- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по основам светской этики
Урок по основам светской этики
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ершкова Г.Н. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАОУ Первомайская СОШ № 2
Нижегородская область
Конспект открытого урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Модуль: «Светская этика»
2014-2015
Тема урока: «Чувство Родины»
Раздел учебника: «Этика человеческих отношений»
Цель: формирование образа Родины на основе создания образа малой родины;
формирование у детей способности исследовать свои чувства к самым близким людям и своей малой родине
Обучающие задачи:
-
познакомить с понятиями «чувство Родины, патриотизм»;
-
развивать критическое мышление;
-
формировать у детей способность распознавать свои эмоции и чувства
- создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории родного края;
-
подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)
-
самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности, своих чувств )
нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)
Метапредметные:
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
-
Регулятивные УУД
-
определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
-
овладение навыком работы по предложенному учителем плану;
-
умение высказывать свое предположение на основе просмотренных видеороликов, текста учебного пособия, прослушанных стихов;
-
корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-
Познавательные УУД
-
нахождение ответов на вопросы в тексте;
-
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, таблица, выбор лишнего, работа со словарем, иллюстрация);
-
переработка и преобразование информации из одной формы в другую (работа с контурной картой);
-
использование словарей, справочников;
-
осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;
-
установление причинно-следственных связей.
-
Коммуникативные УУД
-
Инициативное сотрудничество со сверстниками и учителем
-
умение слушать и вступать в диалог;
-
интегрироваться в пары и уметь сотрудничать со своими сверстниками
Материалы к уроку: опорные схемы, карта России, глобус, презентации учащихся и видеоролики о России.
Литература: учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс».- А. И. Шемшурина ( программа « Гармония»), толковый словарь Ожегова С.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
-
Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Встали- за руки взялись.
Руки опустили вниз.
Все образовали круг из друзей и подруг.
Приветствие
Поприветствуйте друг друга:
Улыбку для друга пускаем по кругу!
Пожимаем руку- посылаем другу.
Эмоциональный настрой на урок
Релакс (звучит запись «звуки леса»).
Примите удобное положение. Глаза закрыты. Вдох, выдох -2 р. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Твое тело легкое как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.
Вот опушка леса. Журчит ручеек. Рядом стоит раскидистый дуб. Это дуб раздумий. Тебе хорошо, легко. На твоих губах появляется улыбка.
Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка, ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.
-
Актуализация знаний
Слайд №1
Наш ДУБ РАЗДУМИЙ готов помочь нам и сегодня, послушать наши рассуждения о самых важных вещах в жизни каждого человека.
Мудрый ДУБ на прошлом уроке приблизил нас к пониманию того, что значит быть человеком. Слайд №2
-Какие качества характера важно воспитывать и развивать в себе?
(Доброту, вежливость, любовь и бережное отношение к природе, уважение к людям)
Слайд№3.
-Это для нас новые знания или уже открытые?
3. Постановка учебной задачи. Определение проблемы урока.
-Чтобы определить наш дальнейший маршрут урока, отгадайте загадку.
Загадка
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю - вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
- Назовите тему урока. Слайд№4
Просмотр видеоролика о Родине
-Назовите три слова-существительных, которые передают ваши чувства после просмотра этого ролика.
Вывод учителя: Мы сегодня будем исследовать в себе «ЧУВСТВО РОДИНЫ»
Запишите тему в тетрадь. Слайд №5
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какие вопросы можно поставить по данной теме?
(Высказывания детей)
Слайд №6
План
-
Есть ли у меня свой образ Родины?
-
Из чего он складывается?
-
Почему людям так дорога Родина?
-
Что такое патриотизм?
-
Какое оно «чувство Родины»?
-
Где «живет чувство Родины»?
Работа с таблицей самооценки своих знаний Слайд №7
План открытия знаний
Знаю
Хочу знать
Узнал
1.
Есть ли у меня свой образ Родины?
2.
Из чего он складывается?
3.
Что такое патриотизм?
4
Почему людям так дорога Родина?
5.
Где « живет чувство Родины»?
6.
Какое оно «чувство Родины»?
7.
Удалось ли мне создать свой образ Родины на уроке (более яркий и красивый) ?
Да-
Нет-
5. Реализация построенного проекта
-Есть ли у меня «свой образ Родины»?
Слайд №8
Блиц-опрос (одним предложением)
-Что для вас означает понятие Родина?
Родина-это место, где я родился.
Родина- это моя семья.
Родина- это мои друзья.
Родина- это мой любимый уголок природы.
(выставка рисунков детей)
Работа с таблицей самооценки (№1)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Из чего складывается «образ Родины»?
А) Создание образа своей родины
Чтобы рассуждать о понятиях семья, мама, город, родина нужно о них знать. Давайте послушаем ребят, которые готовили индивидуальные задания. Сегодня они поделятся своими образами родины.
(Дети представляют свои мини- проекты «Родословная моей семьи», «Моя родная улица», «Мой родной город»)
-Как можно назвать прадеда Ирины, который защищал свою Родину?
(Патриот)
-Кто такой патриот?
(Значение слова по словарю) Слайд №9,10
Физкультминутка для глаз
Продолжение работы-проекты детей.
Вывод: спасибо за ваши образы своей родины. Нам было интересно ваше мнение
- Подберите однокоренные слова к слову «родина»?
(Родина, родиться, родич, родня, родословная, народ) Слайд №11
- Какой корень в слове родина?
- Слово родина происходит от слова род.
-Что означает слово род?
Род -ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника.
-Подберите синоним к слову «родина». (Отечество)
-Подберите антоним к этому слову. (Чужбина)
Работа со словарем
-А какое определение можно найти в словарях? (Отдельный слайд.Презентация ученика)
-
Родина- Отечество, родная страна.
-
Родина- место рождения, происхождения кого- чего нибудь, возникновения чего- нибудь.
(Защита Родины. Москва-его родина.)
Давайте послушаем, как рассуждает о Родине Катя Кунова вместе с героиней стихотворения.
Ученица читает наизусть
Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!
-Какой вывод сделала героиня стихотворения?
Вывод:
- Почему людям так дорога Родина? Почему люди готовы отдать за Родину свою жизнь?
Проверка своих выводов по учебнику.
Работа с учебником с. 56-57. Слайд№12
Работа с таблицей самооценки (№3).
Физкультминутка.
Переход на смарт.
-
Самостоятельная работа (1 ученик работает у доски с интерактивом)
Работа с пословицами в парах.
Москва царство,
того народ презирает.
Кто Родине изменяет
- не сходи.
Береги землю родимую,
Родина- малина.
Чужбина -калина,
а наша деревня рай.
С родной земли умри
как мать любимую.
Выполнили без ошибок
Выполнили с 1 ошибкой
Выполнили с 2-3 ошибками
Вывод:
-Какая пословица говорит о любви к своей малой родине?
-Какая пословица выражает любовь к нашей большой Родине?
-Какие пословицы учат быть патриотом своей Родины?
Работа с таблицей самооценки (№4)
8.Включение в систему знаний и повторение в новой ситуации
А) Практическая работа с картой и глобусом
- Что вы можете сказать о территории России?
(Наша страна самая большая в мире.)
-Где она расположена? ( На материке Евразия)
- Покажите на карте столицу России.
- Найдем её на глобусе.
-Найдите в тетради на карте России нашу малую родину и отметьте флажком.
Проверка по эталону. Слайд.
Вывод: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.
Самые северные территории России находятся в непосредственной близости от Северного полюса, а самые южные - в тропиках. При таких условиях люди, живущие в России, должны быть очень разными. И это хорошо, что все мы разные, но объединять нас должны общие духовные ценности.
Б) Распознавание «чувства Родины»
-Какие чувства у вас вызвали воспоминания о своих близких, о своей Родине?
-Найдите лишнее чувство. Объясните почему оно лишнее. Слайд.
-любовь
-чувство гордыни
-уважение
-гордость
-радость
-нежность
-Где «живут» все эти чувства?
-Какое главное чувство?
Вывод: Со своими чувствами нужно уметь правильно обращаться. Человек должен знать во всём «чувство меры». Гордость не должна перерастать в гордыню, становиться нескромностью.
Вывод: ученик рассказывает стихотворение
О родине - негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она - моя отрада и награда,
Скажу о ней - молитву сотворю:
"Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!"
В) Домашнее задание по выбору:
1.с. 56-59 прочитать, ответить на вопросы,
2. Записать в тетрадь стихотворный или прозаический текст о родине, который нашел отклик в вашей душе.
2. Выучить пословицы и уметь их объяснить.
3. Выучить стихотворение о Родине из учебника.
-Где «живет чувство Родины»?
Г) Практическое упражнение «Контур человека» Слайд.
Найдите место, где по- вашему у нас находится душа. Выберите какого цвета ваша душа и нарисуйте её кружком.
Работа с таблицей самооценки (№5)
-Какое оно «чувство Родины»?
-Какого размера ваше чувство к Родине? Слайд.
С..
-птицу
- с яблоко
-горный родник
-с высокую гору
-безбрежное море
Высказывания детей: Слайд.
Моя …….находится …..
Она …….цвета, как ……
Моё чувство к Родине ………как ….
-Как же такое большое чувство смогло уместиться в таком маленьком месте?
Вывод:
В этом особенность нашего духовного мира. В своей душе мы можем уместить огромное количество разных чувств и эмоций. Важно помнить, что в нашей душе обязательно должно найтись место главным чувствам: любви к своим родителям, к своей Родине, доброте, отзывчивости. Все эти чувства связаны между собою.
Давайте послушаем, как песня Ю. Антонова «Родные места»)
Работа с таблицей самооценки (№6)
Мы сегодня заглянули в души многих людей: поэтов, своих одноклассников. Они поделились с нами частичкой соей души, рассказали о самом сокровенном.
Я тоже хотела бы поделиться с вами своим «чувством Родины» и приоткрыть свою душу.
Читаю свое стихотворение о Родине «Мой родимый край» (Под видеоролик о малой родине )
Вывод: Наше чувство любви к Родине, к своим близким- это самое прекрасное чувство, которое мы можем испытывать. Именно такие чувства делают нас лучше, поднимают нашу душу ввысь к нашим духовным ценностям, тогда наша душа парит, как этот лёгкий, воздушный шарик. (Шарик)
-Удалось ли мне на уроке создать «свой образ Родины»?
Работа с таблицей самооценки (№7)
Слайд.
9. Рефлексия
Закончите предложение:
После этого урока, мне захотелось …..
Мне было интересно ……..
Я не ожидал, что….
Оказывается…..
Самым неожиданным для меня было….
Я бы еще больше хотел узнать о …..
Мне больше всего….
Слайд.
Вывод учителя: Напутствием вам пусть послужат слова русского писателя
М. Салтыкова- Щедрина: «Люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершить»