Открытое логопедическое занятие Всё весною пахнет. Тема: Употребление предлогов в устной и письменной речи. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат VIII вида»

Открытое логопедическое занятие - 3 класс







Тема: Употребление предлогов в устной и письменной речи. Виды работы по развитию лексико - грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи посредством лексической темы «Признаки весны». Цель: Совершенствование речевых навыков, умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, использовать собственные наблюдения и знания, полученные на других занятиях.

Учитель - логопед I категории

Астренина Нина Павловна

г. Чёрмоз, 2013г.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить понимать и правильно объяснять лексическое значение слов, чётко формулировать свою мысль;

  • Расширять и активизировать словарный запас учащихся;

  • Расширять представления о признаках весны в природе. Учить определять в тексте признаки времён года;

  • Закреплять на практическом уровне умение использовать предлоги в экспрессивной речи через лексическую тему «Признаки весны»;

Коррекционные:

  • Развивать функции словоизменения и словообразования.

  • Развивать валентности слов во фразах, совершенствовать связную речь.

  • Закреплять понимание пространственных отношений, выраженных предлогами.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к занятиям, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

  • Прививать умение видеть красоту окружающей природы в разное время года.

Оборудование: тетради, ручки, карандаши, карточки с заданиями, схемы

предлогов, картинки на весеннюю тему, разрезные

картинки с предложениями, мультимедийная

презентация.

ВСЁ ВЕСНОЮ ПАХНЕТ!..

Ход занятия. На доске написано число.

  1. Организационный момент:

  1. Рапорт.

  2. Слайд: Чтение стихотворения про себя:

Рыхлый снег темнеет … марте

Тают льдинки … окне.

Зайчик бегает … парте

И … карте … стене.

- Что вы заметили?

( В стихотворении пропущены слова.)

- Как называются эти слова?

- Прочитайте стихи, вставив нужные слова.

Слайд: (На слайде стихотворение с предлогами.) Читает ученик

Рыхлый снег темнеет в марте

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Вопрос: - О каком времени года говорится в стихотворении?

(ответы детей)


Слайд: Всё весною пахнет…

- Говорить мы будем о прекрасном времени года, удивляться красоте пробуждающейся весенней природы…. Будем продолжать учиться грамотно строить фразы, называть слова, вспоминать их значение; будем читать текст и определять весенние признаки; будем составлять и записывать предложения, применяя разные предлоги.

II. Слайд

  1. Разминка: Скажи правильно:

- Птицы летят сейчас на юг или с юга?

- Проталины под землёй или на земле?

- Почки в деревьях или на деревьях?

- Кораблик по ручейку или за ручейком?

- Ледоход на реке или в реке?

- Тает на улице или под улицей?

- Яркое солнце в небе или за небом?

2. Слайды: Назови слово. Читают дети

(образовать слово от выделенного в вопросе слова)



  • Как называют места, где снег протаял до земли?

Проталина + картинка

  • Как называется явление, когда с крыши свисают и капают сосульки? Капель + картинка

  • Как называется явление, когда на реке ломается лёд?

Ледоход+ картинка

  • Как называют растения, которые первые цветут ранней весной?

Первоцветы + картинка

  1. Собери картинку - восстанови природу, прочитай фразу.

(разрезные картинки собирают, зачитывают предложение)

- В марте солнце светит и греет сильнее.

- В апреле бегут бурные ручейки.

- В мае птицы вьют гнёзда и выводят птенцов.

- Весенние месяцы - март, апрель, май.

  1. Слайд: Прочитать текст, выделить, используемые предлоги. Назвать главный признак весны. Читает ученик

Весна в лесу.

Всё ярче светит и сильнее греет солнышко. Звонко поют в небе птицы. Звенят под деревьями говорливые ручейки.

Скоро оденется лес в листву. На лесных полянках появится молодая травка.

Вылетит из зимнего убежища первый шмель.

Весела и шумна весна в лесу!

ФИЗПАУЗА:

Над горой летят грачи…

Под горой журчат ручьи…

Мы кораблик смастерим,

К ручейку с ним побежим!



  1. Составить правильно предложение из деформированной фразы.

Слайды: - деформированные фразы; правильные предложения

  • прилетели юга с грачи. Весной

  • сосульки. крыши свисают С

  • Из - под пробился первый снега подснежник.

  • первой Воробьи в купаются лужице.

- Отметить правильность выполнения задания и использования предлогов.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

У кошечки нашей десять котят.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых,

Два ловких,

Два длинных,

Два хитрых,

Два маленьких самых

И очень красивых!



  1. Работа в тетрадях.

Записать предложения, обвести предлоги в прямоугольники.

(Списать предложения со слайда)



  1. Слайды: Составить словосочетания с предлогами, опираясь на схему предлога и картинку.

Логопед показывает схему предлогов (у, на, по, в)

(Дети составляют словосочетания с предлогом, схема которого указана на карточке.)

  • Скворец скворечник Скворец у скворечника

  • Цветочек проталина Цветочек на проталине

  • Грачи земля Грачи по земле

  • Облако небо Облако в небе

  1. Слайды: Работа с текстами:

- Логопед зачитывает небольшие тексты, дети определяют весенние признаки в повествовании.

1 текст: На крышах висят сосульки. Ребята гуляли около дома. Вдруг одна сосулька упала и разбилась. Коля испугался.

2 текст: У Кати хорошее настроение. Сегодня Катя с мамой идёт в кино. На улице они вдруг увидели под деревом первую зеленую травку.

3 текст: Саша смотрел в окно. В комнату вошла мама и сказала: «Пойдем обедать». Саша ответил: «Мама, посмотри в окно. На реке ледоход».

4 текст: Вова сделал кораблик и вышел во двор. Небо голубое. Солнце греет. Вова будет пускать кораблик в ручейке.

  1. Работа со схемой и сюжетными картинками: Подобрать картинки, которые отображают признак весны, опираясь на схему.

  1. Итог: Молодцы, дети! Со всеми заданиями вы справились!

Какие упражнения вам понравились?

Какие маленькие слова часто встречались в предложениях и фразах?

Правильно ли звучат фразы, если пропустить предлоги?

Назовите весенние месяцы.

Назовите главный признак весны.

Слайд: Спасибо за работу!



© 2010-2022