Тема Большая буква в географических названиях

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

Большая буква в географических названиях

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель

Ученик получит возможность научиться узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

Задачи предметные

Повторить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, кличках животных и в начале предложения.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах.

Информировать учащихся о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.


Задачи метапредметные

Формировать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха;

Создавать условия для развития интереса к чтению;

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении заданий; учиться слушать собеседника


Планируемые результаты

Предметные:

Ученик научится узнавать географические названия среди других слов и будет знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

Метапредметный:

Ученик научится формулировать цель урока и определённых этапов, выражать свои мысли, работать в паре - слышать и понимать речь других, добывать информацию и использовать её для решения проблем, анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Основные понятия

Предметные:

«Большая буква», звуки, характеристика звуков, сильная и слабая позиция согласных звуков, схема предложений.


Межпредметные связи

Окружающий мир


Ресурсы

Учебник «Букварь» под редакцией Т.М.Андрианова

«Спутник Букваря» под редакцией Т.М.Андрианова

Рабочая тетрадь к «Букварю» Т.М.Андрианова

Компьютерная презентация, географическая карта России, карточки с географическими названиями.

Технологическая карта урока

Раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная и работа в группах.

Этапы урока

Время

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1 мин

- Посмотрели друг на друга, подарите друг другу улыбки и приготовились работать дружно, активно, радостно.


Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой.

Слайд 1

Проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение(личностные УУД)

2.Актуализация знаний

Цель:

- организовать актуализацию знаний: парные согласные, сильная и слабая позиция согласных звуков;

«большая буква»

10 мин

Сегодня на урок к нам пришли буквы Д и Т. Слайд 2 Как вы думаете, почему они пришли вместе?

Слайд 3. Посмотрите на буквы и скажите, что их может объединить в одну группу?

Какие звуки любят гулять на звучащей полянке? Почему?

Какие звуки прячутся в глухом лесу? Докажите. (дают характеристику звукам)

- Но всегда ли так бывает? (предположения детей)

Чтение слов и определение позиции согласных букв Д -Т.

  • Букварь с. 65 чтение по 2 слова в столбике.

- В какой позиции стоят первые буквы в словах?

- Что их объединяет? (сильная позиция)

  • Чтение слов коллективно.

- В какой позиции стоит буква Т в слове кроты?

- Произнесите слово крот и послушайте последний звук. Какая позиция? Почему?

Такая же работа над парой слов плоды-плод

  • Код- значение слова. Позиция последней буквы. Произнесите слово и послушайте последний звук. Что произошло?

  • Кот - значение слова. Позиция последней буквы. Звук - т.

-Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Подберите слова, чтобы эти звуки стали в сильной позиции? (котик - коды)

- Почему буквы Д и Т вместе пришли на урок?

«Большая буква»

- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы? Почему? (слайд 4)

- Посмотрите на щенка,

Клички нет еще пока.

Вы, ребята, помогите,

Кличку для щенка найдите.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

- Кличка состоит из 2 слогов. Ударный первый слог. Первая звук - согласный, твердый, глухой.

(Дик, Тобик, Лорд, Тимка)

Делят на слоги и ставят ударение. (1 ученик на доске). Взаимопроверка.

Оценивание.

- Когда еще пишется большая буква? (В начале предложения)

Работа в паре.

Составьте предложение о щенке. Расскажите друг другу. Составьте вместе предложение.

У кого получилось красивое предложение? Поднимите ручки-вишенки.

Выслушиваются несколько предложений.

Оценивание работы в паре.

Зашифруйте предложения.

Вадиму подарили Тобика.

(1 ученик составляет схему у доски, остальные на индивидуальных карточках)

Взаимопроверка.

Оценивание.

Вывод: В каких случаях пишется заглавная буква?

Выявляет уровень знаний:

Умение дать звуковую характеристику

Сильная и слабая позиции согласных звуков;

Парные согласные.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.



Выявляет уровень знаний -Большая буква в кличках животных

Организует индивидуальную работу.

Организует работу в паре.

Дает инструкции по выполнению заданий

Дают характеристику звукам.

Вспоминают о сильной позиции согласных звуках.

Чтение слов верхнего ряда

Высказывают свое мнение о позиции согласных звуков.

Чтение и наблюдение над словами нижнего ряда (слабая позиция для парного согласного звука).

Высказывают свое мнение.

Называют случаи написания слов с большой буквы

Находят кличку собаки, соответствующей заданию.

Подчеркивают это слово на карточке.

Доказывают выбор слова.

Составляют предложения о щенке.

Обсуждение в паре.

Оценивание работы в паре.

Самостоятельно составляют схему предложения.

Оценивают работу

Обобщают.

Продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)

Анализ,сравнениеобобщение.

(познавательные ).

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (Познавательные)

Коррекция (Регулятивные)

Физминутка:

1 мин.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

3. Выявление и причины затруднения (постановка учебной проблемы) и открытие нового знания.

Цель:

- организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемы диалог.

10 мин

Работа в паре

- На парте лежат карточки с буквами двух цветов . Нужно из букв составить слова. (полученные слова: сиреневый цвет - «Дно»; оранжевый - «Мойка»)(слайд 6)

- Что обозначает первое слово «Дно»?

- Значение слова «Мойка».

- Почему слова написаны с больших букв? (предположения детей)

Помогут открыть тайну этих слов детские писатели С.Я.Маршак и К.И.Чуковский. (слайд 7)

  1. - Внимательно послушайте отрывок из произведения С.Я.Маршака «Багаж». Поэт вам подскажет, что может означать слово ДНО. Будьте внимательны!

Ученик читает наизусть отрывок.

- Ребята, кто из вас внимательно слушал и открыл тайну заглавной буквы Д в слове ДНО? Слайд 8 (название станции)

Учитель рассказывает о городе Дно. (Раньше это была станция Дно в Псковской области, потом построился город и сейчас он так и называется ДНО) слайд 9

- Почему это слово пишется с большой буквы? с

2. К.И.Чуковский приоткроет Вам тайну к слову МОЙКА. Отрывок из стихотворения «Мойдодыр» читает Максим Ш. слайд 10

Рассказ учителя о реке Мойка. Мойка Река Мойка в Санкт-Петербурге Древнее название реки - Мья, переводится как «грязь». Слайд 11 Слава о ней как о грязной речке сохранилась и до наших дней в частушках:

Как-то раз мальчишка бойкий
Искупался прямо в Мойке.
Мойка моет хорошо -
Весь загар с него сошел.

Подводит учащихся к теме и цели урока, используя пробное учебное действие и проблемный диалог.

Дает дополнительную информацию о городе Дно и реке Мойке.

В паре составляют слова из букв. Совещаются с друг с другом. Высказывают свои предположения.

Слушают своих одноклассников и извлекают из услышанных произведений необходимую информацию


Выполнение пробного учебного действия.

Фиксирование индивидуального затруднения

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (регулятивные УУД).

Уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой. Учет разных мнений (коммуникативные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4.Формулирова

ние темы, целей урока

Цель:

- организация формулировки темы и цели урока

2 мин

- Что нового вы для себя сейчас открыли? Кто вам в этом помог?

- Как пишутся названия городов, рек?

-Какая тема сегодняшнего урок? Слайд 12

- Как вы полагаете, какова цель сегодняшнего урока?

Организует диалог с обучающими, в ходе которого формулируется тема и цели урока.

Под руководством учителя определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

5. Применение нового знания

8 мин

Географическая карта России. Слайд 13

- Мы отправляемся в путешествие по городам нашей необъятной страны. Начинается наше путешествие с родного города … (Хабаровск).

Стих читает Виталя В. Хабаровск, город мой, стоишь ты на Амуре, Люблю тебя всегда - и в ясный день, и в бури, Любуюсь красотой просторных площадей, И улиц, и прудов, и куполов церквей. Люблю я на Утес прийти в вечерний час, Шумит волной Амур и радует мой глаз. По набережной я тихонечко пройдусь, Там множество людей и я им улыбнусь!

- В честь кого назван наш город? Слайд 14

Физминутка. Давайте перед полетом разомнемся. Встали. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и на место тихо сели.

Самолетик летит и на карте появляются географические названия. Дети хором читают.

Река Амур

Омск

Тула

Самара

Река Волга

Ростов

Калуга

Москва (рассказ о Москве) слайд 15

Байкал

Физминутка
Встали. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и в Хабаровске тихо сели.


- Побывав в путешествии, что вы узнали?

- Как пишутся названия городов, рек, озер?

Указывает на объект наблюдения,

организует работу по географической карте (знакомство с названиями городов, рек и озер России)



Работают по географической карте.

Читают названия городов, рек, озер.

Подводят итог этапа урока.

Уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).

Проговаривать последователь-ность действий на уроке (регулятивные УУД).


6. Включение в систему знаний.

Цели:

-осознание каждым обучающимся написание слов -географических названий с «большой буквы»

7 мин

- В нашей стране очень много городов больших и маленьких, но еще больше деревень, поселков. И у каждого есть свое неповторимое название. Слайд 16

Дифференцированное задание.

  1. Слабочитающие дети читают названия деревень и предполагают, почему они так названы

(Дмитриевка, Сосновка, Дубки, Боровиково).

  1. Читающие дети

1группа - О деревне Товарково

2 группа- деревня Ольха

3 группа - Деревня Крышилово

- Почему им дали такое название. Найди ответ в тексте. Слайд 17

Читают.

Анализируют.

Находят ответ в тексте.

Организует выполнение дифференцированного задания.

Работа со словами и думают, почему деревням дали такие названия.. Чтение текстов и выполнение заданий по тексту.

Извлекают информацию из прочитанного текста.

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Извлечение из текстов необходимой информации;

(познавательные УУД)

Уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

7.Рефлексия учебной деятельности

Цели:

- фиксация нового знания

- организация рефлексии собственной учебной деятельности.

4 мин

- Какая была главная цель нашего урока?

Какое мы сегодня сделали «открытие»? Слайд 18

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Кто считает, что научился узнавать из слов географические названия? Какие задания этому способствовали?

- Что для вас было новым на уроке?

- Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему?

- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

А теперь оценим свою работу с помощью ладошек.

Ребята, если вам на уроке было интересно, если вы справились со всеми заданиями, то по моему сигналу поднимите 2 руки вверх, если все - таки вы что-то не поняли, поднимите 1 руку вверх. Ну а если вам было скучно, неинтересно не поднимайте руки. РАЗ, ДВА, ТРИ.

Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, похлопаем себе за старание.

Задает вопросы о цели урока. Организует фиксирование нового содержания.

Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Организует рефлексию.

Организует самооценку

Проговаривают о полученных знаниях во время урока, высказывают свои впечатления от урока.

Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Самооценка на основе критерия успешности (Регулятивные УУД).



© 2010-2022