Конспект урока по литературному чтению на тему Г. Скребицкий «Весна-художник» (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения 2 класс по программе «Начальная школа 21 века» Учитель начальных классов: Маловецкая Л.В.

Тема: Г. Скребицкий «Весна- художник» Учебные задачи: ● наблюдать и анализировать изобразительно - выразительные средства языка; ● учиться давать словесное иллюстрирование эпизодов текста; ● развитие творческих способностей учащихся; ● воспитывать любовь к природе. Учебные умения: ● находить ответы на вопросы в тексте; ● формирование полноценного восприятия литературного произведения; ● отрабатывать умение выразительного чтения.

ЦЕЛЬ: формирования умения работать с текстом произведения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные.

Ход урока:

I. Орг. момент. Создание эмоционального настроя. Слайд 1

У. Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Определи настроение в начале урока Слайд 2

отличное

хорошее

не очень хорошее

зеленый

синий

красный

II. Сообщение темы и целей урока. Загадка. Слайд 3-пауза

-Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной) Слайд 4

Слайд 5-пауза. Сообщение целей урока:

-Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением, будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы, научимся видеть и чувствовать красоту природы.
На уроке нужно быть внимательным, активным, говорить четко и правильно, уметь слушать друг друга.

-Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне, но сначала выполните вот такое задание:

-С помощью стрелок соотнеси автора с названием произведения

А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие»

А.Чехов «Весной»

А.Пушкин «Гонимы вешними лучами»

Народная песня «Весна, весна красная!»

- К какому жанру относятся эти произведения?

-Что их объединяет?

-Назовите приметы весны.

III. Работа над новым материалом.

1) - Весна - прекрасное время года. Природа пробуждается от зимнего сна. Кругом все весело, ласково, приветливо.

И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне, поговорим о красоте родной природе.

(на доску вывешиваю лист со словом « весна»)

2)- Приготовьтесь к буквенному диктанту (дети записывают буквы) Слайд 6

С

Подснежник

4 буква

К

Бабочки

6 буква

Р

Березы

3 буква

Е

Весна

2 буква

Б

Яблони

2 буква

И

Картина

5 буква

Ц

Медуница

7 буква

К

Букашки

3 буква

И

Брызги

6 буква

Й

краской

7 буква

- Из букв составьте фамилию писателя.

- Что у вас получилось? Назовите фамилию писателя (Г.Скребицкий) Слайд 7

-Сегодня мы познакомимся с произведением Георгия Скребицкого «Весна- художник». (Выставка книг)

Григорий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903году в Москве, в семье врача. Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике - «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.
Его книги пользовались и пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом, они издавались на албанском, болгарском, венгерском, немецком, польском, чешском и словацком языках.
Умер он в 1964 году. Его детство прошло в городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.

Слайд 8 - пауза

3) Словарная работа. Слайд 9-13

Калужница- травянистое растение с желтыми цветами.

Лугавина- 1.Небольшой луг. 2. Луг среди других угодий (леса, пастбищ). Слайд 14

-Как называется это произведение?

-Как вы думаете о чем оно?

4)Беседа.

-Сегодня, вместе с Весной, мы попробуем создать свою картину. Что из этого получится мы узнаем позже. У кого-то из вас на партах лежат картинки. Сейчас мы вместе попробуем создать иллюстрацию к этому тексту. Будьте внимательны при чтении учителя, т.к. ребята имеющие картинки должны подойти к доске и приклеить их в нужное место.

прослушивание аудио записи текста

5) Чтение произведения учителем по абзацам и создание иллюстрации.

6) Сравнение иллюстраций с книгой.

Физ.минутка (под музыку). Слайд 15

.

Слайд 16-пауза Первичное впечатление. Беседа по прочитанному. Работа с текстом .

-Понравилось вам произведение? Какие слова были непонятны?

(луговина-луг, калужница - травянистое растение с желтыми цветами)

-Как называет писатель весну? Найдите, подчеркните ответы в тексте карандашом.

- Почему? Как начинается произведение? Почему Весна не сразу взялась за дело? Какой был лес? Что значит «лес стоял хмурый и угрюмый»? Как решила Весна раскрасить лес? Какие она взяла кисточки?

-Какие краски использовала Весна? Подчеркни эти слова карандашом.

Активизация творческого воображения детей.

-Давайте вместе с художником-Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски взяла с собой она и какие картины она нарисовала. Рассмотрим первую картину. Найдите ее описание. (Дети читают.)

-Что сделала Весна?

Ученик. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки.

Учитель. Подчеркните слова, которые обозначают эти краски.

-Попробуйте представить эту картину.

-Что мы видим?

Ученик. Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные сережки.

-Тебе нравится эта картинка?

Ученик. Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу стало веселее.

-Найдите описание весенней лужи?

(лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы …)

-Какую следующую картину она нарисовала? (цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы)

Дети читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания.

- Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий.

Ученик. Разукрасила, тронула, поразвесила, вывела, рассыпала, рисует, покрыла.

- Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником?

Ученик. Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала,

что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень

красивые картины.

-Прочитайте строчки из этого произведения, которые вам понравились больше всего.

-Скажите, вызвало ли у вас это произведение какие-то чувства? Какие?

(приятные, восторг, любовь…)

-А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении? Нравится ли ему это время года?

V. Закрепление пройденного материала.

1) Чтение про себя и вслух по абзацам.

3)Работа в парах ( на карточке): Слайд 17

Вставьте пропущенные слова

________ ветви берез. ________ и ________ сережки на тополях и осинах. ________ лужа. _________ цветы. __________ цветы. ____________трава.2) Составление моделей обложек (По образцу на доске).

Слайд 18-пауза

-Что вам понравилось больше всего?

3) Беседа об охране природы.

-Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?

Ученик: выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.

-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.

-Как вы думаете, почему надо беречь цветы?

-Нарвать букет ландышей или других цветов - это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Помните старую истину - цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы - вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.

Итог урока. Рефлексия.

-Чем занимались на уроке? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Каков жанр этого произведения?

Оцените свое настроение в оценочных листах.

Домашнее задание: прочитать рассказы, нарисовать рисунки к рассказу Г.Скребицкого «Весна-художник».

Оцени свою работу в конце урока Слайд 19

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

зеленый

синий

красный

Слайд 20-пауза

Последний слайд 21.

© 2010-2022