Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 1 классе

по УМК «Школа 2100». Тема урока: Величины. Масса. Килограмм. Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине - массе и единице измерения массы - килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Задачи: Учебные: познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство - сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.
Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.
Оборудование: учебник, тетрадь, комплекты геометрических фигур (разных по цвету, форме и размеру), карточки заданий по уровням сложности, интерактивная доска, компьютер, гири, весы.

Ход урока:

1. Орг. момент

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень точная наука,

Очень строгая наука -

Это МАТЕМАТИКА.


- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления)

- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием)

- Сегодня, мы с вами - исследователи. Лучшие исследователи по итогу работы на уроке получат награду - отличительный знак - наклейку в ваш дневник. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.

А чтобы работа была успешной - улыбнитесь друг другу.

- Перед началом исследования проведём разминку.

2. Актуализация знаний.

1) Минутка чистописания.

Посмотрите на записанные числа. Найди закономерность и продолжи ряд.

1уровень 112 123 134 …

2 уровень 16 61 26 62 …

3уровень 19 28 37…

Задание свободной минутки* :

Какие слова придумали ребята:

Р 1 А

7 Я

Па 3 от

2) Задания на группировку фигу и предметов по определенному признаку.

- Ребята, посмотрите на геометрические фигуры. Что о них можете сказать?

(Есть одинаковые по цвету, форме и размеру. Их можно объединить в группы)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

- А теперь посмотрите на эти предметы. Что о них можете сказать?

(Есть одинаковые по материалу и назначению. Их тоже можно объединить в группы)

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с массой.

В руках учителя две одинаковые коробочки.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые)

?! - Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия?

(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.

Выходят 2-3 ученика

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая - тяжелее)

- А как же называется такое свойство предметов?

(высказывание учеников; находится верное утверждение)

На доске выставляется слово МАССА.

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)

-Что бы вы хотели узнать о массе?

Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении пищи и т. д.)

- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?

(Величина - это такое свойство (признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит, и предметы можно измерить и их значение массы записать числом.)

- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.

* Физкультминутка

«Цапля» (на равновесие) сначала на одной ноге, затем на другой

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать!

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться!

2. Проверка предположений.

1). - Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор. Как он называется? (Весы)

История возникновения весов.

Весы - один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

- Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.

Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

- А сейчас поработаем с бытовыми весами.

Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии)

Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).

Коробки ставятся на чашечные весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)

- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

Практическое задание:

-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.

- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Ребята, что мы сейчас сравнивали? (Массы предметов)

2) Работа с учебником

  • С.78 №1. Ребята читают задание.

- Посмотрите на предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый. Как мы это можем определить? ( По чашечкам весов)

- Какой вывод сделаем? МАССА ЯБЛОКА РАВНА МАССЕ АПЕЛЬСИНА, МАССА ЯБЛОКА МЕНЬШЕ МАССЫ ГРУШИ, МАССА ЯБЛОКА БОЛЬШЕ МАССЫ КЛУБНИКИ.

ЗНАЧИТ: ВСЕХ ЛЕГЧЕ КЛУБНИКА, А ТЯЖЕЛЕЕ ГРУША.


  • №2. С. 78.

- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?

Ябл. - 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)

ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ 1 ЯБЛОКО - 5 КЛУБНИК

- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

(мерка - клубника)

- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса - это величина (в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина»).


  • 3). №3.С.78

- Выразите массу яблока в шоколадках.

Яблоко= 2 шоколадкам.

В чём измеряли яблоки? (Шоколадкой). ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.

Яблоко = 2 шоколадки - записать на доске.

Получается, что 5 клубник=2 шоколадкам? Но 5 >2. Нет ли здесь ошибки???

(Нет, так как мы измеряли разными мерками).

- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!!!!!)

- Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.

Гимнастика для глаз (электронная минутка отдыха).
3. Введение единицы измерения массы - 1 килограмм


(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)

- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка - яблоко)

- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка - банан).

- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)

- Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину?


Доклад о старинных мерках

1) Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь.
Существовало и много местных мер: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными.
Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти 120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, артиллерийский, медицинский, аптекарский, фунт для мяса, фунт для железа и т. д.
Все в старину было по-другому.

2) Ещё раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.

- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется?

- И много лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм (открывается табличка - словарное слово)

В Математике принято записывать 1 кг так - (записать на доске и в тетради).

Учитель показывает гирю в 1 кг. И даёт некоторым ребятам её подержать.

- В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1 кг!!!! (показать)

Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие (записывают в тетрадь).

Давайте вернёмся к нашему учебнику №5 с.79. Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (Да) Почему? (Измеряли одинаковой меркой)

-Ребята, какой меркой измеряют вес предметов? (Килограммом)
- Какова масса дыни? (3 кг) - Масса риса? (2 кг) Сравните их массы. ( Запись в тетрадь.)
4. Первичное закрепление.
- Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие? - Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода.)

Физкультминутка

Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука - левая чашка, правая рука - правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

  • весы находятся в равновесии;

  • левая чаша весов опустилась;

  • правая чаша весов опустилась;

  • весы находятся в равновесии;

  • масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

  • весы находятся в равновесии;

  • груз на левой чаше легче;

  • весы находятся в равновесии.



Работа в паре: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • Уравновесь математические весы, которые стоят у вас на парте
  • Положите на одну чашечку весов металлическую полоску а на другую пластмассовую. Что можно сказать?
  • А теперь - оставьте пластмассовую полоску на чашечке, а металлическую - поменяйте на пробковую полоску. Что теперь можно сказать?
  • Какая же полоска оказалась самая лёгкая? А самая тяжёлая?
  • Какая полоска была мерой веса?
  • Что мы сейчас сравнивали (массу предметов)

  • А сейчас давайте сравним массу металлического квадратика и массу 2 кубиков. Что получилось?

(масса 2 кубиков=массе 1 квадратика)

Самостоятельная работа (карточка на каждого ребёнка) Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)


Самопроверка по ключу. Встаньте те, у кого правильно все весы? - 1 весы - 2 весов
Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности (карточки на каждого ребёнка)

1 уровень 2 уровень
6 кг + 4кг=….кг С 3кг + 1 кг = … кг Р 7 кг - 1кг = …кг А 5 кг + 2 кг = …кг М 4 кг - 2кг =…кг М 6 кг - 1 кг = … кг А 3 кг - 2 кг = … кг Е 8 кг - 5 кг = … кг К 2 6 10 10 6


7

1

4

3

4









3 уровень

5 кг + 3 кг = …кг Л

6 кг - 1 кг = … кг К

3 кг - 2 кг = … кг Р

4 кг + 3 кг = … кг И

2 кг + 2 кг = … кг О

8 кг - 2 кг = … кг Г

5 кг - 3 кг = … кг А

7 кг - 4 кг = … кг М

5

7

8

4

6

1

2

3

3










5. Итог урока. Рефлексия.


  • Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса - это величина.

(Возвращаемся к схеме)


  • А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?


  • Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)


  • Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.


  • Ребята, вам понравился наш урок? Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?

  • Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» 1 А класса. Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску с помощью магнитика.

  • Если вы очень старались, и вам все удалось - выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными - выберите желтый цвет, а если совсем не постарались - тогда зеленый цвет.

  • Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!




Мы узнали на уроке, Что такое «килограмм». Килограммы помогают, Что угодно взвесить нам. Можем мы узнать, на сколько Тяжелее кит слона, Сколько весит кот мой Васька, Я и ты, он и она…

  • Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

*** Дополнительное задание (если есть время)

Ответьте на вопросы:

  • Кто тяжелее, если масса Крокодила Гены равна массе трех Чебурашек, а масса Винни-Пуха равна массе пяти Чебурашек?

  • Кто тяжелее, если масса Крокодила Гены равна массе трех Чебурашек, а масса Винни-Пуха равна массе десяти уток?

  • Сделайте вывод.

Конспект урока по математике на тему Величины. Масса. Килограмм (1 класс)

© 2010-2022