Методическое объединение «Технологии социальной работы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Мариинского муниципального района












Методическое объединение

«Технологии социальной работы:

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ»









Составитель:

воспитатель Мальцева Н.С.














2014 г. 1 слайд Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. В силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Реабилитация детей-инвалидов - это тяжелый и трудоемкий процесс, требующий от воспитателей владения технологиями социальной работы, позволяющими адаптироваться детям в стандартных социокультурных ситуациях. 2 слайд Технология социальной работы - это совокупность научных знаний, средств, приёмов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Т.о. сущность социальных технологий можно интерпретировать, как совокупность приёмов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Существуют различные классификации социальных технологий в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач и других признаков. Сегодня я хотела бы познакомить Вас с одной из педагогических инновационных технологий, над которой я работаю уже в течение года. Это гарденотерапия. но прежде чем я расскажу о ней, попробуйте догадаться на чем она основана. В этом поможет игра.

Д/И «Чудесный мешочек» В мешочке лежат пословицы и поговорки о растениях. Педагог вытаскивает одну, не глядя, читает и интерпретирует. Когда все пословицы прочитаны, педагоги должны определить их общую тему. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади Рощи да леса - всему краю краса. Сломать дерево - секунда, а вырастить - года. Чеснок да лук от семи недуг. Лук и капуста болезнь не пустят. Цветы что дети, уход любят. Хорошо рябина цветет - к урожаю льна. Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно. Растенье - земли украшенье. Без корней даже горькая трава не растёт. Срубленное дерево вновь не вырастет. - На чем же основывается гарденотерапия? На работе с растениями 3 слайд Гарденотерапия - слово имеет два корня «гарден»-«сад» и «терапия»-«лечение». 4 слайд Гарденотерапия - это направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения людей к работе с растениями. В мировой практике гарденотерапия применяется преимущественно при работе с пожилыми людьми, с людьми с алкогольной и наркотической зависимостью, а также с людьми с психическими проблемами. 5 слайд Понятия, на которых базируется гарденотерапия или садовая терапия, найдены еще в древнем Египте, где умственно отсталым людям предписывали прогулки в дворцовых садах. Найдены примеры использования садоводства в 17 и в начале 18 веков для лечения душевнобольных. В конце 18 века впервые поняли, что садоводство благоприятно сказывается на пациентах госпиталей. Многие больницы имели при себе огороды с овощными и пряными культурами для обеспечения свежей продукцией. Как правило, бедные пациенты в качестве оплаты за лечение работали в этих садах. Доктора замечали, что эти пациенты зачастую поправлялись быстрее, чем богатые пациенты, которым не было необходимости работать в саду. В начале 19 века использование садоводства для терапии стало более широким не только для людей с умственными заболеваниями, но и для молодых людей, относящихся к группе риска и для ветеранов войн. Вовлечение подростков в садоводство и огородничество - это одна из самых модных тенденций сегодняшней Британии. Садовая терапия использует растения и связанную с растениями деятельность как метод лечения для людей с умственными и физическими ограничениями, для реабилитации людей с развивающейся нетрудоспособностью для того, чтобы дать им некоторые полезные навыки для выживания и трудоустройства. 6 слайд На данный момент в России гарденотерапия в работе с детьми пока мало практикуется. Поэтому я, изучив имеющуюся литературу и опыт применения гарденотерапии, адаптировала ее для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и написала программу. Задачи программы: -Развитие познавательной активности; -Коррекция эмоциональной сферы; -Расширение функциональных возможностей кистей рук; -Развитие элементов трудовых навыков; - Привитие трудолюбия; - Воспитание бережного отношения к природе.

7 слайд В программу я включила такие разделы

1. «Комнатное цветоводство» Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями происходит благодаря дидактическим играм о комнатных растениях, таких как «Правила ухода за растениями», «Кто дружит с растениями?», «Из каких частей состоит комнатное растение?», «Строение растений» и другие. 2. Растения на участке Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. 3. «Букеты и приветы» Этот раздел включает игры и художественный труд с природным материалом. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Происходит знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев. Ребята выполняют аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой рукотворной деятельности. Изготовление поделок требует от детей ловких действий, и если вначале неточным движением руки они нередко повреждают игрушки, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Особенно детям нравятся занятия с крупами и зернами. Занятия с крупами очень полезны для малышей любого возраста. Крупы можно перебирать и сортировать, а ещё крупой можно рисовать, а точнее, делать аппликации. Деткам это занятие очень нравится.

Практическая работа Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. А тот, кто дела не найдет, Пускай скучает целый год, И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывет!

Для выполнения аппликаций вам потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, На картоне нарисуйте изображение будущей картины. Намажьте клеем ПВА и густо посыпьте крупами. Можно использовать как один вид крупы, так и создавать более сложные композиции, сочетая несколько видов семян и круп.

  1. Нарисуйте на картоне контурную картинку цветка, солнышка или ту, которую вам хочется

  2. Обведите по контуру свой рисунок

  3. Насыпьте крупу поверх клея, немного прижав руками

  4. Ссыпьте лишнюю крупу.

Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе.


© 2010-2022