Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по литературному чтению в 4 классе

Тема « Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»


Цели: Цель урока: овладение навыками работы над лирическим произведением. Формируемые УУД: Предметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Метапредметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Личностные : принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока - урок изучения нового материала. Основные методы - проблемно-диалогический, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа. Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная. Средства обучения - учебник, презентация. Оборудование:карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, ладошки 3-х цветов, лист самооценки.

Ход урока


Действия учителя

Действия ученика

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка

Вечер ясен и тих;
Спят в тумане поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря.

Золотых облаков
Разноцветный узор
Накрывает леса,
Как волшебный ковер;

Вот пахнул ветерок,
Зашептал в тростнике;
Вот и месяц взошел
И глядится в реке.

Что за чудная ночь!
Что за тени и блеск!
Как душе говорит
Волн задумчивый плеск!

Может быть, в этот час
Сонмы светлых духов
Гимны неба поют
Богу дивных миров.

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте выразительно.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение?

-Сегодня мы продолжим знакомиться со стихами И.С. Никитина.

Какие его стихи мы читали?

-О чем любил писать поэт?

- Мы уже знакомились с биографией И.С. Никитина.

-Где родился автор?

-Это много повлиять на то, что автор писал много стихов о природе? Обоснуйте свой ответ.

- С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа - сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.

4 Работа над новым материалом. Первичное восприятие.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением И.С. Никитина

« В синем небе плывут над полями…»

Чтение стихотворения учителем

- Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

(Вопросы после прочтения)

-Какие чувства вы пережили?

-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

. Словарно-лексическая работа.

- Объясните значение слов:

Межа-граница земельных участков

- Подберите синонимы к словам: грезит , восторг

-Подберите антонимы к словам: прохладный восторг огорчение, печаль, скорбь, тоска.

- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно.

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

-С помощью чего создаются эти картины?

- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

- Назовите эпитеты?

- Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт. Нарисуйте эти изумительные картины.

- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?

-Мы познакомились с прекрасным стихотворением.

- Какие мысли передал Никитин?

Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали с какой интонацией будете читать?

-При подготовке пользуйся памяткой.

Памятка.

1) Правильно ставь ударения.

2) Соблюдай паузы.

3) Выбери силу голоса (громко, тихо).

4) Определи темп (быстро, медленно)

5) Читай эмоционально.

6) Покажи интонацией свое отношение к произведению

- Стихи И.С.Никитина красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на них создали свыше 60 романсов и песен.

-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»

( Прослушивание романса « В синем небе плывут над полями…»

- Что вам понравилось в этом романсе?


  1. Итог урока

- О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?

-Чему учит это стихотворение?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

- Посмотрим на слайд, в заключение я хочу ещё раз к нему вернуться. Как вы думаете, заслуженно ли отмечено творчество И.С.Никитина? Согласны ли вы, что творчество таких писателей нужно увековечивать?

5 Домашнее задание

- Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина

(найти в других сборниках) и выучить одно по желанию.































-Будем читать стихи этого автора, стихи о природе.

-«Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»

-О природе.

-Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки.

-ответы детей







- мечтает

- восхищение, радость

- жаркий, знойный, горячий,

- огорчение, печаль, скорбь, тоска

- дети читают стихотворение про себя

- летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

- с помощью художественных средств.

-эпитеты, сравнения

- Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер

-работа в парах, словесное рисование.

- На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием.

- Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и И.С.Никитин восхищается этой тишиной

- И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении; Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог увидеть нам.

- Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение






© 2010-2022