обидно - Так заросли, что глаз не видно! Известны всем собачьи свойства: И ум, и чуткость, и геройство, Любовь, и верность, и коварство, И отвратительное барство, И с полуслова послушанье, И это все - от воспитанья!
2. Беседа. По познанию мира мы проходили тему о домашних животных - собаках. Вы подготовили рефераты о собаках, которые попали в книгу рекордов Гиннеса. - Какие собаки попали в книгу рекордов Гиннеса? (Самая сильная собака, самая высокая собака, самая маленькая собака, собака с самыми большими ушами и т. д.)

(На слайде самая большая и самая маленькая собаки встретились) 3. Вступительная беседа. Слово о писателе.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком брёвен. В 1927 г. Носов поступает в Киевский Художественный институт, а в 1929 г. переводится в Московский институт кинематографии. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, радиолюбительством, фотографией. 4. Работа с выставкой книг. На доске: Носов: детских книг творец.Урок по литературе для 2 класса «Бобик в гостях у Барбоса» Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел Имя Н. Носова становится известным и популярным и среди школьников среднего возраста, после публикации повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов - «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Телефон», «Фантазеры», «Затейники» и др. были объединены в сборнике «Тук-тук», автор написал много сборников рассказов для детей, среди них такие как: «Ступеньки» и «Весёлые рассказы» и многие другие. В 50-х годах, издаются романы, объединённые в трилогию «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне» В 1961 г. выходят юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. «Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует много знаний». IV. Работа над произведением. Рассказ мы будем читать по частям. 1. Чтение учителем до «Бобик залез».

1. Барбоске скучно одному дома и он приглашает в гости Бобика. - Назовите главных героев рассказа. - Чем занимался каждый из членов семьи? (Дедушка ходил на работу, Барбос сторожил дом, кот Васька ловил мышей) - Хорошо ли жилось Барбосу в доме? (Да) - Почему Барбосу нельзя гулять? (Дедушка велел дом стеречь) - Как Барбос относится к дедушке? - Почему Бобик не сразу согласился пойти в гости к Барбосу? (Чтобы его не прогнали) 2. Чтение учащимися «цепочкой» до «… свое отражение». - Что рассказал о своей жизни Бобик? - Почему Бобик завидует Барбосу? - Как Бобик назвал расческу? (Пила) - Что ответил ему Барбос? (Не пила, а гребешок) 2.1. Словарная работа.

- Что означает слово «гребешок»?

Гребешок - многозначное слово. (Гребешок есть у петуха, гребешок - небольшая расчёска с частыми мелкими зубьями.) 3. Чтение по ролям до «Барбос только фыркнул и отошел в сторону». 3.1. Чтение отрывка сильным учеником. 3.2. Чтение по ролям: автор, Барбос, Бобик.и его анализ. - Как Бобик описал свое собственное отражение в зеркале? Здесь начинается тема обмана. - Почему Бобик не верит Барбосу, хотя Барбос пока говорит правду? - Каким словом Бобик показал, что ему весело? (Вот умора) 3.3. Словарная работа. - Как вы думаете, что означает слово «умора»? (Ответы детей)

Умора - уморительный случай, нечто очень смешное. V.Физкультурная минутка. VI. Продолжение работы над произведением. 4. Жужжащее чтение до «Потом они…». - Чем похвастался Барбос? - Что сделали Барбос и Бобик, когда включили телевизор? - Чем Барбос угощал Бобика? 5. Просмотр отрывка из мультфильма «Валяние на кровати». - Ребята, в учебнике данный эпизод описан вкратце, а мы с вами посмотрим как это было в мультфильме. - Почему Барбос «так заврался, что не мог уже остановиться»? - Какое качество характера Барбоса показывает нам автор, когда пишет о вранье? (Выдумщик, трус, хвастун, зазнайка)

6. Чтение рассказа до конца со слов «А дедушка увидел на своей кровати …»

- За что наказан Барбос?

- Справедливо ли его наказал дедушка?

- Можно ли назвать Барбоса добрым? Докажите.

- Настоящий ли друг Васька?

- Какими должны быть настоящие друзья?

VII. Творческая работа.

Составление пятистишия.

Напоминаю схему пятистишия.

Слово (предмет, явление)

какой, какая (признак этого предмета или явления)

(3 слова, что делает?)

_____________________ (предложение или фраза, раскрывающая суть).

___________ 1 слово-ассоциация.

Друг Друг

настоящий, верный надежный, преданный

доверяет, делится, не подведет поможет, выручит, не предаст

Друг в беде не бросит. Друг всегда рядом.

Опора. Поддержка.

Учитель заслушивает выборочно полученные записи пятистиший.

VIII. Обобщение.

- Соедините стрелками качества, которые относятся к Барбосу, Бобику.

Отчаянный Выдумщик Барбос Зазнайка Трусишка Бобик Гостеприимный Доверчивый IX. Выводы. Чтение рассказа направлено на осознание главной мысли дружбы настоящих друзей. X. Подведение итогов.

Вы ответьте, на уроке

Не было ли скуки?

Кому было интересно

Поднимите руки. - Что понравилось больше всего? XI. Выставление оценок.

XII. Задание на дом.

с. 208 - 212

Выразительное выборочное чтение эпизодов, которые особенно понравились.

Задала я вам заданье.

Что ж, ребята, до свиданья!

Прозвенит сейчас звонок,

И закончится урок,

Спасибо вам мои, друзья!

Всем очень благодарна я.

























Слайд 1. - Сегодня у нас повторительно - обобщающий урок по произведению Н.Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». III. Повторение. 1. Вступительное слово учителя. Послушайте стихотворениеС. Михалкова «О тех, кто лает».
На свете множество собак

Слайд 2 - 3 И на цепи и просто так:

Слайд 4. Собак служебных - пограничных,

Слайд 5. Дворовых «шариков» обычных, И молодых пугливых шавок, Что тявкать любят из-под лавок,

Слайд 6. И тех изнеженных болонок, Чей нос курнос, а голос тонок,

Слайд 7. И ни на что уже не годных - Бродячих псов, всегда голодных.

Слайд 8. В любой момент готовы к драке Псы - драчуны и забияки.

Слайд 9. Псы - гордецы и недотроги Спокойно дремлют на пороге.

Слайд 10. А сладкоежки-лизоблюды Всё лижут из любой посуды.

Слайд 11. Среди собак любой породы Есть и красавцы и уроды,

Слайд 12. Есть великаны, это - доги!

Слайд 13. Коротконогие бульдоги

Слайд 14. И жесткошерстные терьеры.

Слайд 15. Одни - черны,

Слайд 16. другие - серы,

Слайд 17. А на иных смотреть обидно - Так заросли, что глаз не видно!

Слайд 18. Известны всем собачьи свойства: И ум, и чуткость, и геройство,

Слайд 19. Любовь, и верность, и коварство, И отвратительное барство,

Слайд 20. И с полуслова послушанье, И это все - от воспитанья!

2. Беседа.

Слайд 21. По познанию мира мы проходили тему о домашних животных - собаках. Вы подготовили рефераты о собаках, которые попали в книгу рекордов Гиннеса. - Какие собаки попали в книгу рекордов Гиннеса? (Самая сильная собака, самая высокая собака, самая маленькая собака, собака с самыми большими ушами и т. д.)

(На слайде самая большая и самая маленькая собаки встретились) 3. Вступительная беседа. Слово о писателе.

Слайд 22.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком брёвен. В 1927 г. Носов поступает в Киевский Художественный институт, а в 1929 г. переводится в Московский институт кинематографии. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, радиолюбительством, фотографией.

Слайд 23. «Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует много знаний». 4. Работа с выставкой книг.

Слайд 24. Имя Н. Носова становится известным и популярным и среди школьников среднего и младшего возраста.

Слайд 25. Он написал замечательные юмористические произведения «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Живая шляпа», «Огурцы», «Телефон», «Фантазеры», «Затейники», «Ступеньки», «Весёлые рассказы», «Приключения Коли Клюквина», «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».







IV. Работа над произведением. Рассказ мы будем читать по частям. 1. Чтение учителем до «Бобик залез».

Слайд 26. - Назовите главных героев рассказа. - Чем занимался каждый из членов семьи? (Дедушка ходил на работу, Барбос сторожил дом, кот Васька ловил мышей) - Хорошо ли жилось Барбосу в доме? (Да) - Почему Барбосу нельзя гулять? (Дедушка велел дом стеречь) - Как Барбос относится к дедушке? - Почему Бобик не сразу согласился пойти в гости к Барбосу? (Чтобы его не прогнали)









2. Чтение учащимися «цепочкой» до «… свое отражение». - Что рассказал о своей жизни Бобик? - Почему Бобик завидует Барбосу? - Как Бобик назвал расческу? (Пила) - Что ответил ему Барбос? (Не пила, а гребешок) 2.1. Словарная работа.

- Что означает слово «гребешок»?

Слайд 27.

Гребешок - многозначное слово. (Гребешок есть у петуха, гребешок - небольшая расчёска с частыми мелкими зубьями.)
















3. Чтение по ролям до «Барбос только фыркнул и отошел в сторону».

Слайд 28. 3.1. Чтение отрывка сильным учеником. 3.2. Чтение по ролям: автор, Барбос, Бобик.и его анализ. - Как Бобик описал свое собственное отражение в зеркале? Здесь начинается тема обмана. - Почему Бобик не верит Барбосу, хотя Барбос пока говорит правду? - Каким словом Бобик показал, что ему весело? (Вот умора) 3.3. Словарная работа. - Как вы думаете, что означает слово «умора»? (Ответы детей)

Слайд 29.

Умора - уморительный случай, нечто очень смешное.
V.Физкультурная минутка.






VI. Продолжение работы над произведением. 4. Жужжащее чтение до «Потом они…». - Чем похвастался Барбос?

Слайд 30. - Что сделали Барбос и Бобик, когда включили телевизор?

Слайд 31. - Чем Барбос угощал Бобика?
5. Просмотр отрывка из мультфильма «Валяние на кровати». - Ребята, в учебнике данный эпизод описан вкратце, а мы с вами посмотрим как это было в мультфильме. - Почему Барбос «так заврался, что не мог уже остановиться»? - Какое качество характера Барбоса показывает нам автор, когда пишет о вранье? (Выдумщик, трус, хвастун, зазнайка)

6. Чтение рассказа до конца со слов «А дедушка увидел на своей кровати …»

- За что наказан Барбос?

- Справедливо ли его наказал дедушка?

- Можно ли назвать Барбоса добрым? Докажите.

- Настоящий ли друг Васька?

- Какими должны быть настоящие друзья?


VII. Творческая работа.

Составление пятистишия.

Слайд 32.

Напоминаю схему пятистишия.

Слово (предмет, явление)

какой, какая (признак этого предмета или явления)

(3 слова, что делает?)

_____________________ (предложение или фраза, раскрывающая суть).

___________ 1 слово-ассоциация.

Друг Друг

настоящий, верный надежный, преданный

доверяет, делится, не подведет поможет, выручит, не предаст

Друг в беде не бросит. Друг всегда рядом. Опора. Поддержка.

Учитель заслушивает выборочно полученные записи пятистиший.

VIII. Обобщение.

Слайд 33.

- Соедините стрелками качества, которые относятся к Барбосу, Бобику.

Отчаянный Выдумщик Барбос Зазнайка Трусишка Бобик Гостеприимный Доверчивый IX. Выводы. Чтение рассказа направлено на осознание главной мысли дружбы настоящих друзей. X. Подведение итогов.

Вы ответьте, на уроке

Не было ли скуки?

Кому было интересно

Поднимите руки. - Что понравилось больше всего? XI. Выставление оценок.

XII. Задание на дом.

с. 208 - 212

Выразительное выборочное чтение эпизодов, которые особенно понравились.

Задала я вам заданье.

Что ж, ребята, до свиданья!

Прозвенит сейчас звонок,

И закончится урок,

Спасибо вам мои, друзья!

Всем очень благодарна я.




















Схема пятистишия.

Слово (предмет, явление)

какой, какая (признак этого предмета или явления)

(3 слова, что делает?)

_____________________ (предложение или фраза, раскрывающая суть).

___________ 1 слово-ассоциация.

Например: Зима Друг холодная, голодная настоящий, верный морозит, метет, рисует доверяет, делится, не подведет Зима сковала реку. Друг в беде не бросит. Снег Верность ……………………………………………………………………………………………………………

Схема пятистишия.

Слово (предмет, явление)

какой, какая (признак этого предмета или явления)

(3 слова, что делает?)

_____________________ (предложение или фраза, раскрывающая суть).

___________ 1 слово-ассоциация.

Например: Зима Друг холодная, голодная настоящий, верный морозит, метет, рисует доверяет, делится, не подведет Зима сковала реку. Друг в беде не бросит. Снег Верность ……………………………………………………………………………………………………………

Схема пятистишия.

Слово (предмет, явление)

какой, какая (признак этого предмета или явления)

(3 слова, что делает?)

_____________________ (предложение или фраза, раскрывающая суть).

___________ 1 слово-ассоциация.

Например: Зима Друг холодная, голодная настоящий, верный морозит, метет, рисует доверяет, делится, не подведет Зима сковала реку. Друг в беде не бросит. Снег Верность

…………………………………………………………………………………………………… Схема пятистишия.

Слово (предмет, явление)

какой, какая (признак этого предмета или явления)

(3 слова, что делает?)

_____________________ (предложение или фраза, раскрывающая суть).

___________ 1 слово-ассоциация.

Например: Зима Друг холодная, голодная настоящий, верный морозит, метет, рисует доверяет, делится, не подведет Зима сковала реку. Друг в беде не бросит. Снег Верность


© 2010-2022