- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка на тему Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва
Методическая разработка на тему Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кустова О.А. |
Дата | 17.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Конспект урока
Тема: Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва
Автор разработки: Кустова Ольга Александровна
Учитель начальных классов
БОУ СМР «СОШ №5».
Г. Сокол Вологодской области
г.Сокол
Раздел: «Традиции слова»
Урок «Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва»
Основные понятия. Заповеди Божии. Заветы предков. Молитва. Благодарение.
Видеоряд. Житие праведного Прокопия Устюжского.
Детская библия.
Иллюстрация иконы «Святой праведный Прокопий Устюжский»
Журнал «Лад», № 1, 1995г.
Аудиоряд. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «В минуту жизни трудную»; «Молитва». Церковная музыка в грамзаписи.
Ход урока. 1) Присоединение с элементами практической деятельности
Священные слова предназначены для души, духа. Священным словам относятся заповеди и заветы. Найдите в учебнике, что такое заповедь и запишите определение в тетрадь (стр. 22 №1).
Заповедь - основные правила христианской жизни. Заповеди оберегают нашу жизнь от искушений, испытаний.
Где мы можем прочитать заповеди?
(Все они перечислены в библии)
Наши предки знали их наизусть.
Давайте вспомним некоторые:
(дети называют)
- Почитай отца твоего и мать.
- Не кради
- Не произноси ложного свидетельства
- Будьте милосердны.
- Мир имейте меж собой.
Это все мы с вами помним с 3 класса.
Есть еще заповеди:
- Не завидуй.
- Не сотвори себе кумира.
- Не осуждай другого
- Всякому просящему у тебя давай.
Важно заповеди не только знать. Куда важнее им следовать в жизни.
Выполните задание №3 стр.22 в рабочей тетради (4 класс 1 часть)
Из века в век старые люди говорили молодым: «Держись правила- «Береги платье снову, а честь смолоду».
Великий князь киевский Владимир Мономах завещал 800 лет назад своим детям(зачитать стр.56 учебник « Истоки» 4 класс)
Работа с тетрадью стр. 24 задание 7.
Многие заповеди разъяснялись в пословицах и поговорках, жизненных советах, родительских наставлениях. Все вместе они составили заветы предков.
2) Активное занятие.
Работа в четверке «Заповеди и заветы»
Задание: Прочитать и соотнести заповеди Божии с заветами предков, соединяя их по смыслу.
Этапы работы:
1.Подготовительный этап (объяснить суть задания, все ли поняли)
Вспомнить алгоритм работы в четверках.
2. Индивидуальный этап. Самостоятельно. Время работы 5 минут.
3.Работа в четверках.
Учителю важно отметить и поощрить делегирование полномочий лидера остальным участникам четверки. Время работы 10 минут.
4. Обсуждение в классе.
- Экспертная оценка.
В ходе обсуждения необходимо обратить внимание на то, что заветы предков разъясняют заповеди Божии. Подвести к выводу, что заповеди и заветы лежат в основе жизни, помогают сохранить связь между поколениями.
- Экспертная оценка учителя.
5. Заключительный этап.
Подумайте:
- Почему заповеди и заветы относятся к священным словам?
- Легко ли было приходить к единому мнению?
По этому материалу выполните дома задание №4 стр.22 раб. тетради.
2)К священному слову относится и молитва.
Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу».
1.Подготовительный этап. Присоединение.
(Тихо звучит музыка)
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И вертится, и плачется,
И так легко, легко…
М.Ю.Лермонтов Молитвой называют обращение к Богу, ангелам, Богородице, святым. Верующий человек творит ее тогда, когда возникает духовная потребность. Он просит Бога вразумить его, наставить. Молитвы бывают прощения и благодарения. Ее не принято произносить мимо ходом, несерьёзно. К ней обращаются в самые важные минуты жизни, от души, серьезно. В православной традиции различают молитвы общественные и частные. Зачитайте стр. 58, учебник «Истоки» 4 класс. Неверующему человеку не всегда понятна радость молитвы, они с пониманием относятся к тому, что ее возносят люди верующие. Учитель приводит примеры, когда молитва помогала человеку. В газете «Комсомольская правда» от 17.03.2000 г. описан случай с мальчиком, который спасся благодаря молитве. Этот случай произошёл около деревни Семенково Вологодской области. Второй пример: Житие Прокопия Устюжского (стр.58 учебник, изображение иконы «Святой праведный Прокопий Устюжский»). Рассказ о нем учителя (Журнал «Лад»1995 г. №1 стр. 11-17). Чтение отрывка учащимися из жития «Спасение от каменной тучи» Ответ на вопрос после чтения: что помогло спасти город от каменной тучи? - Резкое изменение погодных условий к лучшему; - раскаяние жителей в своих грехах; - святая молитва праведника Прокопия; - Божья милость к раскаявшимся в своих грехах людям. Высказывания детей. Обобщение учителя: - молитва; - любовь к ближнему; - быть терпимыми к другим людям.
2.Основной этап. Высказывания детей по вопросу : в каких жизненных ситуациях человек обращается к богу? 3. Заключительный этап. - Какие мысли, чувства возникли в ходе разговора? Обобщение учителя: Молитва помогает сберегать чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчает сердце. Дети читают стихотворение (стр.59 учебного пособия 4 кл.) 4. Рефлексия по уроку: - Кому было интересно на уроке? - Почему заповеди и заветы важно не толь знать, но и соблюдать? - Чем объяснить, что и неверующий человек должен уважительно относиться к молитве? - Кому из вас после нашего урока захотелось стать добрее чище душой, следовать этим заветам?
Домашнее задание: Расспросите родителей, когда им приходилось обращаться с молитвой? В какой ситуации? Какие заповеди лежат в основе вашей семьи?
Урок закончен! Всем спасибо!