- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическое объединение «Технологии социальной работы»
Методическое объединение «Технологии социальной работы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мальцева Н.С. |
Дата | 14.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Мариинского муниципального района
Методическое объединение
«Технологии социальной работы:
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ»
Составитель:
воспитатель Мальцева Н.С.
2014 г. 1 слайд Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. В силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Реабилитация детей-инвалидов - это тяжелый и трудоемкий процесс, требующий от воспитателей владения технологиями социальной работы, позволяющими адаптироваться детям в стандартных социокультурных ситуациях. 2 слайд Технология социальной работы - это совокупность научных знаний, средств, приёмов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Т.о. сущность социальных технологий можно интерпретировать, как совокупность приёмов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Существуют различные классификации социальных технологий в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач и других признаков. Сегодня я хотела бы познакомить Вас с одной из педагогических инновационных технологий, над которой я работаю уже в течение года. Это гарденотерапия. но прежде чем я расскажу о ней, попробуйте догадаться на чем она основана. В этом поможет игра.
Д/И «Чудесный мешочек» В мешочке лежат пословицы и поговорки о растениях. Педагог вытаскивает одну, не глядя, читает и интерпретирует. Когда все пословицы прочитаны, педагоги должны определить их общую тему. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади Рощи да леса - всему краю краса. Сломать дерево - секунда, а вырастить - года. Чеснок да лук от семи недуг. Лук и капуста болезнь не пустят. Цветы что дети, уход любят. Хорошо рябина цветет - к урожаю льна. Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно. Растенье - земли украшенье. Без корней даже горькая трава не растёт. Срубленное дерево вновь не вырастет. - На чем же основывается гарденотерапия? На работе с растениями 3 слайд Гарденотерапия - слово имеет два корня «гарден»-«сад» и «терапия»-«лечение». 4 слайд Гарденотерапия - это направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения людей к работе с растениями. В мировой практике гарденотерапия применяется преимущественно при работе с пожилыми людьми, с людьми с алкогольной и наркотической зависимостью, а также с людьми с психическими проблемами. 5 слайд Понятия, на которых базируется гарденотерапия или садовая терапия, найдены еще в древнем Египте, где умственно отсталым людям предписывали прогулки в дворцовых садах. Найдены примеры использования садоводства в 17 и в начале 18 веков для лечения душевнобольных. В конце 18 века впервые поняли, что садоводство благоприятно сказывается на пациентах госпиталей. Многие больницы имели при себе огороды с овощными и пряными культурами для обеспечения свежей продукцией. Как правило, бедные пациенты в качестве оплаты за лечение работали в этих садах. Доктора замечали, что эти пациенты зачастую поправлялись быстрее, чем богатые пациенты, которым не было необходимости работать в саду. В начале 19 века использование садоводства для терапии стало более широким не только для людей с умственными заболеваниями, но и для молодых людей, относящихся к группе риска и для ветеранов войн. Вовлечение подростков в садоводство и огородничество - это одна из самых модных тенденций сегодняшней Британии. Садовая терапия использует растения и связанную с растениями деятельность как метод лечения для людей с умственными и физическими ограничениями, для реабилитации людей с развивающейся нетрудоспособностью для того, чтобы дать им некоторые полезные навыки для выживания и трудоустройства. 6 слайд На данный момент в России гарденотерапия в работе с детьми пока мало практикуется. Поэтому я, изучив имеющуюся литературу и опыт применения гарденотерапии, адаптировала ее для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и написала программу. Задачи программы: -Развитие познавательной активности; -Коррекция эмоциональной сферы; -Расширение функциональных возможностей кистей рук; -Развитие элементов трудовых навыков; - Привитие трудолюбия; - Воспитание бережного отношения к природе.
7 слайд В программу я включила такие разделы
1. «Комнатное цветоводство» Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями происходит благодаря дидактическим играм о комнатных растениях, таких как «Правила ухода за растениями», «Кто дружит с растениями?», «Из каких частей состоит комнатное растение?», «Строение растений» и другие. 2. Растения на участке Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. 3. «Букеты и приветы» Этот раздел включает игры и художественный труд с природным материалом. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Происходит знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев. Ребята выполняют аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой рукотворной деятельности. Изготовление поделок требует от детей ловких действий, и если вначале неточным движением руки они нередко повреждают игрушки, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Особенно детям нравятся занятия с крупами и зернами. Занятия с крупами очень полезны для малышей любого возраста. Крупы можно перебирать и сортировать, а ещё крупой можно рисовать, а точнее, делать аппликации. Деткам это занятие очень нравится.
Практическая работа Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. А тот, кто дела не найдет, Пускай скучает целый год, И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывет!
Для выполнения аппликаций вам потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, На картоне нарисуйте изображение будущей картины. Намажьте клеем ПВА и густо посыпьте крупами. Можно использовать как один вид крупы, так и создавать более сложные композиции, сочетая несколько видов семян и круп.
-
Нарисуйте на картоне контурную картинку цветка, солнышка или ту, которую вам хочется
-
Обведите по контуру свой рисунок
-
Насыпьте крупу поверх клея, немного прижав руками
-
Ссыпьте лишнюю крупу.