Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

Тема урока: Добродетель и порок. (ОРКСЭ) Цели урока: создать условия для понимания терминов «порок» и «добродетель»; формировать умение собирать, обрабатывать и представлять информацию по указанной теме;

воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Предметные умения:

Описывать различные явления человеческих отношений.

Устанавливать взаимосвязи между культурой и поведением людей.

Излагать своё мнение по поводу добродетелей и пороков в жизни отдельных людей

и общества.

Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах

Метапредметные:

  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе

групповой работы;

  • формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Необходимое техническое оборудование: тесты для проверки д/з, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеоролик «Притча «Необыкновенная пуговица»», раздаточный материал, иллюстрации русских народных сказок, листы для самооценки. Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1. Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.

Создание положи-тельного эмоцио-нального настроя.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

- Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением (учащиеся сидят группами по 4 человека, у каждой группы лист для оценивания работы в группе).

- Давайте посмотрим, по каким критериям будем оценивать работу на уроке.

Имя, фамилия

Подготовка домашнего задания

Активность работы на уроке

Умение сотрудничать



- Есть ли дополнения?







Знакомятся с критериями.

2.

Повторе-ние ранее изучено-го, актуализа-ция знаний.

Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.

Перед вами термины и их определения, такие же записи есть на карточке 1. Соедините стрелками термины и определения.

Карточка 1.

Философия Любовь к мудрости

Этика

философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество

Мораль

общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе

представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения....

Добро

положительное нравственное качество человека

Зло

недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.

Культура

Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.



Сверим свою работу с работой группы у доски.



Сверяют, комментиру-ют, исправ -ляют ошибки.

3.

Проверка домашне-го задания

Какие понятия рассматривали на последних уроках?

Как менялись представления человечества о добре и зле с течением времени?

Расскажите в группах о найденных фактах, выберите лучший рассказ, представьте классу.

Оцените работу товарищей в группе по 1 критерию (баллы от 1 до 3)

Мы рассматривали понятия «добро» и «зло». Прослушива-ние рассказов в группе, выбор лучшего, представление рассказа перед классом.

4.

5.

6.



7.















8.



5.



9.













10.





















11.

Мотиви-рующий этап

Проблема

Тема урока

Открытие новых знаний.









Физминутка.



Работа в группах.









Работа с притчами.















Игра «Магазин добрых дел»



Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке.

На доске записаны слова.

Драчливый, заботливый, грубый, справедливый,

обаятельный, щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный

Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?

(разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества)

-Подумайте, для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано?

Дети по буквам отгадывают слово ДОБРОДЕТЕЛЬ.

-А можете ли вы объяснить значение этого слова?

-Сегодня на уроке наша задача разобраться и

понять, что такое добродетель.

Учитель вывешивает карточку - вопрос на доске.



  1. Что такое добродетель?

Работа по учебнику с. 30.

Найдите в параграфе объяснение слова добродетель. А теперь в словарике (с 145). Понравившееся запишите в свой словарик.

О добродетели наши мудрецы приготовили сообщения.

Платон определил 4 основных добродетели для человека, а философы средневековья добавили ещё 3. Итого, по мнению философов существует 7 основных добродетелей. Попробуйте их определить. Что для вас является самым главным? -Откуда мы с вами можем получить информацию об интересующем нас вопросе? Давайте спросим у наших родителей. (Древнеримский мыслитель Цицерон говорил так: «Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь». «Вежливость - первая и самая приятная добродетель». Франсуа Фенелон. - «Любовь к родителям - основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон).

-Что авторы учебника нам хотят разъяснить (с. 32)? Какое ещё понятие вам встретилось?

( ПОРОК).

-Как вы понимаете?

-Согласны с утверждением, что добродетель и порок - это антонимы?

Учитель вывешивает карточку - вопрос на доске.

  1. Что такое порок?

-А у вас, ребята, есть добродетели и пороки? РОДИТЕЛИ: «Благодарность - самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков». Томас Фуллер. «Лживость - гнуснейший порок». Монтень

Можем ли мы бороться с пороками?

Как это сделать? Дополните строчки.







Побеждай гнев - мягкостью,

Зло - ____________________,

Жадность - _______________,

Ложь - ___________________.

- Что получилось? Нравится ли вам этот совет? Почему?

Игра «Волшебный стул».

Около доски - стул. Представитель от группы.

«Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто- то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова по очереди. Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка.

Чтение текста «Обыкновенный человек» (с.30)

-Как вы считаете, почему старик не признал первых двух путников настоящими людьми?

- Можно ли третьего проезжего считать добродетельным человеком? Аргументируйте свой ответ.

- Почему старик не назвал последнего человека добродетельным, а сказал про него - обыкновенный?

Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске

3. Кто такой добродетельный человек?



Добродетель и порок -

Это тема на урок,

Поработать, разобраться,

Ну и вывод сделать вкратце.

1. Что считается добрым поступком?

* Забыть о неприятной просьбе

* Дать списать домашнее задание

* Опоздать на неинтересную встречу

* Помочь соседу по парте разобрать задачу

2. Укажите поступки, которые одобряет общество

* обман

* насилие

* взаимопомощь

* унижение

3. Что является последствием злых дел, пороков?

* дружба

* радость

* вражда

* мирное сосуществование

4. Знания о добре и зле, добродетели и пороках помогают людям

* проявлять заботу о близких

* жить в мире

* дружить

* все ответы верны

5. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло". Добавьте свои слова.

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

Зло Добро


Притча о комаре, пчеле и мухе

Спросил как-то комар муху: - Скажи, есть ли в окрестностях цветы? - Насчет цветов ничего не знаю, - ответила муха. - А вот консервных банок, навоза, всякой грязи в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные свалки и сараи, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. - Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь мусорные свалки? - спросил он у неѐ. - Свалки? Грязь? Нет, нигде не замечала, - удивилась пчела. - Зато здесь так много благоуханных цветов! И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились пахучие гиацинты.

Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Пчела - добрый, чистый, трудолюбивый человек.

Муха - человек, склонный к дурным поступкам…

Мусорные кучи - пороки, человеческие грехи.

Цветы - добрые дела, красота человека, чистота, любовь, добродетели.

2. Ценности: свобода выбора (поступка, жизненного пути, друзей).

3. Основная мысль: человека окружает много хорошего и плохого, доброго и злого, прекрасного и безобразного. Важно уметь увидеть хорошее и не ошибиться в выборе друзей.

4. Вопросы и задания учащимся:

Чтение притчи учителем (до слова «Зато…»).

- Как вы думаете, о чем рассказала пчела комару дальше?

Примерные вопросы дальнейшего обсуждения:

- Вспомните, о чем спросил комар муху?

- Значит ли это, что комар прилетел в это место, чтобы найти что-то хорошее и красивое? (Да, мысли его были, наверное, об этом).

- Куда его направила муха? (На грязную мусорную свалку, сказав, что ничего о цветах не знает).

- Послушался ли комар совета мухи? (К сожалению, да.).

- Мог ли он не лететь в ту сторону? (Конечно, ведь он искал цветы, но почему-то послушался совета мухи).

- Кто помог комару найти цветы?

- Вспомните, комар спросил о грязной свалке. Почему же пчела заговорила о цветах? (Пчела всегда летит на душистые запахи цветов, замечая только их благоухание…)

- Задумался ли комар? Перед каким выбором он оказался? (Продолжать ли искать грязную свалку или вместе с пчелой лететь к цветам, которые он искал с самого начала).

- Как вы думаете, куда направился наш комар?

Как замечательно, что на пути комара оказалась пчела и не дала ему долететь до мусорной свалки.

Обобщение

- Какова основная мысль притчи? Что она помогла вам понять?

- Важно ли для человека - сделать правильный выбор, правильно выбрать друга? (Подводим учащихся к мысли, что с одним человеком можно попасть в неприятный круг знакомств, в беду, а с другим - в замечательный круг новых знакомых с интересными и умными увлечениями, добрыми делами.)

Человек свободен в выборе друзей, и не зря в народе говорится «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», поэтому надо к этому выбору относиться очень серьезно и внимательно.

Известный греческий старец отец Паисий часто вспоминал эту притчу в беседах с людьми и говорил: «Одни люди похожи на пчелу, другие - на муху. Те, кто похожи на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем не видят ни капли доброго. Те, кто похожи на пчелу, находят доброе везде и во всем. Всегда думайте, с кем бы вы хотели быть?»…

В своей жизни человек не раз сталкивается с различными испытаниями, трудностями, которые ему приходиться преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам. Нравственный выбор сделать непросто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека.

Русские народные пословицы и поговорки


  • Всех слушай, а свой ум имей.

  • С добрым дружись, а лихих берегись.

  • С кем поведешься, того и наберешься.

  • Дерево крепко корнями, а человек - друзьями.

У групп на столах - картинки из сказок с плохими качествами. Объясняют и идут в магазин менять на хорошие добродетельные качества.

- Определите пороки на иллюстрациях, что они обозначают?

- Как называется качество, когда человеку важней всего, чтобы было много денег?

- От чего зависит, чего будет больше в человеке: добродетелей или пороков?

- У кого можем научиться добродетелям? С кого взять пример?

Чем знамениты эти люди? Чему у них можно научиться?

- На следующий урок мы пригласим знаменитых людей нашего поселка, среди них будет священник нашего храма Николая угодника Антоний, которые расскажут нам о добродетельных людях, делах.

Подберите однокоренные слова к слову добро.

Заслушивают-ся ответы групп.



Непонятно слово добродетель.

Злодеяние, порок.

Добродетель и порок.

Запись в словарик из учебника с. 145

Дети читают тему, сообщения вслух (из словарей, афоризмы философов).

Высказывания ребят, родителей.

Справочники, энциклопедии, словари, интернет, родители, учителя.

Вывод: Добродетель - доброе дело, качество человека.

Ответы детей.

«Нет никого без пороков. Тот из

нас наилучший, кто их имеет поменьше». (Древнеримский поэт - Гораций).

Запись в словарик

У каждого есть и добродетели и пороки, у каждого по - своему.



Высказывания родителей.





Высказывания ребят.



Заслушивание представите-лей групп.









Составление синквейна.

Заслушивание групп.







Объясняют смысл пословиц.

Алчность, т.д.

От воли человека.

Родителей, знакомых, друзей, учителей, актёров, спортсменов, великих людей.

12.

Физминутка

- Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок - приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.

13.



14.



Игра: «Какой я?»



Самооцен-ка.

На доске:

- На доске вы видите две серединки цветков, одна желтого цвета, а другая черного цвета. Какая из них будет на ваш взгляд добродетель, а какая порок? Почему? - Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет - зеленый.

- Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.



- Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Рефлексия.

Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

Высказывания ребят.



Дети закрашивают человечков и прикрепляют к нужному кружку.



Высказывания ребят.

15.

Рефлексия.

- Я узнал о том,…

- Я расскажу дома…

Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

Мне не все понравилось на уроке

Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

Мне было интересно на уроке



Домашнее задание. Просмотр видеоприт-чи (не до конца) «НЕОБЫКНО-ВЕННАЯ ПУГОВИЦА».

Придумать свой конец притчи.

- Что, по-вашему, ответит ангел?

- Подобрать и записать в тетрадь три пословицы о добродетелях. Подумайте, как можно развить и воспитать добродетели в себе.

Приложение.

Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок. Сценарий урока ОРКСЭ Добродетель и порок.

© 2010-2022