Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа: МОБУ «Саракташская СОШ № 1»

Учитель: Кучерова Татьяна Анатольевна

Класс: 2 «А»

Дата проведения урока: 20. 11. 2014 г.

Внеурочное занятие кружка: Я - исследователь.

Тема внеурочного занятия: Организация исследования (практическое занятие). Эксперименты с магнитом.

Цель урока: создать условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности. Формируемые УУД:

Познавательные:

- находить информацию,

- уметь анализировать, обобщать,

- представлять информацию в сжатом виде.

Регулятивные:

- планировать деятельность,

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно,

- высказывать свою версию.

Коммуникативные:

-излагать свое мнение,

- быть готовым изменить свою точку зрения,

- работать в группе, выполняя определённую роль,

- уметь договариваться.

Личностные:

- осваивать новые социальные роли,

- строить бесконфликтные отношения с другими людьми. Тип занятия: практическое занятие в форме игры.

Практический урок: ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Практическая работа - это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.
Целесообразность: формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода­
ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Место урока в системе уроков: 10 урок за год, первое практическое занятие в разделе: исследование. Это занятие не имело бы смысла, если бы до этого не был пройден большой теоретический блок: что можно исследовать, как задавать вопросы; учились выбирать темы, предметы и объекты исследования, учились ставить цели и задачи исследования, учились выделять гипотезы.

Этапы урока имели последовательность и логическую связь между собой.

1. Постановка задач.

2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы. 3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы.

4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.

5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков.

6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости.



Ход внеурочного занятия 1. Оргмомент. - Руки? - На месте. - Ноги? - На месте. - Локти? - У края. - Спинка? -Прямая. - Ребята, какое настроение у вас сейчас? (хорошое, замечательное…) Тогда начинаем урок.
2. Постановка цели, выявление опорных знаний, необходимых для проведения работы.

- Сегодня мы будем работать в лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы - лаборантами. (слайд ) - Чем занимаются в лаборатории? Проводят опыты, эксперименты. - Что же такое эксперимент? (Ответы детей) - С какой целью проводится эксперимент, для чего? - Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д. Эксперимент - это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы. - Какова цель нашего занятия? - Цель нашего занятия - научиться проводить эксперимент самостоятельно.
3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы. Составление алгоритма работы. - Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определённый порядок, выполнять его по этапам, по алгоритму. - Перед вами этапы проведения эксперимента. (слайд) - Ваша задача придать им правильную последовательность. Разложите этапы в том порядке, в каком проводится эксперимент. На экране показ этапов проведения эксперимента. (слайд ) 1. Определить цель (как вы понимаете выражение «цель эксперимента» - это конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы) 2. Подготовить оборудование - (Что может относиться к оборудованию? - предметы, которыми мы будем пользоваться. Микроскоп, лупа, пинцет, таблицы, колбы и др. приборы.) 3. Провести опыт - (Т.е. произвести определённые действия с предметами) 4. Зафиксировать результат - (Что означает слово «фиксировать?» - записать полученные результаты в карту эксперимента.) 5. Сделать вывод - Т.е. обобщить информацию, исходя из полученных результатов. - У вас на партах лежит алгоритм, сверьте с экраном. При проведении эксперимента вы должны строго следовать этому алгоритму. (см. приложение) - Работать вы будете в группах. - Итак, наша лаборатория начинает свою работу!

4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.

- Но, есть одна проблема, мне нужна помощь. Я обронила в крупу 5 скрепок. Нужно найти их и достать. (На столе тарелка с пшеном, на дне которой 5 скрепок.)

- Спасибо, скрепки нам еще понадобятся.

- Совсем недавно во мне открылись экстрасенсорные способности. Посмотрите! Я научилась двигать предметы! * На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

- Почему стакан двигается? (- Потому что в стакане и в руке магнит.) Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка. Он очень похож на магнитную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. (слайды) Послушайте легенду. Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила. - Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические. - Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.) - Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента. - Гипотеза-предположение нуждается в проверке, подтверждении. Как это сделать? Провести эксперимент. - А вы знаете, как проводить эксперименты. Итак, обратимся к нашему алгоритму. - Первым шагом является определение цели. Чтобы сформулировать цель эксперимента, мы обычно используем слова: выяснить, доказать, определить. (вывешивается на доске) Давайте попробуем сформулировать цель. Цель: доказать, что магнит притягивает (не) все металлические предметы.
- Далее нам нужно оборудование. Какое оборудование необходимо? металлические предметы, магнит - Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент? Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он. - Что нам нужно для того, чтобы фиксировать результаты эксперимента? Таблицы исследования. Раздать оборудование и таблицы. (см. приложение) На тарелках лежат предметы: гвоздь, кольцо, скрепка, пуговица, уголок для мебели, бигуди, медная проволока, монеты: 10 руб РФ, 5 коп СССР, 50 коп. РФ. - Что вы должны сделать после проведения опыта? (Записать результат в таблицу)

Предмет

Притягивается

Не притягивается

гвоздь

+


кольцо

+


пуговица


+

скрепка

+


уголок для мебели

+


бигуди


+

Кусок проволоки


+

Монета 10 руб.


+

Монета 5 коп.


+

Монета 50 коп.

+



Дети представляют результат, остальные сверяют (подтверждают). Возврат к гипотезе-предположению. - Вы смогли подтвердить гипотезу-предположение? (ДА-НЕТ) - Каков результат эксперимента? ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом. - Вспомните мою просьбу в начале урока. (Отыскать скрепки в крупе) - Как можно было быстро их достать? (Использовать магнит). Каждая группа получает по тарелке с крупой. В ней спрятаны 4 скрепки. (крупа в каждой тарелке разная). - Использую магнит, достаньте скрепки. - Почему так быстро получилось? (Воспользовались только что определенным нами свойством магнита - притягивать все металлическое)
5. Физминутка. - Пройдите по классу с магнитом, проверьте, какие предметы притянет к себе магнит, а какие - нет.
6. Проведение различных опытов для выяснения других свойств магнита. - Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?» (Возможно, они изготовлены из разных металлов.) - Хорошо, вам предстоит дальнейшая работа. - Выяснить, какие металлы магнит притягивает, а какие нет. - Что вам понадобится для проведения опыта? Оборудование: образцы металлов, магнит. - Самым распространённым металлом в земной коре является алюминий. К чёрным металлам относят железо, марганец и хром. Все остальные - цветные. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно делят на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний). (слайды) - Получите образцы металлов, выясните какие металлы магнит притягивает, а какие - нет. В таблице № 2 отметьте результаты вашей работы. Проводится опыт.

Металл

Притягивается

Не притягивается

Сталь

v

Алюминий


v

Латунь


v


Дети представляют результат, остальные сверяют (подтверждают). Магнит притягивает сталь, не притягивает алюминий и латунь.
- Так почему не все монеты притягивались? Это говорит о том, что в составе монетного сплава отсутствует железо. - Учёные выяснили, что при нагревании магнита до определённой температуры, он теряет своё свойство притягивать металлические предметы. - А как вы думаете, теряет ли магнит свойство притягивать металлические предметы через преграды, например, стекло или пластик? Хотите это узнать? Как вы это можете сделать? Провести еще один эксперимент. Опыт: Проверить притянет ли магнит скрепку через ткань, пластик, бумагу, стекло…. Раздается по группам оборудование. 1 группа - бумага, стекло, 2 группа - пластик, вода. 3 группа - ткань, дерево. 4 группа - картон, зеркало. 5 группа - пластик, вода. 6 группа - пластик, ткань Вывод: магнит не теряет свойство притягивать железные предметы через преграды. - Выявим еще одно свойство магнита. Опыт. Магниты действуют на расстоянии. Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Опыт. Как увидеть магнитное поле?

- В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем.

Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Хотите его увидеть?

Раздается оборудование: тарелки с железными опилками.

Если поднести снизу тарелки магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. 7. Заключительная беседа. Рефлексия. - Работа нашей лаборатории подошла к завершению. - Закончите фразы. (слайд) Из опытов я узнал о магните, что он… притягивает к себе железо и сталь. сохраняет свои свойства в воде, через бумагу, стекло, ткань, дерево и пластик. - Где в жизни применяем магнит? -Применение магнита в жизни: кнопочки на одежде, обуви, сумках; в медицине, в производстве, в школе, в детских играх и игрушках, как украшение (на холодильник, на шторах), в бытовой технике и аппаратуре, пластиковые карточки с магнитной полоской. - Заполните карту знаний. (см. приложение) - Спасибо за урок.


Приложение.

Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.


Таблица № 1


Предмет

Притягивается

Не притягивается


гвоздь



кольцо



пуговица



скрепка



уголок для мебели



бигуди



кусок проволоки



Монета 10 руб.



Монета 5 коп.



Монета 50 коп.




Таблица № 2


Металл

Притягивается

Не притягивается


Сталь



Алюминий



Латунь





Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.




Этапы проведения эксперимента.

1. Определить цель (то есть конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы).

2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться).

3. Провести опыт - (то есть произвести определённые действия с предметами).

4. Зафиксировать результат - (записать полученные результаты в карту эксперимента.)

5. Сделать вывод - обобщить информацию, исходя из полученных результатов.

_____________________________________________________________________



Этапы проведения эксперимента.

1. Определить цель (то есть конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы).

2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться).

3. Провести опыт - (то есть произвести определённые действия с предметами).

4. Зафиксировать результат - (записать полученные результаты в карту эксперимента.)

5. Сделать вывод - обобщить информацию, исходя из полученных результатов.

Карта знаний

  1. ОВнеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.тметь на «лесенке» уровень своих знаний, полученных на уроке.



  1. Хочется ли ещё узнавать что- то новое и проводить самостоятельно исследования?

А) Да

Б) нет

3. Твоё отношение к уроку?

Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.










Карта знаний

  1. ОВнеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.тметь на «лесенке» уровень своих знаний, полученных на уроке.



  1. Хочется ли ещё узнавать что- то новое и проводить самостоятельно исследования?

А) Да

Б) нет

3. Твоё отношение к уроку?

Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.

10

© 2010-2022