МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Основные направления работы над орфографическими ошибками в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


на тему: «Основные направления

работы над орфографическими

ошибками в начальной школе»



Работа выполнена:

Захаровой В. Л.












г. Ярославль, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение. Сравнительный анализ изложения темы в различных источниках.

II. Теоретические основы работы по орфографии.

Классификация орфографических ошибок.

Причины орфографических ошибок.

Пути предупреждения орфографических ошибок.

III. Основные направления работы над орфографическими ошибками.

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению орфографических ошибок.

Формы учёта орфографических ошибок.

Самостоятельная деятельность учащихся по исправлению орфографических ошибок.

IV. Заключение.

V. Библиография.





1.Введение. Сравнительный анализ изложения темы в различных источниках.

Нет такого учителя,который не стремился бы к достижению высокого уровня грамотности детей.

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над орфографическими

ошибками .Орфографическая ошибка-это написание ,нарушающее установленные нормы орфографии.

Работа над ошибками вызывала интерес еще у методистов прошлого века.

Так,Н,К, Кульман писал : «Никогда по возможности , не допускай своих учеников ни видеть

ошибок,ни делать их.»Такой же точки зрения придерживался В.А.Флеров : «Ни под каким видом нельзя допускать ,чтобы дети видели ,а тем более писали слова орфографически неправильно».Аналогичные рекомендации давались и другими методистами прошлого.

Стремление оградить учащихся от зрительного и рукодвигательного восприятия ошибочных написаний, конечно, имеет известный смысл. В тоже время сводить проблему работы над ошибками только к ограждению детей от запоминания орфографически искаженных слов нельзя. Более того, боязнь ошибок,с одной стороны ,ограничивает выбор методических приемов, с другой-ведет к механическому запоминанию орфограмм. « Подобная « ошибкобоязнь»

-отмечает Д.Н.Богоявленский,-часто приводила к тому,что при выборе приемов обучения орфографии,учитель избегал таких,которые,как,например,творческие письменные работы у учеников или упражнения с пропущенными буквами,не позволяли учителю не допускать появление ошибок у ученика .» Наоборот, «...если ученик сам «додумается» ,какое правило он нарушил в данном случае ,то можно предполагать,что те системы ассоциации, которые лежат в основе усвоения правила,у него актуализировались(конечно; если правильная формулировка правила не возникла у него по чисто внешним ассоциациям»).

Большое внимание работе над ошибками и их предупреждению уделено в трудах Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского, Н.Н.Алгазиной и др.

В работе «Обучение орфографии в начальной школе»,что важными условиями работы над ошибками ,являются учет ошибок,их предупреждение и преодоление отмечает

Н.С.Рождественский .

Систематическая целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость ,ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

Цель работы над ошибками состоит в том чтобы объяснить орфограммы,на которые допущены ошибки,закрепить навыки правильного написания слов,дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.





2. Теоретические основы работы по орфографии.

2.1.Классификация орфографических ошибок.

Так Н.С.Рождественский выделяет 5 групп орфографических ошибок:

1).ошибки графические(против правил графики): пропуск,замена,перестановка,вставка букв или слогов. Особую группу составляют алфавитные ошибки,состоящие в смешении букв,имеющих общее в начертании;

2).ошибки орфографические(в узком смысле слова),т.е. Ошибки против правил орфографии,соотносительной с произношением.Сущность ошибок заключается в том,

что ими нарушается морфологический или традиционный принцип нашего правописания В связи с этим указывается 4 группы ошибок:ошибки в корне,в приставке.

в суффиксе и окончании слова;

3) ошибки против правил о слитном и раздельном написании слов;

4). ошибки против правил Об употреблении больших и малых букв;

5).ошибки против правил переноса слов с одной строки на другую.

Иную классификацию ошибок предлагает АФ.Иванова ,которая отмечает ,что подленно орфографические ошибки не сопровождаются неправильным произношением ,ибо как при правильном(лежу на траве,жир,предполагать),так и при неправильном(«лИжу на траве, жЫр,предполОгать)написании приведенные в

скобках слова читаются (произносятся ) правильно

Орфографические ошибки неоднородны по своей природе 1).собственно орфографи-

ческие ( «жОны,плащЕм,помАгаю»), 2).графико-орфографические («жЫр,цИган,чЯй»)

3).грамматико-орфографические («в бандеролЕ, к НаташИ, с РепинОм»)

Учителя начальных классов чаще всего используют классификацию ошибок ,в основе

которой лежат изучаемые правила.

2.2.Причины орфографических ошибок.

Для успешной организации работы над ошибками учитель должен знать причины допускаемых учащимися орфографических ошибок.

Анализ психолого-дидактической и методической литературы позволяет выделить несколько групп причин орфографических ошибок ,имеющих общие основания, В.Н.Шевченко и др.).К ним относятся отсутствие систематической работы над ошибками.,что ведет к повторению орфографических ошибок от класса к классу;

неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять написанное; несовершенство и недостаток методических приемов ,применяемых учителями для организации работы по исправлению ошибок; недостаток учета индивидуальных заданий в процессе работы над ошибками.

Во вторую группу входят причины,связанные с усвоением учащимися знаний, умений и навыков из различных разделов программы по русскому языку (Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова, Н.С.Рождественский, Н.Н.Алгазина, А.А.Зацепина, Т.Г.Рамзаева и др.

Данная группа включает такие причины ошибок,как непрочное знание основ грамматики,неумение применять приобретенные знания;недостаточное развитие орфографической зоркости или фонетического слуха;небольшой объем словарного запаса и,как следствие, трудности в подборе проверочных слов,слабая техника чтения.

Третью группу составляют причины связанные с усвоением учащимися правил правописания (Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова, Н.Н.Алгазина, Т.Г.Рамзаева и др.)

К четвертой группе относятся причины ,связанными с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся (С.П.Редозубов, Н.С.Рождественский, Н.П.Каноныкин; Н.А.Щербакова и ДР..) Данная группа включает причины ошибок,допускает в следствии дефектов речи, свойств нервной системы учащихся, неустойчивости внимания, недостаточного развития оперативной памяти,медленного письма,быстрой утомляемости и т.д.

2.3.Пути предупреждения орфографических ошибок.

Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение.

Как отмечает Т.Г.Рамзаева, «предупредить-это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение -это и способ развития орфографической зоркости.»

а) Приемы предупреждения ошибок.

Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы,этапы ее усвоения,возраста учащихся,их развития и индивидуальных особенностей. Учителю необходимо

применять приемы,обеспечивающие легкость и прочность зрительного восприятия. Такими приемами,как указывают Н.С.Рождественский, Н.П.Каноныкин и др., являются:

-вынесение слов на доску на неизученное правило с указанием орфографической трудности(пАльто)

-выборочное комментирование

-проговаривание

-диктанты(предупредительные,объяснительные,свободные)

-грамматические разборы

овладение общим способом решения орфографической задачи

1)произношение слова -распознавание орфограммы

2)определение места орфограммы в сл3)определение способа проверки

4)проверка слова

5)контроль

6)запись слова

б)Развитие орфографического внимания.

Предупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную

работу учителя,обеспечивающую правильное применение школьнь иками орфографических правил в специальных упражнениях и самостоятельных творческих работах.

Чтобы не притуплялось орфографическое внимание обучающихся, необходимо применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить ,творчески работать.

В методическом письме М.В.Ушаков писал:»Самое широкое применение могут получить при анализе ошибок работы творческого характера ,состоящие в подыскании слов или предложений,аналогичных тем ,в которых были допущены ошибки. Например, если оказалось плохо усвоенным раздельное написание предлогов с местоимениями или с существительными и учащиеся делают ошибки типа «КОМНЕ,СНИМ,НАДОМНОЙ » то дается задание подыскать примеры с тем же предлогом при других местоимениях (к тебе,к вам,с нами. с ней,;над нами) или же с теми существительными ,но с другими предлогами (за оврагом, к оврагу ,у оврага,)а также просклонять письменно данное существительное .

Работа по предупреждению орфографических ошибок связана с работой по их исправлению. Процесс предупреждения и исправления орфографических ошибок включает последовательное выполнение определенных действий, необходимых для решения орфографичекой задачи.

2.4.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

а)Приемы исправления орфографических ошибок.

Приемы исправления орфографических ошибок учащихся рассматриваются с двух сторон : с одной- вид заданий, предлагаемых учащимся с целью преодолению ошибок, с другой- вид указания учителя на ошибку при проверке письменных работ.

Виды заданий перекликаются с приемами предупреждения ошибок. Это различные упражнения. Использование таблиц, карточек, перфокарт.

Цель исправления ошибки должна меняться от класса к классу и быть взаимосвязанной с уровнем овладения умением. Чем старше ученик, тем больше доля самостоятельности в работе над ошибками.

б)Деление учащихся на группы.

С целью активизации учебной деятельности в процессе выполнения работы над ошибками и осуществление индивидуально- дифференцированного подхода к исправлению ошибок ,рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся. Учащиеся могут быть разделены на 4группы.Каждая характеризуется как качественными, так и количественными показателями.

Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки,самостоятельно могут обнаружить и исправить их. ;систематически выполняют работу над ошибками и не испытывают затруднений в определении характера орфограммы .на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа ее исправления

Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают 1-2ошибки ,частично обнаруживают их во время само -и взаимопроверки ,эпизодически выполняют работу над ошибками не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

Третья группа включает учащихся .которые допускают 3-5 ошибок, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их,эпизодически делают работу над ошибками .затрудняются в определении характеристика орфограммы в выборе способа исправления ошибки.

Для четвертой группы учащихся характерно большое количество ошибок. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их.,не выполняют работу над ошибками,затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

в) Способы исправления учителем орфографических ошибок Применением учителем разных способов указания на ошибку в процессе проверки письменных работ не только позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся ,но и помогает правильному выбору способа исправления ошибки.

Таблица №1

Способы исправления учителем ошибок.

Группы учащихся

Способы исправления ошибок

учителем.

1

1.Обозначением на полях условным значком(/) строчки ,в которой находится ошибка.

2

2.Подчеркивание слова, в котором находится ошибка и обозначение на полях условным знаком(/)

2

3.Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях (/)

3

4.Традиционный.

5.Зачеркивание ошибки,подписывание правильного варианта,указание на полях правильного варианта,указание на полях№ орфограммы,на которую допущена ошибка.

04

Например мАрская волна

4

6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта .,указание на полях морфемы,(знак) в которой находится ошибка. а

Например: зеленая трОва (корень)

е

зимнИм утром (окончание)

и

прЕшел (приставка)

е

малИнький (суффикс)

7.Зачеркивание ошибки,надписание правильного варианта.указание на полях способа исправление ошибки.

е

Например:выбИжал из леса(бег)

е

летнИм днем(прил. м.р.Т.п.)

глуш(Ь)( им.сущ. ж.р.)

г) Общий способ исправления орфографических ошибок.

Практика показала, что можно выработать общий способ исправления орфографических ошибок с учетом характера орфограммы, представляющий собой последовательное выполнение определенных действий и основывающийся на общем способе решения орфографической задачи.

Для прочного усвоения общего способа исправления орф. ошибок необходимо специально планировать работу ,направленную на укрепление и прочного усвоения этого способа.

Для этого надо:

-создавать на уроках проблемные ситуации,требующие применения общего способа исправления ошибок;

-во время проверки домашнего задания на уроке предложить одному из учащиеся объяснить, как он исправил дома ошибки,допущенные в письменных -работах;разрабатывать фрагменты уроков по исправлению типичных ошибок;

В целом овладение учащимися общим способом исправления ошибок способствует закреплению как общеучебных (рассуждать. доказывать,сопоставлять), так и специальных (распознавать орфограмму .разбирать слово по составу.,устанавливать способ исправления ошибки и т.д.)умений.


  • Основные направления работы над орфографическими ошибками.

3.1.формы учета орфографических ошибок.

При работе над орфографических ошибками имеет место учет орфографических ошибок: он помогает установить

какие какие разделы из пройденного хорошо усвоены учащиеся,какие недостаточно;кто отстает;

на что следует обратить внимание в дальнейшей работе по орфографии.

Учет орфографических ошибок предполагает их анализ и группировку по определенным признакам. Он проводится в двух планах:1 )количественный и качественный;

2)общий(по отношению ко всему классу) и индивидуальный (по отношению к отдельным ученикам)

Формы учета орфографических ошибок разнообразные:

-всевозможные виды таблиц как общего(по всем изученным правилам),так и частного характера (например .в связи с незнанием состава слова) ;

-тетрадь учета;

-индивидуальные словари.

3.2.Самостоятельная деятельность учащихся по исправлению ошибок.

Важное звено в обучении правописанию-самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.

а) Приемы самостоятельной работы.

Приемы самостоятельной работы бывают самые разнообразные. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостотоятельно и других условий.

К этим приемам относятся:

1) Самостоятельное исправление учащихся ошибок;

2)Самостоятельное объяснение учащимся тех слов, в которых ими допущены ошибки;

3)Подбор проверочных слов к данным словам

4)Выбор слов из « словаря» сопоставления и проверки написания их;

5)Взаимопроверка работ учащимися ;

6)подбор аналогичных примеров,противоположных по написанию;

  • выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определенными орфограммами;

  • повторение пройденного,особенно перед проверочными или контрольными

работами или в начале урока в качестве грамматической разминки и др..

б) Памятка над самостоятельной работы над ошибками .

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками .целесообразно познакомить их с « Памяткой работы над ошибками».Однако при всей их необходимости

и полезности ,следует отметить ,что многие из памяток или очень громоздки, или рассчитаны

на сильного ученика, который самостоятельно может определить, в какой части слова и на какое правило допущена ошибка.

И вполне естественно.что,приступая к работе по такой памятке(плану)слабый ученик теряется.,не знает на какое правило ошибка.

Исходя из этого,можно придти к выводу,что слабому ученику нужна памятка, которая подсказала бы ему на какое правило допущена ошибка(см. Выше) и в которой был бы дан образец, указывающий как правильно исправить такую ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер,но это не значит ,что ученик должен его запомнить и соотносить его с орфограммой . Порядковый номер используется только для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму.

4. Результаты.

Работа над ошибками должна проводиться в определенной системе: а). ознакомление учащихся с результатами письменной работы; б).повторение соответствующего материала;

в). показ учителем приемов работы над ошибками ; г). упражнения в закреплении данных орфограмм; д). задания на дом.

Практика показала, что для организации самостоятельной работы над ошибками необходимо использовать памятку,которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка.,и в которой

дан образец, как правильно исправить эту ошибку.

Ученик,получив тетрадь с исправленными ошибками выполняет работу над ошибками строго по памятке. №5 №4 №6

В роще росли рядом молоденькая рЕ/бина/ , пожЕлая береза и старый дуП.

Согласно инструкциям памятки работа над ошибками должна иметь вид:

/ Работа над ошибками.

/ / / №5

а).Рябина,рябина, рябина.

б) Я люблю рябиновое варенье.

/ / №4.

а).пожил - пожилая

б) поле- поля, грач-грачи

№6

а).дубы-дуб

б). грибы-гриб, годы-год

Каждую работу надо проверять и оценивать независимо от количества ошибок,при этом

учитывать правильность и точность исправления.

Иногда работа над ошибками получается большая ,тогда можно

,не выполнять заданное упражнение.

При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно.

Пользуясь памяткой при работе над ошибками ,ребенок начинает по-настоящему учиться, задумываться над написанием слов. При организации самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно.

Пользуясь тем , что все дети заняты работой ,можно уделить внимание слабоуспевающим, дать им дополнительные разъяснения .Для тех,кто в последней контрольной работе не допустил ошибок ,можно дать дидактический материал .

При систематической организации самостоятельной работы над ошибками растет возможность уменьшить объем домашних заданий,т.к. значительная часть материала усваивается во время самостоятельной работы.

Таким образом ,к концу 4 класса большинство учащихся усваивает основные орфограммы, умеют применять нужные правила при письме.



Библиография.

  • Кульман Н. К.Методика русского языка .-Спб-1912.

  • Флеров В.А.Наглядность письма в освещении современной психологии.-СПб-1912.

  • Богоявленский Д,Н,Психология усвоения орфографии-М.,1957.

  • Рождественский Н,С,Обучение орфографии в начальной школе-М.,1960.

  • Ушаков М,В,Работа над ошибками как средство поднятия грамотности учащихся:Метод. Письмо.Управления школ министерства просвещения РСФСР -М.,

1951.

  • Жинкин Н,И, Развитие письменной речиучащихся3-7 классов; Известия АПНРСФСР_М.,1956.Вып.78.

  • Козлова В,П,Предупреждение орфографических ошибокпри повторениив начале

учебного года .-Начальная школа .,1982,№8.

  • Пыжова Т,Н, Использование памяток при работе над ошибками.-начальная школа .,1986, №4

  • Трубицина Г,Д,.Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте .

Начальная шк. №3,1990.

  • Рамзаева Т,Г,Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников-СПб-1998.

  • Адрианова А,Б. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками .-Начальная шк..,1986,№2.

  • Иванова В,Ф,Трудные вопросы орфографии._Просвещение,1982.

  • Шклярова Т,В,Справочник для начальных классов.-,1994.


© 2010-2022