- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл
Внеурочка Я - исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучерова Т.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Школа: МОБУ «Саракташская СОШ № 1»
Учитель: Кучерова Татьяна Анатольевна
Класс: 2 «А»
Дата проведения урока: 20. 11. 2014 г.
Внеурочное занятие кружка: Я - исследователь.
Тема внеурочного занятия: Организация исследования (практическое занятие). Эксперименты с магнитом.
Цель урока: создать условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности. Формируемые УУД:
Познавательные:
- находить информацию,
- уметь анализировать, обобщать,
- представлять информацию в сжатом виде.
Регулятивные:
- планировать деятельность,
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
- высказывать свою версию.
Коммуникативные:
-излагать свое мнение,
- быть готовым изменить свою точку зрения,
- работать в группе, выполняя определённую роль,
- уметь договариваться.
Личностные:
- осваивать новые социальные роли,
- строить бесконфликтные отношения с другими людьми. Тип занятия: практическое занятие в форме игры.
Практический урок: ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.
Практическая работа - это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.
Целесообразность: формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода
ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.
Место урока в системе уроков: 10 урок за год, первое практическое занятие в разделе: исследование. Это занятие не имело бы смысла, если бы до этого не был пройден большой теоретический блок: что можно исследовать, как задавать вопросы; учились выбирать темы, предметы и объекты исследования, учились ставить цели и задачи исследования, учились выделять гипотезы.
Этапы урока имели последовательность и логическую связь между собой.
1. Постановка задач.
2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы. 3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы.
4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.
5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков.
6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости.
Ход внеурочного занятия 1. Оргмомент. - Руки? - На месте. - Ноги? - На месте. - Локти? - У края. - Спинка? -Прямая. - Ребята, какое настроение у вас сейчас? (хорошое, замечательное…) Тогда начинаем урок.
2. Постановка цели, выявление опорных знаний, необходимых для проведения работы.
- Сегодня мы будем работать в лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы - лаборантами. (слайд ) - Чем занимаются в лаборатории? Проводят опыты, эксперименты. - Что же такое эксперимент? (Ответы детей) - С какой целью проводится эксперимент, для чего? - Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д. Эксперимент - это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы. - Какова цель нашего занятия? - Цель нашего занятия - научиться проводить эксперимент самостоятельно.
3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы. Составление алгоритма работы. - Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определённый порядок, выполнять его по этапам, по алгоритму. - Перед вами этапы проведения эксперимента. (слайд) - Ваша задача придать им правильную последовательность. Разложите этапы в том порядке, в каком проводится эксперимент. На экране показ этапов проведения эксперимента. (слайд ) 1. Определить цель (как вы понимаете выражение «цель эксперимента» - это конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы) 2. Подготовить оборудование - (Что может относиться к оборудованию? - предметы, которыми мы будем пользоваться. Микроскоп, лупа, пинцет, таблицы, колбы и др. приборы.) 3. Провести опыт - (Т.е. произвести определённые действия с предметами) 4. Зафиксировать результат - (Что означает слово «фиксировать?» - записать полученные результаты в карту эксперимента.) 5. Сделать вывод - Т.е. обобщить информацию, исходя из полученных результатов. - У вас на партах лежит алгоритм, сверьте с экраном. При проведении эксперимента вы должны строго следовать этому алгоритму. (см. приложение) - Работать вы будете в группах. - Итак, наша лаборатория начинает свою работу!
4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.
- Но, есть одна проблема, мне нужна помощь. Я обронила в крупу 5 скрепок. Нужно найти их и достать. (На столе тарелка с пшеном, на дне которой 5 скрепок.)
- Спасибо, скрепки нам еще понадобятся.
- Совсем недавно во мне открылись экстрасенсорные способности. Посмотрите! Я научилась двигать предметы! * На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).
- Почему стакан двигается? (- Потому что в стакане и в руке магнит.) Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка. Он очень похож на магнитную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. (слайды) Послушайте легенду. Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила. - Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические. - Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.) - Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента. - Гипотеза-предположение нуждается в проверке, подтверждении. Как это сделать? Провести эксперимент. - А вы знаете, как проводить эксперименты. Итак, обратимся к нашему алгоритму. - Первым шагом является определение цели. Чтобы сформулировать цель эксперимента, мы обычно используем слова: выяснить, доказать, определить. (вывешивается на доске) Давайте попробуем сформулировать цель. Цель: доказать, что магнит притягивает (не) все металлические предметы.
- Далее нам нужно оборудование. Какое оборудование необходимо? металлические предметы, магнит - Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент? Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он. - Что нам нужно для того, чтобы фиксировать результаты эксперимента? Таблицы исследования. Раздать оборудование и таблицы. (см. приложение) На тарелках лежат предметы: гвоздь, кольцо, скрепка, пуговица, уголок для мебели, бигуди, медная проволока, монеты: 10 руб РФ, 5 коп СССР, 50 коп. РФ. - Что вы должны сделать после проведения опыта? (Записать результат в таблицу)
Предмет
Притягивается
Не притягивается
гвоздь
+
кольцо
+
пуговица
+
скрепка
+
уголок для мебели
+
бигуди
+
Кусок проволоки
+
Монета 10 руб.
+
Монета 5 коп.
+
Монета 50 коп.
+
Дети представляют результат, остальные сверяют (подтверждают). Возврат к гипотезе-предположению. - Вы смогли подтвердить гипотезу-предположение? (ДА-НЕТ) - Каков результат эксперимента? ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом. - Вспомните мою просьбу в начале урока. (Отыскать скрепки в крупе) - Как можно было быстро их достать? (Использовать магнит). Каждая группа получает по тарелке с крупой. В ней спрятаны 4 скрепки. (крупа в каждой тарелке разная). - Использую магнит, достаньте скрепки. - Почему так быстро получилось? (Воспользовались только что определенным нами свойством магнита - притягивать все металлическое)
5. Физминутка. - Пройдите по классу с магнитом, проверьте, какие предметы притянет к себе магнит, а какие - нет.
6. Проведение различных опытов для выяснения других свойств магнита. - Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?» (Возможно, они изготовлены из разных металлов.) - Хорошо, вам предстоит дальнейшая работа. - Выяснить, какие металлы магнит притягивает, а какие нет. - Что вам понадобится для проведения опыта? Оборудование: образцы металлов, магнит. - Самым распространённым металлом в земной коре является алюминий. К чёрным металлам относят железо, марганец и хром. Все остальные - цветные. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно делят на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний). (слайды) - Получите образцы металлов, выясните какие металлы магнит притягивает, а какие - нет. В таблице № 2 отметьте результаты вашей работы. Проводится опыт.
Металл
Притягивается
Не притягивается
Сталь
v
Алюминий
v
Латунь
v
Дети представляют результат, остальные сверяют (подтверждают). Магнит притягивает сталь, не притягивает алюминий и латунь.
- Так почему не все монеты притягивались? Это говорит о том, что в составе монетного сплава отсутствует железо. - Учёные выяснили, что при нагревании магнита до определённой температуры, он теряет своё свойство притягивать металлические предметы. - А как вы думаете, теряет ли магнит свойство притягивать металлические предметы через преграды, например, стекло или пластик? Хотите это узнать? Как вы это можете сделать? Провести еще один эксперимент. Опыт: Проверить притянет ли магнит скрепку через ткань, пластик, бумагу, стекло…. Раздается по группам оборудование. 1 группа - бумага, стекло, 2 группа - пластик, вода. 3 группа - ткань, дерево. 4 группа - картон, зеркало. 5 группа - пластик, вода. 6 группа - пластик, ткань Вывод: магнит не теряет свойство притягивать железные предметы через преграды. - Выявим еще одно свойство магнита. Опыт. Магниты действуют на расстоянии. Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Опыт. Как увидеть магнитное поле?
- В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем.
Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Хотите его увидеть?
Раздается оборудование: тарелки с железными опилками.
Если поднести снизу тарелки магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. 7. Заключительная беседа. Рефлексия. - Работа нашей лаборатории подошла к завершению. - Закончите фразы. (слайд) Из опытов я узнал о магните, что он… притягивает к себе железо и сталь. сохраняет свои свойства в воде, через бумагу, стекло, ткань, дерево и пластик. - Где в жизни применяем магнит? -Применение магнита в жизни: кнопочки на одежде, обуви, сумках; в медицине, в производстве, в школе, в детских играх и игрушках, как украшение (на холодильник, на шторах), в бытовой технике и аппаратуре, пластиковые карточки с магнитной полоской. - Заполните карту знаний. (см. приложение) - Спасибо за урок.
Приложение.
Таблица № 1
Предмет
Притягивается
Не притягивается
гвоздь
кольцо
пуговица
скрепка
уголок для мебели
бигуди
кусок проволоки
Монета 10 руб.
Монета 5 коп.
Монета 50 коп.
Таблица № 2
Металл
Притягивается
Не притягивается
Сталь
Алюминий
Латунь
Этапы проведения эксперимента.
1. Определить цель (то есть конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы).
2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться).
3. Провести опыт - (то есть произвести определённые действия с предметами).
4. Зафиксировать результат - (записать полученные результаты в карту эксперимента.)
5. Сделать вывод - обобщить информацию, исходя из полученных результатов.
_____________________________________________________________________
Этапы проведения эксперимента.
1. Определить цель (то есть конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы).
2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться).
3. Провести опыт - (то есть произвести определённые действия с предметами).
4. Зафиксировать результат - (записать полученные результаты в карту эксперимента.)
5. Сделать вывод - обобщить информацию, исходя из полученных результатов.
Карта знаний
-
Отметь на «лесенке» уровень своих знаний, полученных на уроке.
-
Хочется ли ещё узнавать что- то новое и проводить самостоятельно исследования?
А) Да
Б) нет
3. Твоё отношение к уроку?
Карта знаний
-
Отметь на «лесенке» уровень своих знаний, полученных на уроке.
-
Хочется ли ещё узнавать что- то новое и проводить самостоятельно исследования?
А) Да
Б) нет
3. Твоё отношение к уроку?
10