- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс (разработка) по математике Построение магических квадратов
Мастер-класс (разработка) по математике Построение магических квадратов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Таникеева В.Д. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
8
Учитель начальных классов
2 класс
Таникеева В.Д.
Мастер - класс по математике по теме
«Построение магических квадратов»
Ход урока
Орг. Момент.
-Ребята, проверили свои рабочие места. Что вы заметили необычного? (много гостей, парты расставлены дугообразно…). Чтобы не отвлекаться, посмотрите на гостей и подарите им свои улыбки. А сейчас тихо занимаем свои места.
-
Сообщение темы и целей занятия
«Составление магических квадратов
представляет собой превосходную
умственную гимнастику,
развивающую способность
понимать идеи
размещения,
сочетания
и симметрии».
Леонард Эйлер
Цели занятия:
- развитие процессов индукции и дедукции на основе выработки навыка построения латинского и магического квадрата методом террас, методом Эйлера и методом Делаира;
- выражаю надежду, что вы увидите красоту геометрической фигуры на основе взаимодействия науки и искусства.
Оборудование:
-
работаем мы на основе раздаточного дидактического материала и презентаций учителя и школьников.
Методы работы:
- основные методы работы - объяснение принципов построения магических квадратов, упражнение в их построении, а также иллюстрирование объяснения. Прошу проявлять активность в работе.
2. Актуализация знаний, постановка проблемы и осознание познавательных задач. 2.1. Подготовительная работа. - Ребята, а что вы видите на сладе? -Где вы видели такие квадраты? (в книжке, у Наташи) - Кто решал такие удивительные задачи? На математических олимпиадах, в досуговых журналах и познавательных книгах очень часто встречаются задачи, когда необходимо в квадрат так вставить цифры от 1 до 9 , чтобы сумма этих цифр по строкам, столбцам и диагоналям была одной и той же, постоянной. Конечно для этого нужно иметь время и терпение. При решении таких задач используем метод подбора. - Итак, посмотрите внимательно на доску.
4
9
2
3
5
7
8
1
6
-Мы должны подобрать цифры т.о., чтобы сумма в строках, столбцах, диагоналях была равна 15. 2.2. Введение нового понятия. У нас получился квадрат, в котором сумма цифр в строках, столбцах и диагоналях равна 15 ( проверка). Такую фигуру называют магическим квадратом порядка 3. В математике под магическим квадратом обычно понимают квадратную таблицу, так заполненную различными натуральными числами, что их сумма в строках, столбцах и двух диагоналях таблицы одинакова. Значение этой суммы принято называть "магической постоянной". - Давайте вспомним правило о натуральных числах! - А в этом нам поможет наш справочник. Итак, вписать числа от 1 до 9 в квадрат, чтобы он стал магическим, не составляет особого труда. Как же быть, если нужно вписать в квадрат числа от 1 до 25 или от 1 до 49, или от 2 до 50 так, чтобы квадрат получился магическим? 7 сл. - Ребята, сложно было решить магический квадрат? Тема…… Предположение …. - Что должны составить для дальнейшей работы?
9 сл.
3.Изучение нового материала
Рассмотрим один способ построения магического квадрата нечетного порядка. Итак, первый способ - метод террас.
- Ребята, сможете объяснить слово терраса?
- Давайте обратимся к словарю.
( у нас в школе тоже есть терраса, только без крыши)
-А в магическом квадрате, как вы думаете, где терраса?
3.1. Объяснение. Построение магического квадрата методом террас. Если магический квадрат третьего порядка не трудно построить простым перебором всевозможных комбинаций, то, уже начиная с квадрата четвёртого порядка, дело осложняется. Математики изобрели несколько методов построения магических квадратов. Начнём с метода террас, который применяется для построения магических квадратов нечётного порядка: пятого, седьмого и т. д. Рассмотрим его на примере магического квадрата порядка 3. С четырёх сторон к исходному квадрату 3х3 добавляются террасы. В полученной фигуре располагают числа от 1 до 9 в естественном порядке косыми рядами снизу вверх. Числа в террасах, не попавшие в квадрат, перемещаются как бы вместе с террасами внутрь него так, чтобы они примкнули к противоположным сторонам квадрата (числа, не попавшие в заштрихованный квадрат, сдвигаем на n=3 единицы: 1 - вниз, 3 - влево, 9 - вверх, 7 - вправо).
Итак, рассмотрим метод террас, заполнения магического квадрата нечётного порядка на примере квадратов порядка 3 . Записываем числа следующим образом:
-Вот для чего нужен нам метод террас!
Числа, не попавшие в заштрихованный квадрат, сдвигаем на n=3 единицы: 1 - вниз, 3 - влево, 9 - вверх, 7 - вправо. Получаем:
Магический квадрат 3*3. Сумма = 15.
3.2. Практическая работа.
У вас на столах лежит таб. №3. Сейчас построим с вами магический квадрат пятого порядка, используя метод террас.
Будем заполнять квадрат по шагам, по алгоритму.
1. С четырёх сторон к исходному квадрату 5х5 добавлены террасы. В полученной фигуре расположим числа от 1 до 25 в естественном порядке косыми рядами снизу вверх, как в примере с квадратом третьего порядка.
1
6
2
11
7
3
16
12
8
4
21
17
13
9
5
22
18
14
10
23
19
15
24
20
25
Числа, не попавшие в выделенный квадрат, сдвигаем на n=5 единиц: 1,2,6 - вниз, 4,5,10- влево, 24,25,20 - вверх, 16,21,20 - вправо. Получаем:
11
24
7
20
3
4
12
25
8
16
17
5
13
21
9
10
18
1
14
22
23
6
19
2
15
Важное наблюдение: заметим, что методом террас можно построить не только традиционный магический квадрат нечётного порядка, но и квадрат, заполненный любыми другими числами, лишь бы разность между каждым последующим и предыдущим числом была постоянной. Так, на рисунке вы видите нетрадиционный магический квадрат пятого порядка, заполненный чётными числами от 2 до 50, построенный методом террас.
6
32
18
44
30
40
16
42
28
4
14
50
26
2
38
48
24
10
36
12
22
8
34
20
46
4. Объяснение на основе иллюстраций.
Построение магического квадрата методом Делаира, или методом латинских квадратов.
Переходим ко второму способу составления магических квадратов и рассмотрим его на примере построения магического квадрата порядка 5.
-
Из целых чисел от 0 до 4 строят два латинских квадрата размером 5 *5.
Первый строят следующим образом:
-
произвольно заполняют нижний горизонтальный ряд квадратной таблицы
5*5 целыми числами от 0 до 4, следя лишь за тем, чтобы последняя клетка горизонтального ряда была заполнена числом 2=[5-1/2]; (k=[n-1/2], n- количество различных цифр в квадрате);
-
остальные горизонтальные ряды таблицы заполняют снизу вверх так, чтобы каждый следующий ряд получался из предыдущего перестановкой - первое число переносится в конец строки.
На этой иллюстрации приведён такой первый латинский квадрат
2
1
4
0
3
3
2
1
4
0
0
3
2
1
4
4
0
3
2
1
1
4
0
3
2
Построение второго латинского квадрата.
-
произвольно заполняют верхний горизонтальный ряд квадратной таблицы 5*5 целыми числами от 0 до 4, следя лишь за тем, чтобы последняя клетка горизонтального ряда была заполнена числом 2=[5-1/2]; (k=[n-1/2], n- количество различных цифр в квадрате);
-
остальные горизонтальные ряды таблицы заполняют сверху вниз так, чтобы каждый следующий ряд получался из предыдущего перестановкой - первое число переносится в конец строки.
На этой иллюстрации приведён второй латинский квадрат
0
4
1
3
2
4
1
3
2
0
1
3
2
0
4
3
2
0
4
1
2
0
4
1
3
2. Преобразовываю полученные два латинских квадрата путём умножения каждого числа первого квадрата на 5 и увеличения на 1 каждого числа другого квадрата.
3. Произвожу поклеточное суммирование двух преобразованных на втором этапе квадратов. Итак, построим магический квадрат, используя два выше построенных латинских квадрата:
11
10
2
24
18
20
12
9
3
21
22
19
13
6
5
4
23
16
15
7
8
1
25
17
14
5. Итог занятия
- Итак, мы научились строить магические квадраты тремя способами. Назовите их.
- Какой квадрат называется магическим?
- Какие операции мышления мы использовали? Да, проведенная умственная гимнастика , надеюсь, помогла понять Вам идеи размещения, сочетания и симметрии. Эти идеи расположены рядом с нами, надо только их увидеть. Предлагаю увидеть их в искусстве, в быту, в науке на основе школьных презентаций.
Коллеги, наша совместная работа была не так проста, как умножение на десять, но и не так трудна, чтобы не познать основных принципов построения совершенной, по мнению В.Малевича, геометрической фигуры - квадрата. А сделать его магическим нам под силу.