Урок по основам светской этики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Первомайская СОШ № 2

Нижегородская область













Конспект открытого урока

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс

Модуль: «Светская этика»




2014-2015

Тема урока: «Чувство Родины»

Раздел учебника: «Этика человеческих отношений»

Цель: формирование образа Родины на основе создания образа малой родины;

формирование у детей способности исследовать свои чувства к самым близким людям и своей малой родине

Обучающие задачи:

  • познакомить с понятиями «чувство Родины, патриотизм»;

  • развивать критическое мышление;

  • формировать у детей способность распознавать свои эмоции и чувства

Воспитательные:
  • создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории родного края;
  • подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

  • самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности, своих чувств )

нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

Метапредметные:
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Регулятивные УУД

  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;

  • умение высказывать свое предположение на основе просмотренных видеороликов, текста учебного пособия, прослушанных стихов;

  • корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  1. Познавательные УУД

  • нахождение ответов на вопросы в тексте;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, таблица, выбор лишнего, работа со словарем, иллюстрация);

  • переработка и преобразование информации из одной формы в другую (работа с контурной картой);

  • использование словарей, справочников;

  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

  • установление причинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные УУД

  • Инициативное сотрудничество со сверстниками и учителем

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • интегрироваться в пары и уметь сотрудничать со своими сверстниками

Материалы к уроку: опорные схемы, карта России, глобус, презентации учащихся и видеоролики о России.

Литература: учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс».- А. И. Шемшурина ( программа « Гармония»), толковый словарь Ожегова С.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Встали- за руки взялись.

Руки опустили вниз.

Все образовали круг из друзей и подруг.

Приветствие

Поприветствуйте друг друга:

Улыбку для друга пускаем по кругу!

Пожимаем руку- посылаем другу.

Эмоциональный настрой на урок

Релакс (звучит запись «звуки леса»).

Примите удобное положение. Глаза закрыты. Вдох, выдох -2 р. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Твое тело легкое как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Вот опушка леса. Журчит ручеек. Рядом стоит раскидистый дуб. Это дуб раздумий. Тебе хорошо, легко. На твоих губах появляется улыбка.

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка, ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.

  1. Актуализация знаний

Слайд №1

Наш ДУБ РАЗДУМИЙ готов помочь нам и сегодня, послушать наши рассуждения о самых важных вещах в жизни каждого человека.

Мудрый ДУБ на прошлом уроке приблизил нас к пониманию того, что значит быть человеком. Слайд №2

-Какие качества характера важно воспитывать и развивать в себе?

(Доброту, вежливость, любовь и бережное отношение к природе, уважение к людям)

Слайд№3.

-Это для нас новые знания или уже открытые?

3. Постановка учебной задачи. Определение проблемы урока.

-Чтобы определить наш дальнейший маршрут урока, отгадайте загадку.

Загадка

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю - вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

- Назовите тему урока. Слайд№4

Просмотр видеоролика о Родине

-Назовите три слова-существительных, которые передают ваши чувства после просмотра этого ролика.

Вывод учителя: Мы сегодня будем исследовать в себе «ЧУВСТВО РОДИНЫ»

Запишите тему в тетрадь. Слайд №5

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какие вопросы можно поставить по данной теме?

(Высказывания детей)

Слайд №6

План

  1. Есть ли у меня свой образ Родины?

  2. Из чего он складывается?

  3. Почему людям так дорога Родина?

  4. Что такое патриотизм?

  5. Какое оно «чувство Родины»?

  6. Где «живет чувство Родины»?


Работа с таблицей самооценки своих знаний Слайд №7

План открытия знаний

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.

Есть ли у меня свой образ Родины?

2.

Из чего он складывается?

3.

Что такое патриотизм?

4

Почему людям так дорога Родина?

5.

Где « живет чувство Родины»?

6.

Какое оно «чувство Родины»?

7.

Удалось ли мне создать свой образ Родины на уроке (более яркий и красивый) ?

Да-

Нет-



5. Реализация построенного проекта

-Есть ли у меня «свой образ Родины»?

Слайд №8

Блиц-опрос (одним предложением)

-Что для вас означает понятие Родина?

Родина-это место, где я родился.

Родина- это моя семья.

Родина- это мои друзья.

Родина- это мой любимый уголок природы.

(выставка рисунков детей)

Работа с таблицей самооценки (№1)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Из чего складывается «образ Родины»?

А) Создание образа своей родины

Чтобы рассуждать о понятиях семья, мама, город, родина нужно о них знать. Давайте послушаем ребят, которые готовили индивидуальные задания. Сегодня они поделятся своими образами родины.

(Дети представляют свои мини- проекты «Родословная моей семьи», «Моя родная улица», «Мой родной город»)

-Как можно назвать прадеда Ирины, который защищал свою Родину?

(Патриот)

-Кто такой патриот?

(Значение слова по словарю) Слайд №9,10

Физкультминутка для глаз

Продолжение работы-проекты детей.

Вывод: спасибо за ваши образы своей родины. Нам было интересно ваше мнение

- Подберите однокоренные слова к слову «родина»?

(Родина, родиться, родич, родня, родословная, народ) Слайд №11

- Какой корень в слове родина?

- Слово родина происходит от слова род.

-Что означает слово род?

Род -ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника.

-Подберите синоним к слову «родина». (Отечество)

-Подберите антоним к этому слову. (Чужбина)

Работа со словарем

-А какое определение можно найти в словарях? (Отдельный слайд.Презентация ученика)

  1. Родина- Отечество, родная страна.

  2. Родина- место рождения, происхождения кого- чего нибудь, возникновения чего- нибудь.

(Защита Родины. Москва-его родина.)

Давайте послушаем, как рассуждает о Родине Катя Кунова вместе с героиней стихотворения.

Ученица читает наизусть

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

-Какой вывод сделала героиня стихотворения?

Вывод:

- Почему людям так дорога Родина? Почему люди готовы отдать за Родину свою жизнь?

Проверка своих выводов по учебнику.

Работа с учебником с. 56-57. Слайд№12

Работа с таблицей самооценки (№3).

Физкультминутка.

Переход на смарт.

  1. Самостоятельная работа (1 ученик работает у доски с интерактивом)

Работа с пословицами в парах.

Москва царство,

того народ презирает.

Кто Родине изменяет

- не сходи.

Береги землю родимую,

Родина- малина.

Чужбина -калина,

а наша деревня рай.

С родной земли умри

как мать любимую.

Выполнили без ошибок

Выполнили с 1 ошибкой

Выполнили с 2-3 ошибками

Вывод:

-Какая пословица говорит о любви к своей малой родине?

-Какая пословица выражает любовь к нашей большой Родине?

-Какие пословицы учат быть патриотом своей Родины?

Работа с таблицей самооценки (№4)

8.Включение в систему знаний и повторение в новой ситуации

А) Практическая работа с картой и глобусом

- Что вы можете сказать о территории России?

(Наша страна самая большая в мире.)

-Где она расположена? ( На материке Евразия)

- Покажите на карте столицу России.

- Найдем её на глобусе.

-Найдите в тетради на карте России нашу малую родину и отметьте флажком.

Проверка по эталону. Слайд.

Вывод: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

Самые северные территории России находятся в непосредственной близости от Северного полюса, а самые южные - в тропиках. При таких условиях люди, живущие в России, должны быть очень разными. И это хорошо, что все мы разные, но объединять нас должны общие духовные ценности.

Б) Распознавание «чувства Родины»

-Какие чувства у вас вызвали воспоминания о своих близких, о своей Родине?

-Найдите лишнее чувство. Объясните почему оно лишнее. Слайд.

-любовь

-чувство гордыни

-уважение

-гордость

-радость

-нежность

-Где «живут» все эти чувства?

-Какое главное чувство?

Вывод: Со своими чувствами нужно уметь правильно обращаться. Человек должен знать во всём «чувство меры». Гордость не должна перерастать в гордыню, становиться нескромностью.

Вывод: ученик рассказывает стихотворение

О родине - негромко говорю:

Ведь о большой любви кричать не надо.

Она - моя отрада и награда,

Скажу о ней - молитву сотворю:

"Будь вечно в благоденствии и славе,

Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,

Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво

И пред тобой себя не уронить!"

В) Домашнее задание по выбору:

1.с. 56-59 прочитать, ответить на вопросы,

2. Записать в тетрадь стихотворный или прозаический текст о родине, который нашел отклик в вашей душе.

2. Выучить пословицы и уметь их объяснить.

3. Выучить стихотворение о Родине из учебника.

-Где «живет чувство Родины»?

Г) Практическое упражнение «Контур человека» Слайд.

Найдите место, где по- вашему у нас находится душа. Выберите какого цвета ваша душа и нарисуйте её кружком.

Работа с таблицей самооценки (№5)

-Какое оно «чувство Родины»?

-Какого размера ваше чувство к Родине? Слайд.

С..

-птицу

- с яблоко

-горный родник

-с высокую гору

-безбрежное море

Высказывания детей: Слайд.

Моя …….находится …..

Она …….цвета, как ……

Моё чувство к Родине ………как ….

-Как же такое большое чувство смогло уместиться в таком маленьком месте?

Вывод:

В этом особенность нашего духовного мира. В своей душе мы можем уместить огромное количество разных чувств и эмоций. Важно помнить, что в нашей душе обязательно должно найтись место главным чувствам: любви к своим родителям, к своей Родине, доброте, отзывчивости. Все эти чувства связаны между собою.

Давайте послушаем, как песня Ю. Антонова «Родные места»)

Работа с таблицей самооценки (№6)

Мы сегодня заглянули в души многих людей: поэтов, своих одноклассников. Они поделились с нами частичкой соей души, рассказали о самом сокровенном.

Я тоже хотела бы поделиться с вами своим «чувством Родины» и приоткрыть свою душу.

Читаю свое стихотворение о Родине «Мой родимый край» (Под видеоролик о малой родине )

Вывод: Наше чувство любви к Родине, к своим близким- это самое прекрасное чувство, которое мы можем испытывать. Именно такие чувства делают нас лучше, поднимают нашу душу ввысь к нашим духовным ценностям, тогда наша душа парит, как этот лёгкий, воздушный шарик. (Шарик)

-Удалось ли мне на уроке создать «свой образ Родины»?

Работа с таблицей самооценки (№7)

Слайд.

9. Рефлексия

Закончите предложение:

После этого урока, мне захотелось …..

Мне было интересно ……..

Я не ожидал, что….

Оказывается…..

Самым неожиданным для меня было….

Я бы еще больше хотел узнать о …..

Мне больше всего….

Слайд.

Вывод учителя: Напутствием вам пусть послужат слова русского писателя

М. Салтыкова- Щедрина: «Люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершить»



© 2010-2022