Методическая разработка на тему Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»



Конспект урока

Тема: Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва


Автор разработки: Кустова Ольга Александровна

Учитель начальных классов

БОУ СМР «СОШ №5».

Г. Сокол Вологодской области

г.Сокол



Раздел: «Традиции слова»

Урок «Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва»

Основные понятия. Заповеди Божии. Заветы предков. Молитва. Благодарение.

Видеоряд. Житие праведного Прокопия Устюжского.

Детская библия.

Иллюстрация иконы «Святой праведный Прокопий Устюжский»

Журнал «Лад», № 1, 1995г.

Аудиоряд. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «В минуту жизни трудную»; «Молитва». Церковная музыка в грамзаписи.

Ход урока. 1) Присоединение с элементами практической деятельности

Священные слова предназначены для души, духа. Священным словам относятся заповеди и заветы. Найдите в учебнике, что такое заповедь и запишите определение в тетрадь (стр. 22 №1).

Заповедь - основные правила христианской жизни. Заповеди оберегают нашу жизнь от искушений, испытаний.

Где мы можем прочитать заповеди?

(Все они перечислены в библии)

Наши предки знали их наизусть.

Давайте вспомним некоторые:

(дети называют)

- Почитай отца твоего и мать.

- Не кради

- Не произноси ложного свидетельства

- Будьте милосердны.

- Мир имейте меж собой.

Это все мы с вами помним с 3 класса.

Есть еще заповеди:

- Не завидуй.

- Не сотвори себе кумира.

- Не осуждай другого

- Всякому просящему у тебя давай.

Важно заповеди не только знать. Куда важнее им следовать в жизни.

Выполните задание №3 стр.22 в рабочей тетради (4 класс 1 часть)

Из века в век старые люди говорили молодым: «Держись правила- «Береги платье снову, а честь смолоду».

Великий князь киевский Владимир Мономах завещал 800 лет назад своим детям(зачитать стр.56 учебник « Истоки» 4 класс)

Работа с тетрадью стр. 24 задание 7.

Многие заповеди разъяснялись в пословицах и поговорках, жизненных советах, родительских наставлениях. Все вместе они составили заветы предков.

2) Активное занятие.

Работа в четверке «Заповеди и заветы»

Задание: Прочитать и соотнести заповеди Божии с заветами предков, соединяя их по смыслу.

Этапы работы:

1.Подготовительный этап (объяснить суть задания, все ли поняли)

Вспомнить алгоритм работы в четверках.

2. Индивидуальный этап. Самостоятельно. Время работы 5 минут.

3.Работа в четверках.

Учителю важно отметить и поощрить делегирование полномочий лидера остальным участникам четверки. Время работы 10 минут.

4. Обсуждение в классе.

- Экспертная оценка.

В ходе обсуждения необходимо обратить внимание на то, что заветы предков разъясняют заповеди Божии. Подвести к выводу, что заповеди и заветы лежат в основе жизни, помогают сохранить связь между поколениями.

- Экспертная оценка учителя.

5. Заключительный этап.

Подумайте:

- Почему заповеди и заветы относятся к священным словам?

- Легко ли было приходить к единому мнению?

По этому материалу выполните дома задание №4 стр.22 раб. тетради.

2)К священному слову относится и молитва.

Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу».

1.Подготовительный этап. Присоединение.

(Тихо звучит музыка)

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И вертится, и плачется,

И так легко, легко…

М.Ю.Лермонтов Молитвой называют обращение к Богу, ангелам, Богородице, святым. Верующий человек творит ее тогда, когда возникает духовная потребность. Он просит Бога вразумить его, наставить. Молитвы бывают прощения и благодарения. Ее не принято произносить мимо ходом, несерьёзно. К ней обращаются в самые важные минуты жизни, от души, серьезно. В православной традиции различают молитвы общественные и частные. Зачитайте стр. 58, учебник «Истоки» 4 класс. Неверующему человеку не всегда понятна радость молитвы, они с пониманием относятся к тому, что ее возносят люди верующие. Учитель приводит примеры, когда молитва помогала человеку. В газете «Комсомольская правда» от 17.03.2000 г. описан случай с мальчиком, который спасся благодаря молитве. Этот случай произошёл около деревни Семенково Вологодской области. Второй пример: Житие Прокопия Устюжского (стр.58 учебник, изображение иконы «Святой праведный Прокопий Устюжский»). Рассказ о нем учителя (Журнал «Лад»1995 г. №1 стр. 11-17). Чтение отрывка учащимися из жития «Спасение от каменной тучи» Ответ на вопрос после чтения: что помогло спасти город от каменной тучи? - Резкое изменение погодных условий к лучшему; - раскаяние жителей в своих грехах; - святая молитва праведника Прокопия; - Божья милость к раскаявшимся в своих грехах людям. Высказывания детей. Обобщение учителя: - молитва; - любовь к ближнему; - быть терпимыми к другим людям.

2.Основной этап. Высказывания детей по вопросу : в каких жизненных ситуациях человек обращается к богу? 3. Заключительный этап. - Какие мысли, чувства возникли в ходе разговора? Обобщение учителя: Молитва помогает сберегать чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчает сердце. Дети читают стихотворение (стр.59 учебного пособия 4 кл.) 4. Рефлексия по уроку: - Кому было интересно на уроке? - Почему заповеди и заветы важно не толь знать, но и соблюдать? - Чем объяснить, что и неверующий человек должен уважительно относиться к молитве? - Кому из вас после нашего урока захотелось стать добрее чище душой, следовать этим заветам?
Домашнее задание: Расспросите родителей, когда им приходилось обращаться с молитвой? В какой ситуации? Какие заповеди лежат в основе вашей семьи?

Урок закончен! Всем спасибо!



© 2010-2022